Летнее чтение 2021-2
Вот есть что-то общее в героине картинки со мной: такие же стопки книг везде (непрочитанных), читает на улице.
Этим летом настиг меня нечитун, бессмысленный и беспощадный.
Самой не верится, но за два с половиной месяца только эти шесть (с "Мимом" 7) книг.
Итак, мои заметки и цитаты из книг:
"Задание очень простое. Вы будете плакать, когда смешно, петь, когда больно, и смеяться, когда грустно".
Неплохая история для 10-13-летних, любящих магический реализм. И идеи многие мне понравились, и главная героиня вполне. Но для меня каким-то резким был переход от первой главы ко всему остальному. Возможно, если бы я успела больше узнать о Кларе, её семье, привычках, характере, мне не пришлось бы большую часть книги недоумевать, а что она делает в этом очень странном "санатории" для детей. И не то чтобы ответ потом появился (ответ про санки заметила): просто я перестала себя спрашивать.
Мне хотелось больше знать об этих детях, а не догадываться. Возможно, тогда было бы сопереживание и понимание. А так иногда недоумевала: почему, например, Танечка, с трудом выучившая стишок, вдруг смогла петь песню?
Странный параллельный мир, пропадающие из санатория дети, потревоженные потусторонние существа, которые успокоятся, если им вернуть что-то им принадлежащее и главная героиня, вынужденная решать сложные задачи, помогать тем, кто нуждается в поддержке, находить друзей и взрослеть.
Снуллы - очень интересный образ, пугающий и притягивающий.
В первой главе я вдруг узнала себя-школьницу, но всего лишь на мгновение.
Ещё раз это мелькнуло, когда героиня поделилась, что видит другие слова на вывесках, рекламных плакатах: это я уже сейчас.
"Если человека поставить в зверские условия, он и сам станет зверем. Выходит, так? А как остаться человеком? Надо всегда напоминать себе, кто ты есть, кто твоя семья и каким ты хочешь стать".
"Мы опять пошли вдоль коридоров со странными надписями: "С 3 до 6", "С 7 до 12", "С 13 до 16".
- Я поняла: эти цифры - возраст! - воскликнула я. - Вот так всегда: кажется, что после шестнадцати все волшебные пути уже закрыты. Даже указателей нет!"
"Иногда порядок так пугает! Беспорядок - это и есть следы жизни".
"Я поняла, почему взрослые так редко улыбаются: они слишком много знают".
А
"Человеческая душа может иногда найти целые залежи драгоценностей там, где остальное человечество видит только гладкое место".
Тэффи с иллюстрациями Граблевской я взяла в пару к сборнику Аркадия Аверченко из этой же серии. Понравилась подборка произведений: и улыбнуться, и усмехнуться, и вздохнуть, и задуматься. На первый взгляд, всё так весело, искристо, а к финалу - грусть, горечь и даже какое-то опустошение.
Многое хотелось цитировать, стала зачитывать вслух мужу: но то ли без контекста не то, то ли от мужчин далековато .
В этом сборнике рисунки немного не в яблочко, иногда удивляли.
Перечитала на одном дыхании, успела подзабыть основательно, поэтому удовольствие было полным. И Булгакова люблю, и всю мою жизнь сфера медицины рядом (не как у пациентки, а как у ближайшей родственницы людей с мед.образованием).
От издания я не в большом восторге. Для меня многие рисунки мимо по эмоциям, встретила и ошибки.
После аннотации ждала фантастику и мистику, а получила триллер и детектив. Первое время привыкала к описанию событий в настоящем времени: слышу, шепчу, сижу... Потом вчиталась, это уже не отвлекало.
Интрига с первых же страниц, дальше накал не ослабевает. Выбивали меня из колеи только всякие мелочи: каникулы в октябре (неужели?), странное сосуществование в одной квартире с родителями, мало что замечающими, повтор автором фразы про точки над ё. Осталось ощущение, что перемудрили с братом физкультурника.
Но большой плюс этой истории не в теме "ожившего" искусственного интеллекта, а в проблеме нашей зависимости от гаджетов, безопасности в интернет-пространстве.
Финал немного не дотянул, всё же при таком накале страстей и такие мотивы...
Рекомендовать историю буду точно.
"Я ведь знаю: в моей жизни такого не бывает. Никогда не было и впредь не будет. Жизнь же не всегда завёрнута в яркий фантик. Она бывает серой, как ноябрьские сумерки, и скучной, как домашка по химии, в которой ты ни черта не понимаешь".
"Если кто-то пытается свести меня с ума, то выходит у него просто отлично. Я уже не уверена вообще ни в чём".
"Мы виноваты в том, что он умнее, быстрее и хитрее нас. Потому что это мы его научили. Сделали его таким. Он - немножечко мы с тобой. И мы в ответе за тех, кого обучили".
Уже пятый сезон оставил смешанные чувства, не проходило ощущение, что написано сильно по просьбам читающих. В шестом это никуда у меня не делось. Плюс летом со всех сторон обрушивались громкие споры по поводу всевозможных соц.меньшинств , а тут тоже они через страницу. Надоело.
Без энтузиазма читала, но потом некоторые новые линии зацепили (история про бабушку и внука, подросшие главные герои из семьи Спасителя) и завершала я шестой сезон с приятными читательскими "послевкусиями". Что поделаешь? Сериал!
Генри Р. Хаггард "Дочь Монтесумы"
"Гораздо чаще зодчим человеческих судеб становится случай; хочется этого людям или нет, он властно вмешивается в их жизнь и перестраивает её по-своему".
Читала роман Хаггарда, потому что проспорила.
Нельзя сказать, что у меня было что-то против этой книги, но всё время находились истории, привлекающие, интересующие куда больше. А тут помог случай!
Теперь я явно вижу, как сильно подействовали книги Хаггарда на творчество Евгения Рудашевского! Но Рудашевский больше погружается в детали быта, описания местности, традиции - для меня это плюс.
Томас Вингфилд, рассказывающий историю, меня бесил, временами было жаль:заранее понятно, что он из всех перипетий выберется и жив останется.
История понравилась, потом немного почитала про упоминаемых в ней реальных исторических лиц. Мне как-то не хватало остановок и бОльших подробностей. Я бы про многие вещи почитала бы ещё: и про жизнь в Испании в доме Фонсеки, и про быт в племенах.
Моим главным врагом этим летом была погода. Жара отравляла жизнь так, что не думалось вообще ни о чём: какое чтение, когда и живёшь с трудом? Иногда я сбегала из дома в Елагин парк на весь день. Там было легче, там можно было дышать, смотреть и читать (только возвращаться нужно было в квартиру, где под 40!) В один из таких дней на острове и был прочитан "Мим"! Читала вот прямо под этой статуей:
"- Кто же способен на такое? - недоумённо спросил он.
- Война, - ответил граф Тилло. - Из-за неё замки превращаются в руины, а люди - в зверей".
Война способна на многое, но она не начинается сама собой. Очень горько осознавать, что не сказанное вовремя слово, не сделанный в нужную минуту шаг затем приводят к страшным последствиям.
Многолетняя война между двумя королевствами: Монфиль и Винландия - измотала всех.
Флорин, 12-летний кронпринц Монфиля, младше этой войны, но вместе с ровесниками, будущими оруженосцами и рыцарями королевства, оттачивает искусство сражаться, ожидая возвращение своего отца, короля, с церемонии заключения мира. Будущая знать Монфиля пока ещё продолжает оставаться детьми: они сбегают с занятий, разыгрывают своих учителей, мечтают о подвигах. Первые страницы истории мне напомнили любимый фильм - "Три орешка для Золушки": помните, там принц со своей свитой тоже весело проводили время, сбегая от наставника?
А дальше всё в одночасье переворачивается с ног на голову, никакого перемирия нет, есть обман и предательство. Флорин оказывается пленником винландского короля Теодо. Ему уготована странная участь: он не в темнице вместе с отцом и другой знатью Монфиля, он в Обезьяньей башне, на соломе, рядом с королевским шутом. Он сам должен стать шутом, Маленьким Мимом, если хочет выжить, а особенно - сохранить жизнь отцу.
"...он будет таиться, подыгрывать, притворяться - и ждать первого удобного случая".
Флорин - подросток, для него пока ещё существуют только белое и чёрное, он - принц, он знаком с понятиями "достоинство и честь", он верит отцу, доверяет друзьям, ищет поддержки у Бога. Как сохранить себя в ситуации, где это невозможно? Как не перестать чувствовать себя человеком? Где взять силы?
О! Мим не просто так заглавный герой! Это человек - загадка, в нём сочетается несочетаемое, он так много может и так зависим! Хотя Флорин и думает, что
"...ему ещё не приходилось встречать человека, настолько лишенного чести",
но именно королевский шут будет преподносить урок за уроком и принцу, и королям. Думаю, что и у Флорина он кое-чему научится:
"...предмет не остаётся одним и тем же; порой важно, смотришь ты на него сверху или снизу".
Увлекательнейшая история, захватывающие события, которые часто бывают непредсказуемыми. Безусловно, атмосфера Средневековья передана удивительно. Характеры сложные, яркие, запоминающиеся.
Книга появилась в 2003 году, Дж.Мартин начал писать свои романы в 90-ые. Уж не знаю, вдохновлялась ли Лилли Таль "Песнью Льда и Пламени", но общее здесь можно обнаружить. Символ Винландии - лев, символ Монфиля - волк. Тёмная история прошлого, из-за которой идёт война. Некоторые герои и повороты сюжета... Возможно у Джорджа Мартина и Лилли Таль были общие источники в истории Средневековья. В чём коренные отличия, так это полное отсутствие магии, фантастических существ в "Миме" и адресат этой истории.
В "Миме" рассказано о жестокости, об убийствах, но кровь не льётся рекой и на этом не делается особый акцент. Это книга для подростков, но с удовольствием её читают и взрослые! Очень рекомендую!
Всё, дальше осень, школа, ОГЭ и ЕГЭ. А ещё безумно хочется в лес, но очень мало получается из-за занятости мужа. Всего-то два раза и были! Поэтому сентябрь для меня с чтением мало связан, он связан со школьными делами и лесными. Это находки этого года, красивые, но большинство с жителями: