Ольга
6 лет
"Золото Хравна" + и -
Вы знаете, как написать отрицательный отзыв на книгу, которая понравилась? И я не знала. Решила объяснить, почему книга на 9 из 10, и увлеклась)
Объём этой книги и манил, и пугал, но первое плюс отличные отзывы всё же подтолкнули к покупке. А ещё не давал покоя тролль, которого увидела в книге во время Салона:
Сложные, гордо звучащие имена, суровая природа, загадочная судьба семьи - всё это с первых страниц звало за собой. Читать было интересно, хотя события не всегда развивались стремительно. Мария Пастернак упор сделала на полное погружение в эпоху: обилие сносок, подробные объяснения деталей быта, описания одежды, оружия, нравов и обычаев.
Но всё же, на мой взгляд, это не 10 из 10. Объясню, почему свою оценку снижаю.
- Книга вышла в издательстве "Розовый жираф", презентовали и рассказывали о ней всё же в рамках детской, подростковой литературы. В самом начале чтения я решила, что это литература для взрослых: героине 17 лет, герою 24 . Да и в книге рекомендация "для детей старшего школьного возраста". Но теперь могу сказать, что книга именно для детей (12+) - думающих, читающих, интересующихся. Для тех, кто не только следит за стремительно развивающимся сюжетом, но и любит узнавать новое.
Главные герои не ведут себя на свой возраст, хотя в те суровые времена дети рано взрослели. Поверить в то, что девушка 17 лет никаких романтических чувств не испытывала к юноше, даже и не думала об этом, - сложно. Вильгельмине 17 лет, она многое делает в усадьбе, умела и хозяйственна, но по своему поведению - ребёнок. Вот какой нарисовала её Мария Пастернак, такая она и является.
24-летний Торлейв - герой "дистиллированный", такой герой, который может родиться в женской голове, но вряд ли был бы таким в суровом 13 веке. Частично это можно было бы объяснить его желанием стать монахом, но ведь он сам ушёл с этого пути.
И ещё одна деталь, свидетельствующая в пользу детской литературы (и уж никак не старшего школьного возраста): !спойлер! все положительные герои остаются живы, без серьёзных потерь выходят из любых испытаний. Я кровожадна? может быть
- Я всегда очень страдаю, когда финал в книге остаётся открытым, день за днём в голове могут разворачиваться дальнейшие события, книга не отпускает, даёт повод для размышлений. Т.е. я "страдаю", но это-то как раз и плюс! В этой книге для меня последние 100 страниц были лишними. История достигла своей кульминации намного раньше, развязка затянулась. А завершить бы всё это на подъёме! Очень субъективно, конечно. И вот тут-то уже стали надоедать описания: у людей поединок, практически дуэль, а автор нам "тело его прикрывал..., на голове ... был надет..." Наверное, это важно, особенно для мальчиков: все эти доспехи и т.д. Но 500 страниц до этого нам тоже рассказывали, кто и во что одет.
- Открывают и завершают книгу развороты с рисунками, они как мини-энциклопедия: одежда и обувь, жильё и быт, оружие и доспехи, монастыри и церкви... Для меня это огромный плюс книги... был, пока муж вдруг не взглянул на разворот с оружием. Дальше меня ждала небольшая лекция о том, что было позже 13 века, что было не в Норвегии и т.д. На мои вначале возмущённые, а потом уже робкие возражения, что я читала интервью с автором, что там приводились источники и т.п. - всегда следовали вполне логические разъяснения. Я-то считала, что эти развороты относятся именно к Норвегии 13 века, а не в принципе к Европе и Средневековью.
Например, есть там шестопёр, о котором я теперь поначиталась вволю:
"Шестопер - это исконно русское холодное оружие, первые экземпляры которого относятся еще к XIII веку, а позже шестоперы распространились по всей Европе..."
Скажем так, моего мнения об истории это не изменило, но вот относиться ко всему, что нарисовала и написала Мария Пастернак, как к этнографическим сведениям, я бы не стала.
И вот теперь я предупредила обо всём, что меня насторожило или разочаровало в книге. Получилось как-то много и даже разгромно - НО я ни разу не пожалела, что приобрела её. История интересная, героям сочувствуешь, с ними и радуешься, и огорчаешься их неудачам. Злодеи колоритные, атмосфера создана соответствующая.
На форзацах - карта, которую было интересно рассмотреть. Иллюстрации автора, они-то как раз помогают понять, какими видит Мария Пастернак своих героев и расставляет точки над i.
Мы обычно замечаем, если художник невнимательно читал книгу и допустил неточности в рисунках. А когда автор и художник - это одно лицо? Не читать не мог - писал сам, придумывал, тогда почему такое отношение к рисунку?
Вот хюльдра:
А вот её описание с соседней страницы:
Сложно было нарисовать эти два ожерелья? Не столь важно?
Книгу обязательно буду рекомендовать, надеюсь основательная толщина тома будет привлекать книголюбов.
***
"Ложь труднее всего разоблачать, когда она переплетена с правдой так тесно".
***
"Что убивает любовь в человеке? Страх. Что рождает страх? Незнание, непонимание".
***
"Впрочем, нынче правосудие наше таково, что дождаться его решения куда как безопаснее будет где-нибудь в Швеции или в Дании. А то ведь теперь сносят голову раньше,чем разберутся, на чьих плечах она сидит".
Мария Пастернак "Золото Хравна"