Каляки-маляки
С чего начинается детское рисование? С заданий вроде того: "нарисовать лучики солнышку, капельки - тучке", с пальчиковых красок в ванной, с художеств на стенах или с коробки карандашей? Думаю, рисование начинается задолго до поиска форм выражения. Оно берёт свои корни в способности видеть красоту. И как раз этим чувством прекрасного наделены все без исключения дети.
По сути, на начальном этапе, лет до трёх точно, родительская задача сводится к предоставлению материалов, пространства для творчества и разговорам о прекрасном. Обращая внимание ребёнка на изменения в природе, на очарование распустившегося цветка, палитру заката, перспективу улицы вы развиваете в нем главное - способность наблюдать и видеть. Не мало важно, на мой взгляд, выбирать книги с хорошими высокохудожественными иллюстрациями. Через книги малыш знакомится с искусством, он видит, что слово, мысль, фантазию, мечту можно выразить по средствам линии и цвета. В это время главное не пытаться учить ребёнка рисовать, никаких шаблонов, никаких схем.
Какие материалы и техники можно попробовать от года до трёх?
- размазывание и смешивание красок (пальчиковых, гуашь, натуральные самодельные краски) руками, использование бумаги разных размеров и цветов. Рисовать на горизонтальной, вертикальной поверхности, на полу, на себе. Ближе к двум годам играть в игру на ассоциации (на что похож рисунок)
- принты и штампы. Рисовать ведь можно не только кисточками, фломастерами и карандашами, а в общем-то любыми предметами: вилками, воздушными шариками, смятой бумагой, пузырчатой упаковкой, марблс, овощами в разрезе, листочками-цветочками, ватными палочками, ситечком, собственными ладошками, мыльными пузырями и др. Здесь уместно показать ребёнку простейшие орнаменты, чередование повторяющихся элементов.
- экспериментировать с материалами, на которые наносим краску: на стекло - получим витражи, на ткань - батик, на глину или солёное тесто, камни и т.п.
- сочетаем рисования с аппликацией (+ цветная бумага, гофрированная, бархатная,
перья, ткани, блёстки, нитки и пряжа, деревянная стружка, крупы, бисер, конфетти), с лепкой (+ пластилин, тесто, мозаики, бусины, пуговицы, макароны)
- например, благодаря паспарту, можно сделать поделки (когда каляки-маляки ребенка вставляются в лист с вырезанной формой: цветка, бабочки и т.п.), но не надо побуждать детей к "готовым результатам", это убивает креативность.
- от двух лет можно попробовать вводить смысловую нагрузку: закрасить кружочки (яблочки-шарики), провести линии (разнообразные дорожки-проводилки), обвести предмет (а также игра "угадай по контуру"). Это период знакомства с формами, так что совсем не вредно обращать внимание на то, что мяч круглый, а коробка квадратная. Но в рисунке позвольте сделать это открытие ребёнку самостоятельно, не давайте готовых ответов.
Я бы сказала, что ранний возраст - это время экспериментов, творчества ради процесса, исследования материалов и их свойств. Педагоги-дошкольники хорошо знают, что от года до трёх восприятие - наиболее активная форма познания. Полезно сохранить эту свободу, готовность выйти за рамки привычного и в будущем.
Прорывом становится переход к каракулям и позже схематическим изображениям. Предметы становятся узнаваемы, человечки исполняются в виде головоногов. В это время важно не поддаваться на провокации "мама, нарисуй мне", "мама, у меня не получается". Рисование детей основано не на сходстве с реальным объектом, а на представлении о нем самого автора. Тут и поиск ассоциаций, и создание уникальных образов. При рисовании устанавливаются связи между восприятием, моторикой и мышлением. Самостоятельное рисование исключительно полезно для детей.
Участие родителей может быть в форме игр, например, для развития зрительного восприятия ребёнка. Хочу привести перечень таких игр-упражнений Марины Озеровой, к которому я сама часто прибегаю в подборе заданий ( взяла из книги "О детском рисовании"):
Упражнения на совершенствование зрительного анализа, осмысленности восприятия:
- Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов (соотнести изображение предмета и его тень).
- Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов и геометрических фигур.
- Узнавание перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений.
- Поиск заданной фигуры в ряду других.- Поиск отличий в изображениях.
- Поиск недостающих или лишних деталей в рисунках.
- Игра «Найди пару». Перед ребенком ставят несколько игрушек, предлагают найти среди них две одинаковые (по форме, цвету, размеру).
Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти:
- Угадывание предметов на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям.
- Различение правильно и зеркально изображенных фигур.
- Выделение в предметах сходных деталей и группировка их на этой основе.
- Игра «Что было?» Перед ребенком размещают картинки или предметы для запоминания, после чего взрослый что-то незаметно убирает, а ребенок, повернувшись, угадывает отсутствующий предмет.
- Игра «Что изменилось?» (то же самое, только с запоминанием расположения объектов).
Упражнения на формирование зрительного образа:
- Игра «Волшебный мешочек». Взрослый держит перед ребенком непрозрачный мешочек с мелкими предметами. Ребенок должен ощупать предмет, назвать его и охарактеризовать (шершавый, гладкий, деревянный, округлый и тому подобное). Эту же игру можно проводить с предметами, лежащими в миске с песком.
- «Что бывает?» Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие ему известны предметы, обладающие определенным качеством (что бывает круглое, плоское, мягкое, желтое и так далее).
- «Назови пять». Нужно назвать пять предметов, которые больше заданного (стола, комода, слона), или пять предметов, похожих по форме на заданный.
- «Что на что похоже?» В эту игру можно играть где угодно. Скажем, поток мчащихся под мостом машин напоминает реку. Один и тот же предмет полезно представлять в разных образах. Взрослый может помогать ребенку находить новые ассоциации, чтобы пошатнуть устоявшиеся стереотипы вроде «дом похож на кубик».
Рисунок может многое рассказать о своем авторе, его внутреннем мире, эмоциональном равновесии, желаниях. Нередко психологи используют рисунок на заданную тему "Мои друзья в детском саду" или "Моя семья" для анализа скрытых переживаний ребёнка. На примере второго, на что нужно обратить внимание ? Последовательность рисования членов семьи, сюжет, как люди расположены друг относительно друга и их размеры, цвета, место нахождения ребёнка среди них. Как правило, отсутствие членов семьи или оттягивание времени их изображения, или изображение лица "без лица" - один из симптомов психического дискомфорта ребёнка в семье. И напротив, радужный персонаж в праздничной одежде - свидетельство привязанности к нему ребёнка. Если сам ребёнок в центре картины и больше других - значит таково его представление о себе в семье (кумир) и, напротив, мальчик-с-пальчик где-нибудь в уголочке - значит его в семье не замечают или подавляют. Важно помнить, что рисунок ребёнка - всегда говорящий рисунок.
После того, как у ребёнка появляются попытки осознанного выражения образа можно посещать художественные выставки, обращать внимание на репродукции в книгах. О чём при этом говорить? Выбор художником цветовой гаммы, сюжет полотна, композиция, интересные детали. Полезны разговоры об искусстве разных народов и эпох (Древний Египет, Греция, Рим, Византия, романское и готическое искусство, иконопись, эпоха Ренессанса, направления нового времени: барокко, классицизм, импрессионизм).
Можно даже пробовать делать копии картин с опорой на оригинал (это уже младший школьный возраст, но можно пробовать и раньше, если ребёнку интересно). Есть даже в интернете такой проект по изучению творчества художников - Марии Костюченко
Главное, друзья, чтобы искусство ненавязчиво входило в вашу повседневную жизнь, тогда дети естественно будут приобщаться к нему. Не торопите время, не учите малышей рисовать и помните, даже великие мастера живописи начинали с каляк-маляк)