№ 4,5,6,7 Упражнения для развития речи у детей 2-х лет
Девочки, привет!
Сегодня постараюсь собрать материал как можно полнее, чтобы хватило на 4 дня. Я на этот период уезжаю и буду, к сожалению, далеко от интернета. И, честно, буду скучать по нашему с Вами общению. Но с дочкой все равно будем заниматься, надеюсь, что Вы к нам присоединитесь.
Давайте начнем?
УПРАЖНЕНИЕ № 1 - Артикуляционная гимнастика
Сегодня предлагаю ввести в наш план занятий артикуляционную гимнастику гимнастику. Что это такое, для чего она нужна и как правильно заниматься ее с малышом рассказывает в своей статье учитель-логопед Н.Н. Блохина (
Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой, которые нужно начинать как можно раньше (этот совет дает родителям дошкольников логопед Л.Н. Урванцева), и упражнениям по развитию речевого слуха, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
+ Сначала малыш должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем не менее 5-6 раз, которые помогут быстрее освоить все упражнения.
+ Упражнения на повторение помогут отработать определённые положения органов артикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности именно у вашего малыша.
Рекомендации к проведению упражнений:
- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
- Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
- К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний. Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.
|
Примерное время занятий - 5-7 минут
Теперь предлагаю перейти к упражнениям-играм на развитие речевого дыхания.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
УПРАЖНЕНИЯ 2 - Развитие речевого дыхания
а) "Мыльные пузыри" Взять соломинку для коктейля и дуть в стакан с водой, образуя множество пузырей, щеки при этом не надувать. Будет еще интереснее, если вы добавите в стакан с водой капельку детского шампуня.
- Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!
В начале занятий диаметр трубочки может быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.
б) "Кораблик" Взять таз с водой и сделать бумажный кораблик. Чтобы кораблик плыл плавно, подгоняемый легким бризом, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. Для порывистого ветра-шторма губы складывать, как для звука [п]. Щеки при этом не надувать.
в) Загнать мяч в ворота Вытянуть губы «трубочкой» и с силой подуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками-воротами. Устройте футбольный матч. Пусть каждый старается "забить гол" в ворота противника.
г) "Карандаш" Ребенок и мама сидят за столом. На столе на расстоянии 15-20 см от ребенка положите карандаш с гладкой или ребристой поверхностью. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Игра продолжается перекатыванием карандаша от одной к стороны к другой. Щеки надувать не нужно.
д) "Воздушный шарик" (3 варианта игры)
I) Держите или повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
II) Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.
- Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!
III) Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным гелием. В этом случае шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетал как можно дальше вперед.
Следите, чтобы выдохи были плавными и глубокими.
е) "Свеча или День рождения Мишки"
-У мишки сегодня день рождения. Ему исполняется один (или больше) год. Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт - помоги мишке задуть свечи.
Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным.
Многие дети, делая правильный выдох, не могут верно направить струю выдыхаемого воздуха - она проходит мимо пламени свечи. В этом случае полезно для наглядности предложить дуть в трубу, сделанную из листа плотной бумаги (диаметр 3-4 см), т.к. с помощью трубы можно контролировать направление выдыхаемого воздуха.
Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40-50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует.
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух
Цель: развитие слухового внимания, ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве.
Стоит 1 стульчик. Мама произносит:
Девочке на ручку
Бабочка села.
Девочка бабочку
Поймать успела.
После этих слов мама и ребенок бегут к стульчику и стараются сесть на него.
II) "ЗВУКИ В КОРОБОЧКАХ" Для игры необходимы 2-4 коробочки (в зависимости от степени сложности). Наполняем их различными материалами. Например, в одну кладём пуговицы, в другую - морские камешки, в третью - горох, в четвертую - орехи и т.п. При потряхивании ребенок должен определить, что находится внутри.
III) "УГАДАЙ ЧТО ЗВУЧИТ" Сначала внимание акцентируется на звуках при постукивании по предметам из разных материалов (стекло, дерево, пластмасса, резина, пенопласт). Затем, закрыв глаза, ребенку необходимо отгадать, по какому предмету стучит взрослый. Если он еще не может назвать предметы, то пусть показывает, а вы называйте за него.
IV) "УГАДАЙ ЧТО ЗВУЧИТ" . Малыш закрывает глаза и двигается в направлении звуковых сигналов (хлопки, музыкальная игрушка, колокольчик и др.).
IV) "ХЛОПУШКИ " Задается определённый ритм и темп хлопков в ладоши, который потом повторяет ребенок.
V) "ТИХО-ГРОМКО" Нужно договориться, что, когда взрослый говорит громко или тихо, малыш будет выполнять определённые действия. Например, «Когда я говорю громко, ты хлопаешь, когда тихо, приседаешь» и т.п.
V) "УСЛЫШЬ-ПОКАЖИ". Необходимо подобрать несколько картинок со сходными по звучанию словами (рот, кот, дом или сом, гном). Взрослый называет предмет, а ребенок его показывает.
в) ЗАГАДКИ для малышей
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это? (Лиса)
В подполье, в каморке,
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это (Мышка)
Пышный хвостик торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелок.
Ну, конечно, это … (Белка)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной … (Медведь)
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка.
Кто же это? (Зайка)
За рекой в лесу росли,
Их на праздник принесли,
На веточках - иголки.
Что же это? (Елки)
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится.
Угадали? Это … (Кот)
****
Тили-тили-тили-бом -
Загорелся кошкин дом!
****
Тюшки-тютюшки,
На горе пичужки,
Там Ванюшка бывал,
Пичужку поймал.
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
****
Аты-быты - шли солдаты,
Аты-баты - на базар,
Аты-баты - что купили?
Аты-баты - самовар.
***
Люли-люли-люли,
Прилетели гули.
К маленькой Януле.
УПРАЖНЕНИЕ 4 - Осенние прогулки
Осенью, выйдя на улицу, обратите внимание ребенка на погоду. «Сегодня греет солнышко, тепло». Предложите протянуть руки к солнышку, чтобы ощутить тепло.
В начале осени еще видны кучевые облака. «Они красивые, белые, пушистые, похожи на кусочки ваты».«В пасмурный день солнца на небе не видно, его закрывают тучи. Осенью часто идут дожди».
Понаблюдайте за дождем. «Сначала дождь падает редкими каплями, потом постепенно усиливается». Когда идет сильный дождь, предложите ребенку послушать, как он стучит по крыше и стеклу. «Люди во время дождя надевают плащи и берут с собой зонты».
Рассмотрите после дождя мокрые дорожки, листья, траву, скамейки, песок.«Осенью часто дуют порывистые ветры». Расскажите и покажите ребенку, как ветер качает ветки на деревьях.
Обратите внимание на то, что осенью становится холоднее, чем летом и люди теплее одеваются.
УПРАЖНЕНИЕ 5 - Физкультура
Бег наперегонки, лазание по спортивным снарядам на детской площадке. Спортивные игры с мячом:
+ «Попади в цель» (учится попадать мячом в нарисованный круг или положенный на землю обруч).
+ «Послушный мяч» (скатывать мяч по наклонной плоскости или катить по земле пытаясь попасть в ворота).
+ «Мой веселый, звонкий мяч» (учиться отбивать мяч рукой об пол
или стену).
Девочки, извините, что получился такой длинный пост. Он рассчитан на 4-е дня.
Предлагаю, как и в предыдущие дни ежедневной делать массаж ручек ( 1), играть с пальчиками (2) и учиться одевать и снимать с себя разные предметы одежды.