Появление ширка
Хвала Аллаху. Впервые ширк появился в народе Пророка Нýха (мир ему). И когда Всевышний Аллах послал к ним Нýха, для того чтоб он призвал их к поклонению Единому Аллаху и оставлению тех идолов, которым они поклонялись, они встретили его враждебно отрицая все то, к чему он призывал и обвиняя его во лжи, они проявили упорство и продолжили свою жизнь в ширке. Всевышний поведал нам о том, что они сказали в ответ на призыв Нýха:
«И сказали им (то есть богатые и власть имущие сказали своим последователям): ―Ни за что не отказывайтесь от своих богов и не оставляйте ни Вадда, ни Сувá’а, ни Я’гýса, ни Я’ýка, ни Насра» (Нýх, 23).
В сборнике Аль-Бухáри есть хадис, в котором Ибну ‘Аббáс, говоря об этом аяте, сказал: «Это имена праведных мужчин народа Нýха. Когда они скончались, шайтан внушил этому народу высечь из камней их образы и воздвигнуть их на месте заседаний, и назвать эти памятники их именами, что они и сделали. В то время они еще не были объектами поклонения, но после того, как скончались люди того поколения, с ними ушли и знания о том, как появились эти памятники, и они стали объектами поклонения». Аль-Бухáри (4969).
Ибнуль-Кайим (Да смилуется над ним Аллах) сказал: «Многие из числа салафа сказали: Когда они (праведные мужчины народа Нýха) скончались, люди проводили много времени у их могил, затем они высекли их статуи (?), и когда прошло много времени, этим статуям стали поклоняться».
Причина ширка — это чрезмерность в почитании праведников:
Из всего этого мы видим, что ширк среди людей появился именно из-за чрезмерности в почитании праведников. Чрезмерность — это проявление излишества и переступание дозволенного в почитании, будь то в словах или в убеждениях. Поэтому мы видим, как Всемогущий Аллах сказал в Писании:
«О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса (Иисус), сын Маръям (Марии), является только посланником Аллаха». (Женщины, 171).
Также есть хадис, в котором Пророк (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) сказал: «Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане ‘Ису, сына Маръям, я только раб, и поэтому говорите: раб Аллаха и Его посланник»! Аль-Бухáри (3484). (То есть не переступайте границ, восхваляя меня, вследствие чего вы ставите меня выше того положения, которое мне определил Всевышний Аллах, как это случилось с христианами, которые впоследствии стали утверждать, что ‘Иса бог).
Но невежи и выжившие из ума хотят во что бы то ни стало поступать вопреки велениям и запретам Пророка (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!). Они проявили ему в этом максимум противоречий, и уподобились христианам в чрезмерном возвеличивании и ширке. Они стали воздвигать купола и мечети над могилами святых и праведников и совершать в них молитвы, пусть даже они молятся Аллаху, но за этим стоит желание возвеличить захороненных. Они стали взывать к покойникам в надежде на то, что они спасут их от бед и исполнят их желания. Они вообразили, что молитва в мавзолеях лучше, чем молитва в мечетях.
В хадисе, переданном ‘Áишей, говорится: «Когда к Пророку (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) явился ангел смерти, он стал накидывать на свое лицо одеяние из тонкой, раскрашенной материи, а когда ему стало трудно дышать, он убрал его с лица и сказал: Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, превративших могилы своих пророков в места для молитв». (далее ‘Áиша сказала) Он предостерегал (этим мусульман) от того, что сделали (иудеи и христиане), и если бы не это, его могила была бы доступна, но он боялся что ее превратят в место для молитв. Аль-Бухáри, 436; Муслим, 711.
Они проявляют чрезмерность в восхвалении Пророка (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) также в стихах и прозаических произведениях, которые трудно пересчитать. Дело дошло до того, что они позволяют взывать к Посланнику (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) и к праведникам о помощи во всем том, в чем просят только Всевышнего Аллаха. Они стали утверждать что Пророк (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) обладал знанием сокровенного. Но и это не было пределом их лжи, так как они сказали, что он покинул этот мир только после того, как постиг знание всего того, что было и что будет, противореча в этом ясно изложенным текстам Корана, в которых Аллах сказал:
«(только) У Него ключи к сокровенному, и никто кроме Него о нем (сокровенном) не знает» (Скот, 59).
Всевышний сказал: «Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе (о Дне воскресения), ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет. Воистину, Аллах Знающий, Ведающий» (Лукмáн, 34).
Сообщая о Своем Посланнике (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!), Всевышний сказал: «Скажи: ―Я не властен принести себе пользу или причинить себе вред, если того не пожелает Аллах. Если бы я знал сокровенное, то приумножил бы для себя добро, и зло не коснулось бы меня. Однако я всего лишь предостерегающий увещеватель и добрый вестник для верующих людей». (Ограды, 188).
Также Он сказал: «Скажи: ―Никто из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха» (Муравьи, 65).
Из всего вышеупомянутого мы узнали, что ширк появился из-за чрезмерности в почитании праведников. Также мы узнали, что все посланники без исключения призывали не только к тому, что Всевышний Аллах является их Создателем и Обеспечивающим их пропитанием, но и к тому, что поклоняться необходимо только одному Аллаху, и именно поэтому, те народы, к которым приходили посланники, говорили:
«Неужели ты пришел к нам для того, чтобы мы поклонялись одному Аллаху и отреклись от того, чему поклонялись наши отцы?» (Ограды, 70).