Дневник чтения. Май 2017 года. Анне 4 года 7 месяцев.
Добрый день, уважаемые участники сообщества! Мы с дочкой очень любим читать. Поэтому я решила не просто записывать списки прочитанного, но и описывать наше чтение более подробно.
Май был холодным, да еще и болела дочь в мае два раза, поэтому частенько сидели дома без прогулок. И читали книги.
1. В начале месяца стараемся прочитать что-нибудь познавательное о наступившем месяце, о погодных условиях, характерных особенностях, природных явлениях. Неплохая книга для этого - "Зой и Зоя" В.Бианки. Прочитали в мае о куликах-турухтанах, о целебных травах и цветах (подорожнике, пастушьей сумке, мхе сфагнуме), о пении соловья… «А зима всё ещё не унимается. Совсем было ушла уж, да обернулась, взглянула на весну, и ударил опять морозец. Такой уж май - месяц ай! Тепло, тепло, да вдруг и холодно».
2. Считаю важным в обязательном порядке знакомить детей с раннего детства с поэзией А.С.Пушкина и русскими народными сказками.
Периодически предлагаю почитать что-нибудь, и вот в мае у дочери случился поэтический настрой, и она удовольствием слушала «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о попе и работнике его Балде». Эти два произведения наконец-то «выстрелили» - Анне явно нравятся рифмы, смысл, звучание. Доросла:) Перечитывали частенько, еще дочь просила ставить ей аудиокнигу с этими сказками, а также с удовольствием посмотрела старые советские мультфильмы. Вообще считаю, что для каждого произведения есть идеальный возраст - то состояние ребенка, когда явно видно, что книга оставила след в душе. Для нас таким идеальным возрастом для этих двух сказок стал именно май, возраст 4 года и 7 месяцев.
Меньший отклик вызвали «У Лукоморья» и «Ветер по морю гуляет». Слушает, но перечитать или включить послушать аудио не просит.
«Сказка о рыбаке и рыбке» у нас еще из моего детства. Есть издание с иллюстрациями В.Конашевича.
Есть издание с рисунками Б.Дехтерёва.
Читаем то один, то другой вариант. Дочке нравятся оба. Сейчас эти книги переизданы. (Конашевич, Дехтерёв) Очень рекомендую к покупке.
Несмотря на то, что наверное в каждой русскоязычной семье есть томик Пушкина, для читателей-дошкольников, на мой взгляд, обязательны хорошие, подходящие конкретному ребенку иллюстрации, которые помогут на первом этапе принять пушкинские образы. Пробовала я было почитать дочери «Сказку о царе Салтане» из советского сборника без картинок - нет, не воспринимается эта сказка только на слух. Раздумываю над покупкой «Сказок» Пушкина с иллюстрациями Елисеева (Лабиринт), его рисунки нравятся дочке. Еще из того, что хочется реализовать - прочитать с Анной «Сказку о рыбаке и рыбке» с комментариями Ю.Гиппенрейтер.
Из русских сказок перечитывали в этом месяце «Царевну-лягушку», «Ивана Царевича и серого волка», "Морозко" .
Из нового прочитали сказку «Летучий корабль» и половину сборника «Народные русские сказки» А.Н.Афанасьева. Я думала, что еще рановато, но дочка внимательно слушала. По ходу чтения обсуждали ситуации из сказок. Будем продолжать.
С огромным удовольствием приобрели и прочитали всей семьей вслух замечательные «Сказки бабушки Куприянихи» (за исключением сказки "Золотой перстенек", ее считаю еще рановато читать четырехлетке). Плавный красивый язык, неизбитые сюжеты, отличные иллюстрации, воронежские словечки из прошлого (утирка, кулеш, побирушка, собакой брехать, «ну тебя к Богу в рай») доставили большущую радость прежде всего мне. Ну и дочка, видя, что мама с явным удовольствием читаем вслух книгу, тоже заинтересованно слушала. Вот уж правда, что для того, чтобы заинтересовать ребенка чем-либо, нужно прежде всего искренне интересоваться этим самим родителям!
Очень понравились Ане и мне ненецкие сказки «Медведь и заяц Тэваси» с иллюстрациями Е.Рачёва. Этот чудесный сборник настоятельно рекомендую к покупке. Книги такого качества обязательно должны быть в доме. Спасибо «Речи» за него!
3. Стихи.
Из новопрочитанного - сборник В.Берестова «Веселое лето». Понравился и содержанием, и замечательными иллюстрациями Л.Токмакова, которые помогают ребенку понять суть стихов, уловить юмор и второй смысл. Выбор книг Берестова был между этим изданием от «Махаона» и более дорогим от «Речи» и решился в пользу более дешевого, но менее полного издания.
Периодически перечитываем что-нибудь старенькое, уже известное, из прошлого. «У каждого есть прошлое» (кинофильм «По семейным обстоятельствам»). Вот уже и у моей малышки тоже есть прошлое. Для Ани это как встреча со старыми знакомыми. В этом месяце перечитывали С.Маршака («Человек рассеянный», «Разноцветная книга»), немного К.Чуковского («Муха-цокотуха», «Телефон»), «Кит и кот» Б.Заходера, С.Михалкова («Моя улица», «А что у вас?»), «Что ни страница, то слон, то львица» В.Маяковского, «Вечернюю сказку» И.Токмаковой.
4. Много в мае читали сказочных произведений.
Перечитали уже известные дочке западноевропейские классические сказки - В.Гауф
В первый раз в этом месяце прочитали сказки братьев Гримм «Бременские музыканты», «Белоснежка и семь гномов», «Беляночка и розочка».
Белоснежка очень понравилась. Перечитывали еще несколько раз и слушали аудиоверсию.
Давно раздумывала над покупкой «Алисы для малышей» Л.Кэрролла. Уж очень нравится мне книга с иллюстрациями Е.Базановой от «Речи». Но купить не решалась, т.к. не знала, как дочка воспримет это произведение, а отзывы на эту адаптированную версию противоречивы. Поэтому купила на пробу дешевое издание от «Росмэн» за смешную цену в 50 р.
Конечно иллюстрации в этой книге совсем не такие замечательные, как получились у Е.Базановой, но даже с такими Ане это произведение очень понравилось. Просила сразу после прочтения перечитать еще раз, а потом недели через две снова принесла прочитать перед сном. Значит, что-то зацепило ее в нём. Теперь точно знаю, что книга от «Речи» нам нужна.
В середине мая перед тем, как посетить спектакль театра кукол, нашла в интернете и прочитала дочери «Аладдина и волшебную лампу» в адаптации Н.Гернет. Мне вообще очень нравится этот автор, у нее ясный, красивый слог. Этой сказкой дочка оказалась покорена! Перечитали несколько раз по кругу, посмотрели советский фильм (он еще оказался нам не по возрасту), постоянно слушаем аудиоспектакль с участием Р.Плятта и А.Джигарханяна (очень его рекомендую) и купили билеты на этот спектакль на июнь.
В пару к Аладдину прочитала еще одну из сказок 1001 ночи - «Али-баба и сорок разбойников».
Дочь восприняла нормально, но мне самой при чтении несколько резало глаз описание убийств, перевозка и похороны обезглавленных трупов и тому подобная жестокость. Наверное эта сказка для более взрослых детей.
В середине мая дочка болела и, пока лежала с температурой, просила прочитать что-нибудь волшебное, но новенькое. А у меня для такого случая и не было ничего приготовлено. Предложила почитать «Огненного бога Марранов» А.Волкова, хотя раньше отложила эту книгу для самостоятельного чтения уже в школьном возрасте. В этой части в Волшебную страну отправляется уже не Элли, а ее младшая сестренка Энни, т.е. тоже Анна, тезка дочери. За два дня книгу прочитали. Но явно РАНО. Кроме первой книги все остальные дочери еще не по возрасту. Если спросить, про что же книга, что запомнилось, то в памяти у дочери осталось только то, что «Энни-Анна со своим другом поехали к Страшиле на механических мулах, а Урфин Джюс снова напал на Изумрудный город, и снова Кагги-Карр с ребятами пришлось освобождать Страшилу и Железного Дровосека».
Из ранее прочитанного в мае перечитали безусловный хит прошлого, да и этого, года - «Айболит» в прозе. Чуковский - большой мастер, чтение его книг очень обогащает речь ребенка. Ну и подсказывает темы игр - в пиратов, в плаванье по морям в Африку, спасение больных обезьян.
Также перечитали «Приключения Буратино» А.Толстого, «Три веселых краски» Ю.Смольникова, «Про зайку Петю» С.Мальцева.
Для маленьких трусишек рекомендую книгу С.Прокофьевой «Приключения желтого чемоданчика».(книга переиздана "Махаоном" озон). Два раза читали за месяц. И уже неделю каждый день смотрим советский фильм 1970 года. Особенно Ане нравится момент, когда мальчик Петя сидит дома один и представляет себе всякие страшилки. Наверное дочка узнает в нем себя. Сама я это произведение читала в школьном возрасте и даже не думала, что оно подходит четырехлетним слушателям. Но дочка сама принесла эту книгу из шкафа и попросила почитать. Даже не знаю, чем она ее привлекла. Но иллюстрации Ф.Лемкуля действительно хороши и очень подходят этому произведению.
5. Очень любит дочка книги про детей.
Уже год в любимых держится замечательный сборник стихов и рассказов Л.Пантелеева «Веселый трамвай». Очень нравятся Анне рассказы про Белочку и Тамарочку, Фенька, Иринушка с тыблоком, стихотворение «Карусели». Л.Пантелеев - замечательный детский писатель. Он мягко, ненавязчиво, не в лоб рассказывает детям правила поведения, показывает на конкретном примере, что случится, если поступить так или иначе, какие будут последствия как для ребенка, так и для окружающих. А в этом сборнике еще и крупный шрифт, так что он еще послужит и для самостоятельного чтения.
Открытием этого месяца и для меня, и для дочки явились книги Галины Демыкиной. Сразу после выхода в свет года два назад приобрела тонкую книгу «Горячее солнышко», которую не раз читали. Но чувствовалась какая-то незавершенность в этом рассказе, он казался как будто подвешенным в воздухе, без предыстории, без логического завершения. А на «Цветные стеклышки» с иллюстрациями Г.Епишина я всё не решалась. А этой весной поняла, что дочери хочется читать книги про обычную жизнь детей, и вспомнила о ней. С огромным удовольствием прочитали мы полную версию «Горячего солнышка»- повесть «Деревня Цапельки, дом один». Вот в этом варианте произведение имеет завершенный вид. Повесть многослойная и очень, на мой взгляд, женская, и мама при чтении найдет что-то для себя, и девочке на своем уровне есть о чем подумать.
И еще из этой книги прочитали повесть «Цветные стеклышки». Нам были очень знакомы страхи девочки Нюры (тоже Анны! А дочь любит читать про «девочек, которых тоже зовут Анна»). Я замечаю, что описание того, что и другие дети боятся, что это нормально, не стыдно, что это характерно для детей в этом возрасте, а также то, как борется с этими страхами героиня, для Ани было очень поучительным. Сидела, слушала и на ус мотала:)
Книгу рекомендую для детей, особенно девочек созерцательно-интровертного типа характера.
«Потерялась девочка» для нас обеих также является новым произведением. Книга безусловно понравилась. Наверняка будем еще не раз перечитывать. Вижу, что однозначного отношения дочка еще для себя не сформулировала.
Еще из новинок мая - рассказы В.Голявкина «После зимы будет лето». У меня в детстве был сборник этого автора, поэтому я купила эту книгу от «Нигмы» еще два года назад и всё ждала, когда мы до нее дорастём. Книга совершенно не обязательна в домашней библиотеке. Но лично мне очень нравятся в ней карандашные рисунки В.Гальдяева и мягкая поучительность некоторых рассказов.
Впервые в мае прочитали «Голубую чашку» А.Гайдара. Не читала его со времен своего детства. Предвоенная пора, 1935 год. Прогулка папы с шестилетней дочкой по окрестностям дачи в обычный летний день. Повстречались с колхозным сторожем, гладили большую собаку, забрели в болото, отмывались потом в реке, собирали букеты полевых цветов. «Встретили мы на пути деревеньку, где живут те, что пашут землю, сеют в поле хлеб, садят картошку, капусту, свеклу или в садах и огородах работают. Встретили мы за деревней и невысокие зеленые могилы, где лежат те, что свое уже отсеяли и отработали». Но были и учения Красной армии, разговоры о пришедших к власти в Германии фашистах. Только сейчас, уже будучи мамой маленькой девочки, понимаю эту хрупкость мира, ценность человеческих отношений, вот этой безмятежности простого летнего жаркого дня. Мне показалось, что Гайдар чувствовал эту ускользающую мирную довоенную жизнь, которая затем была разрушена страшной войной, горем и потерями.
«Золотая луна сияла над нашим садом. Прогремел на север дальний поезд. Прогудел и скрылся в тучах полуночный летчик. А жизнь, товарищи… была совсем хорошая!» - так заканчивается эта книга.
Сейчас эту книгу с теми же изумительными иллюстрациями В.Гальдяева переиздали в серии «Читаем с Библиогидом»( Лабиринт).
Еще раз перечитывали в этом месяце так нравящуюся Ане книгу С.Могилевской «Мой папа волшебник». Очень уютная книга, уносящая мою маленькую созерцательницу в какие-то свои мечты, грезы, планы. После этой книги дочка тоже мечтает построить свой дом.
Любим также перечитывать «Лето» А.Введенского, «Самое главное» М.Зощенко с отличными иллюстрациями Г.Валька и «Алешин год» Ю.Третьякова.
Перечитали в мае и «Азбуку вежливости» Л.Васильевой-Гангнус.
6. Научпоп.
У дочери технический склад ума, она, как выразилась ее бабушка, наблюдая как двухлетняя девочка с упоением забивает гвозди в дощечку на даче, «родилась с врожденным чувством молотка». Любимые игрушки - отвертки, молоток, уровень, рулетка. Ну вот как такому юному технику было не прочитать «Рама и Рума» С.Сахарнова? Книгу выписали в Библионочь, дождались и в тот же день прочитали от корки до корки. А потом еще раз пять. Читали бы и еще, да у меня связки уже болят читать в ролях механическими голосами роботов за Рама «толстым голосом», а за Рума - писклявым. В книге доступно изложены для малышей основы техники. Дочке очень понравились рассказы о том, как роботы сочиняли стихи и о том, как они решили расщепить атом.
Прочитали рассказ «Как Витя с лесом поссорился» из сборника Н.Надеждиной.
Сюжет книги напоминает книгу В.Муравьева «Приключения Кольки Кочерыжкина». Мальчик Витя ломал деревья, вырывал с корнем кустики черники, вырезал на стволе перочинным ножиком своё имя, убил из рогатки синичку, покалечил лягушку, разорил муравейник. За это лесные обитатели устроили над ним суд и постановили, что отныне от Вити уйдет всё, связанное с лесом. Поначалу Вите показалось это не таким уж и страшным, но затем, когда стали расползаться на клочки мамины платья из вискозы, разрушился дом, забор с калиткой, деревянный мост, исчезла бумага, даже пленка в кинотеатре, Витя понял значение и важность леса. И попросил прощения, обещал больше никогда не обижать лес и его обитателей. Дочка слушала с большим интересом. А теперь в разговоре иной раз к случаю вворачивает: «А помнишь, как у Вити исчезла бумага. Ведь бумага же делается из дерева!»
Книга очень познавательна, конечно не все рассказы подходят нам по возрасту, но выборочно будем читать дальше.
Целыми днями Аня готова слушать аудиокниги про Чевостика. Чтобы немного разбавить эту царящую в доме академическую атмосферу диалогов Чевостика и дяди Кузи, я предложила почитать «Потомучку» Г.Юрмина. Несмотря на то, что книга рекомендована детям младшего и среднего школьного возраста, дочь с интересом прослушала путешествие по первому царству - Пестрому царству - Земному государству. В это путешествие вошло описанию различных природных зон планеты (тундра, тайга, степь, пустыня), их обитателей, рассказ о динозаврах, сказки о полезных ископаемых, история про вулканологическую станцию на Камчатке и извержение вулкана… Замечательная книга для маленьких почемучек. Вполне подходит старшим дошкольникам. Издание 2007 года, но еще встречается в магазинах.
Еще у нас в ходу книга А.Плешакова«Зеленые страницы». Иной раз прочитаем какой-нибудь рассказ о конкретном растении, которое увидели на прогулке.
Самостоятельное чтение.
В этом месяце самостоятельно прочитано было немного:
Н.Жукова «Букварь»- продолжаем читать;
А.Барто «Прокати, капитан»;
Т.Павлова-Зеленская «Сороконожкины скороговорки».
Спасибо, что прочитали!
Надеюсь, что мой первый блин не вышел комом :)