С чего начинать изучать грамматику?!
ОбучениеИтак , я продолжаю свои мысли по способам обучению чтению, и следовательно грамматике. Что понятное дело , одно вытекает из другого и наоборот. Это всё я вынесла из многочисленных методических рекомендаций и книг с явной коррекционной составляющей , то есть разбирающих по полочкам ошибки при обучении.
Начну... Во- первых надо для себя понять, что вообще с ребенком до 6 лет сидеть и учить или достать книгу и заставлять- не вариант. Конечно бывают разные дети, но особенно девочки - покладисты и усидчивы, а про мальчиков и говорить нечего- обучение налету, наскоку, бегом. Самое главное СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. То есть для себя нужно составить план , в котором прописать все навыки и умения, которые планируются изучить за этот год, потом разбить темы на месяцы, недели, дни, часы. Придерживаться плана обязательно. Без системы не будет результата( ну будет конечно, но потом пробелы будут до старшей школы вылазить).
Далее нужно понять, что готовым к занятиям ребенок не будет никогда! Я поняла это , когда читала требования к обучению у разных логопедов- педагогов- методистов и просто учителей- филологов. У Журовой в её исследовательской кандидатской работе ясно написано: с 3, 5 лет начинать . Но!!! Начинать надо со слышания звуков, с корректировки грамотно составленной грамматической речи, с чтения стихов( особенно Чуковского, объяснять не буду, но все стихи у автора логопедичны). И естественно со становления артикуляции звуков с логопедом или самостоятельно. При этом ни Тригер ( автор суперских учебников для детей с овз) и Косенко говорят, что вообще выговаривает или не выговаривает ребенок звук неважно, главное , чтобы выделял, узнавал и находил среди других, кстати так считала и советская педагогическая школа.
Какие звуки ребенок может услышать в возрасте 3,5-4,5 лет?! Тут вопрос интересный. Современные логопеды утверждают , что только те, которые могут выговорить, и вот именно с этих звуков надо начинать учить , затем эти же звуки обозначать буквами и тд. При этом много современных логопедов- педагогов- методистов утверждают , что мягкость и твердость надо изучать сразу, мало того желательно делать подробный фонетический анализ сразу по изучению. У Косенко рассказывается о жестоких последствиях такого обучения с ссылками на исследования и кандидатские( много в этом году методик и программ с изменением ФГОС ушло в мусорку и не зря!). Я не просто так задалась этим вопросом, а помню заявление репетитора дочери в 7 классе, что у неё доорфографические ошибки, и надо возвращаться к 0. При этом на тот момент у неё по русскому языку было 4 /5( а нам надо было 5 и позанимавшись сама, она попросила репетитора).
Но при этом фонетику слова надо уметь слышать, понимать услышанное и узнавать на слух. Без этого не написать диктант, не научиться списывать текст и вообще обучение грамматики невозможно. А когда же фонетическим анализом заниматься? Тут ясно надо понять , что фонетический разбор это одно, а анализ другое. Фонетическим анализом надо заниматься тогда , когда ребенок уже читает 2-2,5 года и хорошо и грамотно списывает.
Итак , первый этап, обратить внимание на звуки! Мне ближе советские авторы, утверждающие , что ребенок начинает слышать звуки : а,у,р,ш , так и составлена первая азбука , которая переиздавалась минимум 27 раз. Это азбука Воскресенской. Журова пришла к выводу , что это верно и добавила : ж, з, ч, о. Она очень грамотно описывает процесс слышания. Кстати, именно её букварь по программе 21 век ( программа всей началки в лицеях, гимназиях и теперь по новому ФГОС по- ходу у всех). Так вот , чтобы по нему учиться , надо готовиться!
Поэтому считаю , что начинать надо с простых слов со звуком ( рекомендуемом последними авторами) на первой позиции. Для этого я хочу использовать азбуки, желательно иметь много. Во - первых там много слов и они разные, во вторых у ребенка не запечатлевается картинка , связанная с буквой( а это очень мешает при письме прописными буквами , да и строчными печатными тоже), нужно запомнить элементы букв, не привязанную к слову, картинке, потому что потом твердость и мягкость тоже трудно будет объяснять. Одна азбука нужна будет тогда, когда будем изучать буквы, а лучше букварь, где указаны сразу письменные, печатные буквы и нет особого акцента на картинку.
Сумбурненько мысли изложила . Поэтому придется составить последовательность.
1. Изучить звуки, находить их в слове. Использовать для этого усиленное ударение, азбуки, много азбук .
На этом этапе готовим руку к письму ( рисование, лепка , творчество любое). Обводим, проходим лабиринты, раскрашиваем, вырезаем, составляем последовательности .
Занимаемся логопедическими упражнениями ( грамматикой речи, артикуляцией звуков)
Сразу на этом этапе подключить кубики с картинкой и буквой, буквы из дерева( пластика и тд) чтобы их можно было трогать, обводить. Повесить плакаты. И произносить слово , выделяя звук и показывая на него.
По окончанию этого периода начинаем упражнения по ориентации в тетради,обводить клетки, вести по строке и тд., написанию крючков, палочек и тд. Этот период минимум 2 года!!!
2. Изучаем буквы.
Этот период узнавания обозначения звука - буквы.
Мы убираем все картинки с буквами. Плакат - буквы прописные+ печатные без картинок. Кубики с буквами без картинок.
Оставляем один букварь/ азбуку. Такую где сразу есть и печатное и письменное обозначение.
Для этого периода нужна касса букв, таблицы с буквами, кубики с буквами обязательно.
Мы изучаем элементы написания буквы ( для этого нужны прописи, где стрелочками показаны этапы написания), желательно ассоциировать элементы, например ,выкладывать А из палочек, а прописной крючок у буквы у называть как у зонтика и тд. Важно складывать, рисовать, раскрашивать, лепить буквы и тд. особенно по элементам.
В этом этапе мы учимся находить букву среди других, читать буквы. Также мы обозначаем буквой звук в начале, конце , середине слова, не обозначая другие звуки. В этом периоде мы холопаем слоги в слове, кидаем друг другу мяч.
Срисовываем всё, графические диктанты по клеточкам, последовательно рисовать элементы букв и знаки.
Писать печатные и письменные буквы в прописях.
Составляем рассказы по картинкам.
Не разделяю отдельно, потому что это всё сюда.
Обращает внимание на гласные и согласные буквы. Изучив, одну гласную и одну согласную буквы складываем слог, читаем слог, складываем из букв , из кубиков, в кассе изученные буквы выставляем слева, а слог справа. Находим слог в начале, середине, конце слова.
Например. Изучили буквы А , М. Слепили , нарисовали, построили, склеили и тд. Выложили из разрезной азбуки, букв, кубиков . Прочитали слог МА. Составили этот слог из кубиков и тд. Написали его и печатно и письменно прописными буквами. Нашли слова со слогом МА: мама( прочитали), машина, рама и тд.. То есть в начале, в конце . Ещё раз прочитать по слогам слово мама.
Далее, другую гласную , например у, о, ы ( не И, так как мягкость и твердость мы не изучаем) , и повторяем всё описанное выше. Тут самое главное учить согласные, не схожие по звуку и написанию, потому что случается" слипание" и происходит путаница. Хорошо отрабатываем: на каждом занятии 1. Читаем одну , выбранную ребенком азбуку, потом повторяем пройденную букву, читаем ее, читаем все изученные буквы, находим по- буквенно в буквенных таблицах. Читаем слоги в букваре и в слоговых таблицах, пишем буквы и слог. Читаем послогово слова.
3. Итак, ребенок читает слоги, складывает их из кубиков, Читает слова послогово , состоящие из одного или 2 слогов из звуков обозначающих твердый звук и соответственно гласных.
Переходим к предложению. Составляем рассказ по картинке. Знакомимся с понятием текст, предложение, слово. Обозначаем , что предложения начинаются с заглавной буквы.
И начинаем все тоже самое только с заглавными буквами. Используя имена, названия городов, стран.
Составляем эти слова, предложения из кубиков, прописываем печатно.
Узнаем написание заглавных письменных букв и соединений с прописной. Пишем слова, предложения.
4. Узнаем что есть буквы обозначающие мягкий и твердый звук и соответствующие гласные. Изучаем описанным способом эти буквы.
Составляем фонематический разбор составленного из кубиков и тд. слова используя цветовое обозначение. Сначала обозначая гласные, потом согласные.
Читаем слова из 3 и более слогов послогово! Пишем.
5. Читаем слоги и затем слова со стечением согласных. Все по той же схеме: азбука, повторение букв, составление и чтение слогов, чтение и составление слов послогово. Писать слова и предложения.
Ну вот как- то так...
Я конечно же ещё буду глубже по каждому пункту изучать. Потому как надо составлять план, искать подходящую литературу, подбирать материалы. Конечно надо ориентироваться по своему ребенку, использовать всевозможные средства и методы , которые понятны малышу. Но пока из всей, прочитанной мной литературы вышел такой план изучения.
Видио про задуматься...