Пособия по развитию речи 3-4 года
Разные есть у нас пособия по развитию речи. Хорошие и не очень. Но одна серия заметно выделяется из них качеством и разнообразием полезных и правильных заданий и упражнений. Это альбомы "Уроки для дошколят - Развитие речи" под редакцией А.С.Матвеевой и Н.Н. Яковлевой
Занимаясь по ним, мы задействуем все сферы развития связной речи - от произношения звуков до составления фраз и предложений.
Книги разбиты на несколько разделов:
1) артикуляционная гимнастика
2) отрабатывание произношения звуков (договорки, чистоговорки)
3) развитие фонематического слуха
4) изучение новых (повторение известных) слов
5) составление фраз, предложений, рассказов
Артикуляционная гимнастика - упражнения проиллюстрированы картинками, на которых видно, как их выполнять, стишками и прибаутками, чтобы движения губами и языком стали для ребенка игрой, а не непонятным заданием
Звуки речи - знакомство с ними начинается с самых простых и понятных. Сначала основные гласные (А, О, У, И, Ы, Э), потом легкие в произношении согласные (В, Ф, Д, Т, Б, Г, К, М, П, Н, Х). Слоги с этими звуками. Тоже все в картинках, стишках, загадках.
Тут же, после знакомства с каждым из звуков, фонематические задания - найти этот звук в произносимых словах.
Расширение словарного запаса и кругозора - в пособии представлены задания по обобщению предметов и составлению простейших фраз в разрезе заданных, понятных для малышей тем: семья, распорядок дня, мебель, одежда и обувь, посуда, еда.
Связные предложения - в этом разделе тоже упражнения идут от простых к сложным. Есть задания на правильное применение форм существительных, глаголов, местоимений
Составление простых рассказов с заменой картинок словами и сочинение полностью сюжетного текста по цельному рисунку.
Развитие выразительной речи - разыгрывание сценок в стихах со звукоподражаниями, изменениями темпа речи и силы голоса, интонации фраз
В начале пособия - небольшая инструкция для родителей по работе с альбомом.
В целом, мои впечатления от этой книги очень хорошие. Пособие составлено очень грамотно, представленные задания задействуют все сферы мыслительной и артикуляционной деятельности, связанной с развитием речи ребенка, и, заметьте - всё в одном источнике. Альбом большого формата (29х21 см), яркий и красочный, с приятными иллюстрациями, плотные белые матовые страницы (качественный офсет). Обложка не твердая, но из очень плотного глянцевого картона. Объем - 80 страниц. Методика преподавания материала классическая.
Единственный минус, на мой взгляд, связан с удобством использования. Эффективнее всего заниматься по этому пособию следующим образом: брать по 2-3 упражнения из каждого раздела в одном занятии. Но для этого вам придется сначала (до занятия) выбрать подходящие задания, а потом либо сделать закладки в нужных местах, либо выписать на листочек необходимые страницы книги. Раскрыв альбом наугад в середине - вы не поймете в каком из разделов находитесь. Мне кажется, что было бы удобнее на этих оранжевых полях (вверху и внизу) прописать названия разделов, а также сделать их разных цветов, чтобы легче было ориентироваться по содержанию и главам.
Во всем остальном - прекрасное пособие с разноплановыми заданиями в игровой форме.
Матвеева, Яковлева: Учусь говорить. Развитие речи. 3-4 года. -
Матвеева, Яковлева: Буквы и звуки. Развитие речи. 4-5 лет. -
P.S. Фото разворотов в посте - из книги "Учусь говорить. 3-4 года". Мы занимались по ней первой (в силу возраста), прошли ее и сейчас уже приступили к следующей "Буквы и звуки. 4-5 лет". Пособия идентичны по своему содержанию, наполнению и оформлению, отличаются сложностью представленных заданий.