Развитие 2 г. 8 м. Речь - поход к неврологу
РазвитиеГлядя на нашего ровесника-племянника Сережку, который и на горшок, и говорить начал в 1,5 года, я ждала, что Потап вот-вот следом за Сережкой тоже начнет делать и то, и другое. И ни того, ни другого до 2,5 лет я не дождалась. (Про горшок отдельно)
Изредка почитывая в сетях про то, как и когда заговорили другие дети, до 2,5 лет я относилась к мычанию сына спокойно. А в 2,5 года меня что-то подтолкнуло, уж не помню, что, и я резко сильно озаботилась - как так, сенситивный период для развития речи то 2-3 года, а Потапчик молчит! Как так - речь развивает мышление хорошими темпами, а сын мычит! Как так - я с ребенком занимаюсь с разных изученных методик, в т.ч. Шичиды и Монтессори, с года как минимум, да и до года, озвучиваю все, что видим, четко, правильно, с повторами (от "кассовой ленты" и "сканирования товара" в магазине до описания действий голубей-кошек-собак, для чего и почему), читаю стишки пока ездили в коляске до места назначения и потом во время прогулок. Ну и т.д. И мой ребенок, который по моему сравнению со сверстниками ни в чем им не уступал, мой ребенок, который в 1г.2м. знал больше 10 цветов на русском и на английском, безошибочно определял цветовые гаммы к картинкам, досочки Сёгена выкладывал в 1,5 года, ну и т.д. - не то что не строит предложений к 2,5 годам, но у него в словаре за последний год ни одного нового слова.
И начала я рыть местный инет в поисках невролога. Запись за месяц. Пока ждала приема, сама стала заниматься с Потапчиком, вот как:
- периодически говорю, что не понимаю, что он хочет сказать. А "говорит" Потап так: "мама", "татата" (смеется, татата - это "упала", а когда что-то падает, это очень смешно) и взмах руки на картину. Что значит "мама протирала пыль, и картина упала". Я это проговариваю с вопросительной интонацией, Потап отвечает "Да! Папа". Я перевожу: "А папа повесил картину обратно". "Да!" И все в таком роде.
Правда, в ответ сын загадочно улыбается, но молчит себе дальше. Или не улыбается, а переключается на что-то другое. Мне даже жалко становится своего малыша... Но так посоветовала одноклассница-логопед, по сетям с ней списалась.
- немножко, сколько есть желание у ребенка, занимаемся почти каждый день артикуляционной гимнастикой по книжке Волошиной И.А. "Артикуляционная гимнастика для мальчиков", плюс задуваем ватные шарики в ворота (это любит, и не только шарики, что придумаю, то и задувает).
- предлагаю повторять за мной по слогам слова. Вот тут не уверена, что действую правильно. Повторяет по слогам, но в речи пока не использует. А мне кажется, что ребенок "ловит" музыкальность слова целиком и пытается ее воспроизвести, как-то так. Но, может, я не права.
Итак, краткий рассказ о встрече с неврологом:
"27 июня, во вторник, сходили к неврологу Морозовой Татьяне Алексеевне в "Консультант".
Я рассказала про две проблемы - то, что Потапчик не ходит на горшок (в марте походил 2 недели и перестал) и то, что не говорит (мама-папа-баба, лепетные слова, звукоподражательные....).
Что сказала невролог - что конечно уже пора ему говорить предложениями. Что похоже, что левша (Потап пока обеими руками орудует, но правой чаще). Что проблемы с фонетическим слухом, поэтому он требует одну и ту же сказку на ночь неделями, и поэтому с книгами у нас в основном только рассматривание виммельбухов (сказки-стихи читаю периодами короткими, потом длинный период только рассматриваемых книг).
Назвала Потапчика "кошкой, гуляющей самой по себе" - говорит, не будет повторять за всеми движениями, мне сразу видно, 20 лет опыта. Действительно, это так.
Посоветовала больше аудио включать (кстати, в машине когда едем, а это почти каждый день в деревню и обратно, иногда по два раза, то давно уже включаю аудиосказки), моторику развивать (развиваю, но может, недостаточно, т.к. особо лепить, рисовать Потап не любит, ненадолго увлекается. Шнуровки 4 вида, из них только в дорогущую Rondo Valio играет, а в Земляничные тропинки поиграл с неделю, и стоит уже с месяц, грушу на шнуре только раскручивает, деревянные карточки от Melissa&Doug возит по полу за шнур как будто собачку выгуливает; но пазлы собирает, с машинками вон моторика тоже развивается, всякие дверцы; в фасоль-рис играем с рождения, щебенку любит перебирать долго; всякие баночки, с тем же тестом, любит открывать и закрывать до сих пор; ...), мне стихи читать, все, что знаю, почаще (с 7ми месяцев, как стала возить в легкой коляске, так постоянно читаю стихи; сейчас когда за ручку идем куда-то, тоже читаю - мало, наверное....).
Сказала, что таким детям, с таким фонетическим слухом, трудно даются языки.
Вот забыла ей сказать, что до сих пор на ГВ, и что по-английски цветов 10 знает уже как с год, не меньше. Хотя то не показатель про "даются языки", конечно.
Чем грозит ничегонеделание - будет отставать от сверстников (язык развивает мышление, я именно поэтому и пошла к ней, т.к. стала сильно уже переживать, что не развивает свою речь Потапчик, а ведь это развитие мышления, очень активное причем), будет писать слова как слышит и трудно будет с этим бороться. А на второй год сейчас не оставляют, а сразу в коррекционную школу.
Прописала колоть кортексин 10 дней (...) и потом через 20 дней таблетки комбилипен (витамины, в основном В12) пропить. Кортексин может не помочь. Если поможет - то в течение дней 20ти уже должен быть виден эффект, предложениями заговорит. Может не помочь, конечно, и тогда через 2 месяца опять на прием, будет менять схему лечения.
Вот я сомневаюсь. Мне чувствуется по-другому. Я думаю, что Потап говорит не из-за проблем с фонетическим слухом, а потому, что став взрослым и более сознательным соответственно, стесняется говорить слова, т.к. слоги не получаются у него. И остались у него только те "старые" слова, которыми и пользуется по привычке плюс жесты. И замкнутый круг - чтобы получались слоги, нужно постоянно тренироваться, говорить, а он не говорит, а само же не придет умение. И вот как разорвать этот порочный круг, как подтолкнуть его хоть как-то говорить? Я пока предлагаю ему, с месяц где-то, повторять за мной по слогам некоторые слова - "пожарная", "полиция", "машина", еще несколько слов. Да, многие слоги вообще не получаются - на, жа (вместо ж непонятно что), ци, ли, ши. Но пытается хоть как-то произнести. Но не редко отказывается за мной повторять. СТала отказываться "понимать" его жесты-лепет, прошу говорить, Т.к. я не понимаю, или забыла, как называется эта машина. Два дня как занимаемся артикуляционной гимнастикой по книжке с машинками - пока хватает на 3-4 первых простеньких упражнения. Вообще за последние дни заметила улучшение в рисовании - стал наконец стараться закрашивать что-то определенное, например, колеса мулюет черным, и хоть за рамки выходит далеко, но хоть область закрашена в районе колес, а не по всему рисунку, как раньше.
Так что мне видится, что уколы ничего не изменят. А может получиться так - наши существующие упражнения дадут эффект, сами усложнятся по ходу, и Потап начнет говорить слова, потом, через время, предложения. А то как после уколов в течение 20ти дней предложениями заговорит? Я этого не представляю. Мне кажется, Потап так быстро не сможет созреть для предложений. Посмотрим. Еще посоветовала найти логопеда, поделать массаж языка и губ.
Вот этот массаж нужен, как мне кажется. Уколы делаем... ужас, 10 штук."
В итоге сделали 9 уколов, т.к. папа Игорь нечаянно разлил 1.
В день 8го укола у Потапчика вдруг началась сильная истерика, такой еще не было, по пустяковому поводу, и не действовал ни один из проверенных методов, внимания ребенка я не могла отвлечь никак, еле-еле успокоили, еле-еле.
На следующий день опять истерика, и я поняла, что это на уколы! Благо, был последний укол сделан в этот день уже. И такие истерики проходили раз в день еще 3-4 дня, мы с Игорем сто раз прокляли тот день, когда согласились их делать...
Сегодня 2й день без истерик, я очень надеюсь, что это конец, но пока настороженно наблюдаю.
И я не представляю, что Потапчик в течение 2х недель может заговорить предложениями (!), как нам сказала невролог (она сказала, что если уколы на нас подействуют, то в течение 3х недель он заговорит предложениями, если не заговорит - будем менять лечение).
Я думаю, что я упустила момент, когда Потап был готов начать говорить. И вместо этого у него стала развиваться "своя" речь, с жестами, разными звуками и "старыми" словами. Буквально сегодня заметила, что придумал новый жест в помощь "своей" речи.... И теперь сыну сложно преодолеть барьер, между своим языком и нормальной речью.
В общем, в 2г. 9м. Потап научился говорить благодаря нашей практике "Повтори за мамой слово "полиция". Будешь повторять? (Да!) По (по) - ли (ли) - ци (ци) - я (я)" несколько слов, например, "полиция" (почти чисто), "пожарная" (плохо), "пикап" ("пипап", "пипапа"), "такси", "машина" (более-менее, вместо "ши" говорит (ш), и произносит слово с паузами, впрочем, как остальные выученные... вот что и сомневаюсь, не путь ли в тупик, но посмотрим, пока вижу, что медленно-медленно идет улучшение в произношении и так же медленно увеличивается количество слов).