Детские книги от 0 до 1 года (читаем вместе с мамой)
книжная полка 0+Это третья часть про детские книги от 0 до 1 года исходя из нашего опыта. Первая часть о том, как познакомить малыша с миром чтения и помочь полюбить его. Вторая часть о том, какие книги можно и нужно дать в руки малышу от 0 до 1 года.
В этой части я расскажу о книгах, которые мы читали малышу и вместе с малышом.
Начну с того, что я разделила книги по времени активности. Книжки, которые смело можно давать в маленькие шаловливые ручки (о них прошлый пост) я давала преимущественно во время активного бодрствования как для чтения с мамой (папой, бабушкой, ...), так и для самостоятельного изучения.Эти книги у нас жили в корзинке на полу и были в постоянном доступе Алеши в количестве 3-5-7 штук (ассортимент менялся периодически). Лучше начать с меньшего количества и очень постепенно его увеличивать, чтобы не перегрузить малыша информацией (то же самое правило работает и с игрушками, кстати).
Остальные книги мы читали только со взрослыми периодически во время активного бодрствования и в основном в качестве ритуала на сон. Мы с сыном сидели на кровати, уютно устроившись. Я держала сына и книжку. И пусть сначала это было лишь две-пять минут такого чтения, постепенно мы наращивали объемы чтения (сейчас в два года мы читаем несколько книжек подряд примерно 30 минут-час по времени). И это мое самое любимое время дня - чтение с сыном).
Во время активного бодрствования фоном можно попробовать читать и более длинные стихи, но при чтении вместе лучше остановиться на потешках, коротких стихах или историях. Таких, где основной упор на странице идет на иллюстрации (по размеру, не по смыслу)).
Все наши книжки по теме поста я бы опять разделила на категории. Что поделать - люблю упорядочивать) Итак, категории с примерами:
1. Потешки, пестушки
У вас обязательно должен быть один хороший сборник потешек. Потешки обладают особенной мелодичностью и энергетикой. Это как раз те произведения, которые передаются из поколение в поколение, вбирая мудрость и вековое спокойствие. И никто уже не сомневается в их великолепном влиянии на развитие речи, слуховое восприятие, музыкальность и прочее, и прочее.
Сборник "Болтали две сороки" издательства Детгиз с иллюстрациями Юрия Васнецова практически эталонный пример хорошего сборника. Но его давно нет в наличии.
Мой выбор пал на книгу издательства Белый город "Ладушки. Энциклопедия детского фольклора". И мы нежно любим ее второй год всей семьей, ведь эта книга знакомит малыша с живописью, русской культурой, старинным русским бытом и русскими традициями и одновременно содержит развороты с изображениями животных, птиц, деревьев, овощей, фруктов, цветов радуги (для расширения словарного запаса малыша, да и мамы иногда, чего скрывать). На каждой странице картины известных и не очень художников, известные и не очень потешки, песенки, колыбельные, прибаутки.
Единственный минус книги - цветопередача темновата. Но плюсы перевешивают, посмотрите сами:
2. Малышковые стихи
Стихи для этого возраста преимущественно коротенькие, простые и про то, что окружает малыша, про животных, про бытовые ситуации. Малыш и через них знакомится с миром. Если потешки содержат в себе слова, вышедшие из употребления, в обычной жизни, то такие стихи обычно легко читать всем родителям. Здесь я очень советую смотреть на классику - Барто, Маршак, Заходер, Степанов, ... Их очень легко читать, они озорные и мелодичные.
У Барто мы начинали, конечно же, с цикла "Игрушки". У нас очень красивая тонкая книжка формата А4 с иллюстрациями Конашевича от издательства Мелик-Пашаев. Единственный ее недостаток - глянцевая бумага, которая бликует и я старалась учитывать это при чтении.
Далее у нас была "Девочка чумазая" - небольшая картонная книжка, пользовалась популярностью.
Чудесное стихотворение Сильвы Капутикян "Маша обедает" любили мы горячей любовью, как и картонную книжку на протяжении двух поколений. До третьего она, конечно, не дотянет.
Из творчества Маршака мое любимое стихотворение для малышей "О глупом мышонке". Его мы использовали в качестве одной из колыбельных.
Сборник со стхами Маршака я выбрала с иллюстрациями из детства, но про глупого мышонка и про умного мышонка стихотворений в этом сборнике нет.
Но и среди относительно новых авторов есть очень удачные варианты. Например, известная "Хочу к маме" Джулии Дональдсон (развороты этой книги приводила в прошлом посте).
3. Сказки
Как и потешки, русские народные сказки объединяют поколения, вызывают в читающих родителях теплые воспоминания детства (потому что их читали всем без исключения и как правило все их любили) и любимы детками до сих пор.
Самые первые простые сказки для малышей первого года это Курочка Ряба, Колобок, Теремок и Репка. А дальше если малыш хорошо воспринимает эти короткие сказки, можно добавить и посложнее. Мы к годику еще читали Маша и медведь (но выборочными кусочками по желанию сына).
Первые маленькие сказки очень рекомендую иметь отдельными картонными/тоненькими книжками. Их удобнее читать. А уже после годика можно выбирать сборник. Примеры наших картонок со сказками были в предыдущем посте.
4. Первая проза
Прозу мы начали осваивать ближе к годику (за исключением сказок и Малышовой книжки, фото которых есть в предыдущем посте).
Самым качественным представителем первой прозы я считаю сказки и рассказы Сутеева. Эти иллюстрации тоже знакомы всем нам с детства. В самых простых его сказках проиллюстрировано каждое действие, что и нужно малышу. Любимый рассказ сына в годик - Три котенка.
Очень удачными представителями иностранной прозы в нашей библиотеке я считаю книжки про Карлхена и про Чика и Брики.
Из серии про Карлхена я очень рекомендую книжки "С добрым утром, Карлхен" и "Спокойной ночи, Кархен". Эти две книжки содержат описания ритуалов на пробуждение и на засыпание. С них и стоит начать знакомство с этой серией. Определенные повторяющиеся изо дня в день действия утром и вечером транслируют малышу спокойствие и уверенность. Книжки с примерами таких действий я считаю очень полезными как для малышей, так и для их родителей.Описанные ритуалы, конечно, более актуальны ближе к двум годам, но знакомить с ними малыша можно и в годик. Единственное, что нужно проверить, - сможете ли вы читать имя "Карлхен", не запинаясь. У нас так могу только я, поэтому бабушки книжки про Карлхена не любят и не читают.
Серия Чик и Брики (автор и иллюстратор Аксель Шеффлер) состоит из простых жизненных историй. Больше актуальна к 1,5 годам, но знакомство можно начинать и ближе к году.
5. Книги с иллюстрациями на белом фоне
Малышу лучше всего рассматривать иллюстрации на белом фоне. Это помогает ему изучать предметы (если они на картинках) и строить соотношение предмет-картинка.
Я выбрала "Моя первая книга" от издательства Белый город. Это первая энциклопедия малыша, содержащая иллюстрации на множество различных тем. В книге есть как большое количество иллюстраций на белом фоне, так и тематические панорамы. В ней мне не хватает разве что строения тела человека на самом примитивном уровне - голова, туловище, руки, ноги, ...
Это переиздание советской книги, и иллюстрации в ней те же, т.е. милицейская машина, дворы времен нашего дества, одежда и так далее. Но меня это совершенно не смущает, и я считаю книгу очень удачной и горячо ее рекомендую.
Моя первая книга и Ладушки (обе издательства Белый город) до сих пор являются одними из самых любимых книг у сына и периодически достаются почитать.
6. Первые виммельбухи, они же книжки-гляделки, они же книжки без текста (ближе к году)
Сейчас очень популярны книжки-гляделки. По ним можно составлять рассказы, искать предметы, устраивать тематические игры, просто рассматривать иллюстрации. Они больше актуальны после 1,5 лет, а рассматривать можно начать и к годику.
Самым удачным вариантом для знакомства с такими книжками я считаю серию "Первые книги малыша. Учим новые слова!" издательства Улыбка. Они картонные, прочные, с симпатичными реалистичными иллюстрациями и многообразны в своей тематике. Соотношение цена-качество также не может не радовать.
Их тоже очень рекомендую.
И еще хотела пару слов сказать о том, как читать. В этом возрасте малыш может очень мало времени удерживать свое внимание, поэтому чтение может вглядеть так. Вы начинаете читать строчку, а малыш уже перелистывает страницу. Или даже закрывает книжку и тянется к другой. В этом нет ничего страшного и не нужно заставлять его слушать обязательно весь текст полностью. Этот весьма продолжительный период кусочного чтения нужно просто пережить).