Август, Сентябрь и Октябрь 2019
Тут длинный абзац про то, что я ленивая мать и не пишу хотя бы раз в месяц, но в заметках залежи имею, поэтому здравствуйте.
Следующий абзац - это, видимо, вступление и подготовка читателей к тому, что воспоследует. Но его нет, потому что август и сентябрь был давно (я пишу из начала ноября), и я уже особо не помню контекста. Скажу только, что
а) Миша стал говорит очень много и бОльшую часть даже понятно. Ему почти никогда не удаётся буква "Л", вместо неё он говорит "Р" или просто пропускает. Буква "Р" тоже не простая я ивритская, грассирующая. Все родственники в восторге. Языки мешает, но русский в общении с нами преобладает. С израильтянами говорит исключительно на иврите.
б) Поскольку Миша повторяет всё, что слышит, я учусь фильтровать базар. Нет, то, что он говорит слово "блин" меня не сильно волнует, а вот когда он повторяет за мной "господи" или "бозе", я напрягаюсь. Пока не придумала как избавиться от этих слов в лексиконе. Ну а всякий мат легко элиминируется, на удивление.
Ну, дальше вываливаю сюда все свои заметочки на память.
АВГУСТ
Ми стремительно пополняет словарный запас, слова становятся всё длиннее. В некоторых он переставляет местами буквы, но оооочень старается. Всё хочу спросить в саду, говорит ли он там только на иврите или что-то на русском тоже. Потому что как-то на остановке с ним заговорила израильская бабушка и он ей всё на иврите отвечал, даже те слова, которые мне говорит на русском. Например, со мной он использует "машина" и "синий", а ей говорил "ото" и "кахоль". Очень интересно!
Ещё мы снова с коляской. Первую неделю августа товарищ адски болел. Прям 5 дней температура держалась, давали всякие нурофены-акамоли по 4 раза в день. И потом ещё два дня снижалась. После этого он видимо решил, что слаааб и просит коляску. Я соглашаюсь, Максим пытается проявлять упорство, считает, что норм ему пешком ходить. Ну а мне слишком жарко уговаривать.
И из-за недельного пропуска сада, ему ещё тяжеловато дался новый сад. Ну точнее у нас с 11 по 22 августа кайтана (дополнительный сад, потому что официально вообще-то каникулы), с теми же воспитателями, но в другом месте. И вот Мишка подиспугался нового места и приходится его с ручек на ручки передавать.
Собирались с Мишей в сад. Он, чтобы надеть сандалии, садится на мой блок для йоги всегда. И этот кубик с одного угла погрызан, им же. И вот он показывает на эти следы и говорит: «Мама, это дракона!». Дальше проиходит диалог, во время которого я с трудом держу себя в руках, чтобы не растечься от умиления и смеха:
- Это же ты погрыз, ты что, дракон?
- Да, Миша... - дракона! Дракона... рыжий!
- Ты рыжий дракон? Как здорово!
- И папа!
- Папа тоже дракон? А какой?
- Папа дракона... чёрный. И мама... дракона... чёрный. А Миша... рыжий дракона.
Всё это говорится, конечно с паузами на подумать, потому что явно мысли бегут впереди языка.
Смотрели какую-то передачу про животных на нетфликсе. Там в том числе показывали гиен, которые охотятся за буйволятами. Миша про всё спрашивает «ма зе?» (что это?), про гиен тоже спросил. Ну и такой потом: «Гена, беги!» (болел за гиен, значит)
Положил пауч на пол, накрыл его салфеткой и говорит «пауч лишон, тссс» (пауч спит)
- Миша, какой у тебя номер телефона?
- Шева, моне (7, 8)
- А ещё там цифры есть?
- ... Эсээээрр! (10)
Раньше Миша говорил на всё «Ой, нееет», а теперь новый период - «Нуууу... даа».
Сидели на диване болтали с бабушкой и дедушкой по айпаду. Миша сообщил, что хочет то ли пауч, то йогурт, не помню. Я начала вставать, а Максим тоже, говорит, давай я принесу. И Миша ему: «Ата лё кум» (ты не вставай).
"Таим меоод од од од" (очень вкусно)
К вечному «ма зе?» (что это?) добавилось «ма ата осэ?» (что ты делаешь?). Иногда на всякий случай спрашивается несколько раз, даже если ответили, видимо на всякий случай. А за едой (мы теперь стали ужинать все вместе), Миша спрашивает сто раз «ма ата охель?» (что ты ешь?).
Созванивались утром с бабусей-дедусей. Бабуся готовит себе кофе. Миша спрашивает: «Ма ата осэ?» (что ты делаешь?). Бабушка: «Молю кофе». Миша: «Эйзэ кейф!» (как здорово!)
Когда мы вдруг оказываемся с Мишей на улицах вечернего города (что бывает редко, у нас ранний отбой), Миша видит все эти огоньки (у нас украшены пальмы синими и белыми огоньками, машины светят фарами итп) и говорит: «Как касииво!»
Убираюсь и краем уха слышу, что Миша что-то напевает. Он до этого умел петь про Ото шеляну и Весёлую компанию, но это было явно не оно. Прислушалась, а это песня про алфавит из «Лёвы», буквы плохоразбиоаемы, но тем не менее. Закончив эту песню, он спел куплет из песни про ракету Мишу, которую я ему сочинила для катания на качелях (и последний раз пела не меньше месяца назад).
Когда Ми падает или не может куда-то влезть, он говорит: «Агите мне» (ну «помогите мне»). Но иногда с некоторыми действиями он забывает, что нужно просить помощь, и, например, пытаясь открыть бутылку, начинает ныть или хныкать. Я его просила всё «Миш, ну не переживай, а проси меня помочь». Поэтому теперь получаю приказ от ребёнка: «Помочь!»
Заметка на полях: Теперь (в ноябре) в случае падений он кричит сразу всё, что знает: "На помощь! Помогите! Караул!". Хотя иногда просто ржёт и кричит "Нафальти!" (упал)
Выучил важное. «У Миши пенис! И у папы пенис! И у мамы... нет пенис! Только у папы и у Миши пенис!»
А ещё у них в саду была программа "Кохав аШавуа" (звезда недели), когда на неделю два ребёнка выбирались звёздами и носили своё всякое любимое и рассказывали про это (фотографии с семьёй, книжки, игрушки). Миша вот тоже поучаствовал. Хотя, может, я в июле про это рассказывала уже...
СЕНТЯБРЬ и ОКТЯБРЬ вперемешку
"Убегай кот чёрный, тут велосипед едет" (это мы купили электрический велосипед и Миша иногда предупреждает вот так котов)
Внезапно Миша стал разговаривать со случайно встреченными людьми: на улице, в автобусе, в поезде. Ну то есть он раньше был не стесняшка со взрослыми, но тут он просто подбегает к человеку и сообщает ему, например: «Ани Миша, ани гадоль! Еш ли кроссовки» (я Миша, я большой, у меня есть кроссовки). Или, что он сейчас поедет кататься на поезде. Или предлагает воображаемое мороженое. Повторяет одно и то же несколько раз, хорошо, что тут все открытые и приветливые и вступают с ним в диалог.
"Хочу надеть паутину."
Чувствуем характерный запах, Максим говорит Мише «Ты покакал? Пошли менять подгузник». Миша зватает блок для йоги, подносит его к уху и кричит: «Алло, каки!». <...> Когда уже поменяли подгузник, он снова решил позвонить какам, и в конце внезапно сказал: «Конец связи». Откуууда?)))
Некоторые слова Миша всё-таки коверкает: гигифон, хутболка, я ему (кажется: это будущее время слова "ем")
Цитаты великих людей: «я хочу есть какашки»
Главное достижение нашего родительства: научили Ми говорить «Бетономешалка мешает бетон»
Миша сейчас уже с соской только спит, это важная ремарка для последующей истории. Утром Максим спрашивает Ми, который ещё в кровати: «Ты проснулся?» Он в ответ хрипит: «Нет». Потом внимает соску изо рта: «Теперь уже да»
Впервые поговорила с Мишей по телефону, это просто вау. Раньше эти попытки заканчивались дышанием в трубку с той стороны, а тут он мне рассказал, что делает и в конце сказал «Пока». Ааааааа!!!
Ехали в машине куда-то. Чтобы мне не было скучно, Миша меня развлекал фокусничеством. Прятал пальцы одной руки в другую руку и хитро спрашивал: «Где пальцы?». И потом радостно показывал с криком: "Вот пальцы!"
Миша последнее время много чего боится. Ну или делает вид, не знаю. Но несколько раз в день про что-то может сказать "Мне страшно" или "Боюсь". Вот, например, ехали на Мёртвое море и проезжали огромные крутые и величественные горы. Мы все восхищадись, а Миша причитал: "Ой боюсь-боюсь!", я брала его за руку, он успокаивался и грозно говорил: "Уходи горы, уходи горы!".
Как-то дома я в кои-то веки собралась приготовить ужин. Миша сообщил в этот момент: "Я мама, а ты Миша." Я говорю: "Ну тогда ты готовишь ужин, мама?" Он сполз с дивана и пошёл готовить сразу же. Правда когда пришёл на кухню, сообщил: "Ани лё яхоль" (я не могу).
Вообще этот прикол с "Я мама/папа, а ты Миша" прям частый. Его тогда надо назвать мама/папа. Чаще всего он так делает, когда хочет попить из папиной бутылки. А ещё он надевает через плечо слингобусы и тоже говорит, что он папа (донт аск).
Пошли с папой в магазин. Максим спрашивает Мишу: "Что маме купим вкусное в магазине?" Ребёнок, радостно: "Пиво!"
Миша тут повадился вставать уже после всей процедуры укладывания и выходить к нам. Нужно его отводить назад. Много раз. Бывает и 5-6 за первые полчаса. И вот как-то лежу я на диване без сил, Максим отъехал по делам, слышу звук открывающейся двери. Подорвалась, подошла: дверь приоткрыта на прищепку (мы кладём иногда наверх прищепку, чтобы не закрылась), но Миши нет на выходе. Зато в нашу соседнюю спальню дверь приоткрыта. Я подумала, что это ветром её колотит, ну и закрыла. Легла обратно на диван, лежу. Через пару минут опять слышу звук открывающейся двери. Подхожу, а там Мишка выходит из нашей спальни. Видимо, он вышел из своей и зачем-то попёрся к нам, а я его там закрыла. Но он был невозмутим...
Поднимаемся по лестнице домой.
- Мне тяжело идти.
- Почему тебе тяжело идти?
- Мне тяжело идти, потому что мама идёт.
Дожили, наконец, до периода воображений и выдумок. Иногда прям воображаемыми предметами играет, очень прикольно. Или придумывает, что обычные предметы - это что-то другое. Например, длинный шнурок из штанов - змей. Так и говорит: "Где мой змей?"
Утром Максим услышал какое-то шебуршение в салоне, решил пойти посмотреть. Миша там сидит на диване, с мозгом-подушкой на коленях, перекладывает какие-то игрухи. Увидел папу, и такой "А я тут играю".
Прихожу в сад за Мишей и уже издалека вижу картину: Ми сидит в машине, а другой мальчик пытается открыть дверь и то ли тоже туда влезть, то ли Мишу выкурить. Видимо он настойчиво пытается, потому что Ми начинает уже навзрыд рыдать. Воспитатели говорят мальчику отойти, я за это время уже подхожу, и Ми меня видит, начинает вылезать и просится на ручки, а воспитатели параллельно там на фоне говорят тому мальчику, чтобы он подошёл обнять Мишу. Я Мише тоже толкаю речь, в конце которой тоже предлагаю обняться. Мальчик тот в это время уже забил и ушёл на качели. В результате Миша идёт и обнимает рандомную девочку, которая подошла поглазеть на происходящее, и радостно уходит.
Ехали в автобусе, Миша захотел сесть на самое передней сидение и руководил процессом: когда дверь открывались, он говорил: "Заходите", когда подъезжали к светофору: "Красный! Стоп автобус! Зелёный! Поехали! Быстро-быстро!"