Ксюше 3,5 года
Моя жизнь с Ксю"Если я возьму Дашу с собой в садик, мне не придется искать подружек себе, чтобы поиграть!" - хотелось бы назвать это девизом месяца, но нет, чаще всего они пытаются поубивать друг друга.
Ума не приложу, как оценивать развитие ребенка в таком возрасте. Все дети очень разные, а нормы размытые. Постараюсь описать все сферы - для себя, на будущее.
Наши отношения и ее характер в целом.
Характер - жесть, огонь и звиздец. Отношения наши сложные, я практически не имею на нее влияния. Послушать и сделать, как мама сказала? - не, не бывает такого. Чаще всего просто проигнорирует, иногда ответит "нет". Иногда я пытаюсь увлечь ее игрой, срабатывает через раз. Применение силы к ней неэффективно и противоречит моим убеждениям, но иногда используется, чаще всего от моего бессилия и невозможности себя контролировать.
Иллюстрация Ксюшиного гнева:
Что-то не получается, например, башня из конструктора падает. Она может: пойти ударить Дашу (которая могла сидеть в другом углу комнаты и вообще ни при чем), раскричаться и с разбегу упасть на пол, кататься и рыдать так какое-то время, или расшвырять конструктор в разные стороны (с диким ревом, конечно). Часто в моменты агрессии бросается вещами, игрушками. Пытаюсь ее утешать, но моих моральных сил на все не хватает. "Слез тщетности" никогда не бывает.
С Дашей стали драться всё-таки меньше, теперь только 2-3 раза за день.
Устраивает рев по 20 раз на дню, причем это не манипуляция, она искренне страдает, что ей не разрешили отобрать Дашину игрушку/сесть на другой стул/смотреть дальше мультики и тд.
Мастер вредности! Иллюстрация:
После прогулки я прошу ее сесть на горшок. Хочу, чтобы сразу пописала, и я вылью вместе с тем, что там осталось раньше. Она играет со своим одеялом и игнорирует меня. Я попросила три раза, после чего помыла горшок. Ксю устроила рев, что он теперь мокрый, я ушла на кухню.
Спустя пару минут Ксю приносит на кухню Дашин горшок, прячет его к мусорному ведру и приговаривает, что Даша теперь не сможет на горшок ходить, хахаха.
У Даши упал огурец. Ксюша: "все, у тебя больше не будет огурца! Тебе его никто не поднимет! Больше не будешь его есть! Неееет, не поднимай ей!"
Не дали ей согнать Дашу из детского стульчика. Из вредности Ксюша отобрала у Даши огурец и запихнула целиком в рот. Не смогла прожевать и заблевала полкухни 😵
Иллюстрация нашего обеда:
Мы с мужем сидим спокойно, общаемся. Ксюша на растущем стуле, отказывается придвигаться близко, ест руками рис, все падает на стол и на пол, перевернулась задом наперед, упирается ногами в балконную дверь, того и гляди свалится.
Даша в детском стульчике, тоже повернулась задом к столу, запихивает пальцы в прорези стульчика.
Муж комментирует: "живём как будто в клетке с хомяками: они копошатся, что-то едят, где-то лазают" Ага, и ты совершенно никак не можешь повлиять на этих хомяков))
В целом вроде она меня любит, но сильной привязанности нет. Порой кажется, что она требует моего внимания только потому, что так Даша делает.
"Ксюша, давай я тебя поцелую!" - "Нет, спасибо, не надо."
А вообще, я вроде начала смиряться, что у меня вот такой вредный, упрямый, тяжёлый ребенок)) я уже не верю и не мечтаю, что когда-то станет легче. Не станет. С Ксюшей - никогда не станет. Это не кризис - это характер. Он появился вместе с зубами в 4 месяца и с тех пор вся семья на стенку лезет...
Отношения с Дашей и с отцом.
Ревность стала немного затихать. Теперь не на 10 баллов, а только 9)) а может, это я привыкла уже. Это стало обыденностью: дать грудь Даше, а потом Ксюше, покормить с ложки Дашу, и конечно Ксюшу. И так во всем. Очень бдительно смотрит, чтобы то, что получила Даша, получила и Ксюша.
Бывают уже дни невиданной нежности и любви к сестре, когда они играют вместе. Иногда обнимаются и целуются. Раньше не было такого вообще! Сейчас раз в 3 дня примерно они могут играть вместе около часа и почти не драться. Ксюша играет с Дашей в больничку, в магазин. Иногда читает ей книжки. В этих играх Даша обычно в роли бессловесной куклы))
На прогулке я уже могу немного акцентировать ее внимание на том, где Даша, и это не вызывает игнора или агрессии. Когда они на площадке с трубой, учу Ксюшу скатываться вместе с Дашей, не бросать ее там одну наверху. С моими постоянными вопросами "Ксюша, где Даша?", Ксю начала всё-таки немного обращать внимание на сестру.
Берет с младшей сестры пример: мычит вместо того, чтобы говорить, просит сисю, тычет пальцем вместо нормальных слов.
Отец сейчас не пользуется большой любовью. Она, конечно, может его обнять и поцеловать, но в основном бежит к маме, потому что ревность из-за Даши. Даша, кстати, тоже предпочитает мать, а не отца. Можно было бы списать на возраст, но Ксюша в этом возрасте была прям папина-папина, я ей вообще не была нужна. (Ксюша в свои 1г8м на неделю улетела с отцом к бабе-деду и не вспомнила о матери вообще...)
Сад
С удовольствием сходила в садик аж неделю. Без слез, кааризов и всего такого. Воспитательница говорила "как с нами всегда и была".
Потом подхватила что-то и вот уже больше месяца с бронхитом дома.
Физическое развитие и здоровье.
Вес 14,5 кг, рост 101 см, нога 16 см (размер 26-27).
Были у хорошего ортопеда по рекомендациям знакомого врача. Вердикт - своды стопы есть, голеностопный сустав слабый, начальная стадия искривления позвоночника в районе грудной клетки - сутулится. Прописали правильную обувь на весь день, упражнения. Не сидеть, отдыхать лежа, много лежать на животе, учиться отжиматься.
Остальное: вроде довольно ловко бегает, прыгает, лазает по Раннему старту, катается на самокате, учится играть в классики, прыгать на скакалке и пытается встать на ролики (но здесь моя вина - редко их достаем).
На площадках на улице я ее уже давно не страхую, а только издалека поглядываю - давно не было, чтобы она откуда-то падала - ловкая, сильная.
Запор ее вроде прошел. Слежу за количеством овощей, которое ест, ограничиваю в макаронах и рисе, буквально запихиваю в нее воду. Стул все так же раз в 2-3 дня, но по крайней мере без дискомфорта, и я считаю, что пока и так сойдёт.
В сентябре в садике подхватили какую-то заразу и теперь месяц сидим с бронхитом. Лечится очень тяжело. Вроде почти не кашляет, но и не выздоравливает до конца.
Я переживаю, что у Ксюши очень уж текут слюни. Когда говорит, то полон рот слюней, они аж иногда капают. Подозреваю дизартрию, жду приема у специалиста.
Ещё очень хочется подавать ей какие-нибудь успокоительные 😆 потому что эти истерики постоянные... Моих успокоительных уже не хватает))
Но это я так, шучу, мечтаю. Конечно, я ничего не буду давать ребенку без прямого назначения врача.
Самостоятельноет обслуживание, трудовое воспитание и "взрослые дела"
Может сама надеть штаны, носки, сандали (иногда путает право-лево. Да ладно, я иногда их тоже путаю 😆), с трудом надевает майку, не может надеть кофту на замке или куртку. Но! Может - не значит, что делает! Только в садике более-менее делает всё сама, дома ее неизменно одеваю я.
Сама ставит стульчик в ванной и включает воду, моет руки. Сама залезает вечером в ванну (но я настаиваю, чтобы я была рядом и смотрела). Сама в принципе купается вечером с Дашей, мы только иногда подходим к открытой двери ванны или рядом просто что-то делаем, без ежесекундного присмотра.
При хорошем настроении может порезать мне огурцы для салата. Крупновато, правда, но режет. Жаль, редко))
Сама хорошо ходит на горшок, вообще не надо контролировать это. Но не хочет ходить на унитаз и не выливает после себя горшок. Я выношу и мою 😔 Ночью тоже давно без памперса и не писается. Но я обычно один раз за ночь ее поднимаю и сажаю писать.
Умеет есть аккуратно вилкой и ложкой и чтоб не летело все вокруг, но чаще всего ест как свинья. Мусора и грязи после Даши и Ксюши одинаково. Какой-то особый кайф, видимо, есть руками...
Прекрасно сама приносит стул и залезает, куда ей надо. Но не допросишься ее помочь...
Почти не готовит со мной. Из всех домашних дел только иногда, редко, развешивает со мной мокрое белье, пару носочков))
Учу ее собирать игрушки и вешать на крючок свою одежду, убирать свою одежду в грязное/в шкаф/на вешалку. Но пока я в этом не преуспела нисколько...
Речь
Очень много и очень невнятно. Надеюсь, что сейчас выздоровеем и сможем сходить к неврологу и к логопеду. Я даже не могу оценить, какие звуки у нее нормально получаются, речь часто меняется - то нормально скажет, а то вообще не поймёшь что. Переставляет слоги - немного, но есть (свабдя), прибавляет лишние звуки (оделяло).
Любит делать артикуляционную гимнастику и даже уже почти все получается - надо освоить только надувание-втягивание щек (не умеет полоскать зубы), упражнение "ковшик", "грибочек".
Говорит горловое "р". Иногда бывает хорошее "л", "ль".
Предложения строит достаточно хорошо, болтает много, охотно, придумывает какие-то истории про котят.
Начала замечать у нее словотворчество:
"это у нас одевалка" -"раздевалка?" -"нет, одевалка, мы же здесь одеваемся"))
"Папа, я давалка! Я даю маме камушки!"
Еда
В целом нормально ест, почти все. Но бывают дни сниженного аппетита, когда почти не притронется к еде, а бывают дни говнистого настроения, когда капризничает "это я не хочу, хочу то, нет не грей, нет надо было в ту тарелку положить, нет, надо порезать".
Не ест совсем перловку, булгур, чечевицу, овсянку. Но я не парюсь. Готовлю все равно на всех то, что хочу я/любит муж, а дети могут ходить голодные, если не хотят это есть. Перед сном, если совсем ничего не съели на ужин, иногда предлагаю Дашину разводную кашу.
И всегда перед сном Ксюша съедает пюрешку фруктовую (это у нее какой-то ритуал).
Любимая еда: ну конечно мясо - шашлык, стейки, свежая котлета, сосиски. Ещё любит макароны (пустые), рис, гречку (только свежесваренную).
Сон, режим
Режим - наше больное место. Пытаемся придерживаться режима садика, но утром Ксю фиг поднимешь, днём еле уложишь, потом опять фиг разбудишь, и вечером опять свистопляска порой до полдвенадцатого.
Укладываемся спать. Уже полдвенадцатого, а Ксюша все трещит.
-Ксюша, хватит разговаривать!
-Я разговариваю, потому что у меня есть язык.
Но засыпает, можно сказать, сама. По крайней мере я не лежу в ее кроватке, а только на своей большой кровати. Хотя регулярно слышу от нее "я хочу в твою кровать" и "полежи со мной". Пока обходимся без этого. Пока достаточно того, что после Даши она тоже "пососет сисю", 10 раз попьет воды, пару раз встанет пописать (горшок у кровати стоит), и где-то около часа болтает.
Как ночь, так прорывает ее задать все вопросы, которые накопились за день. Ума не приложу, что делать... И отмахиваться от нее, затыкать не хочется, но и разговаривать в 11 ночи тоже сил уже нет, и неохота поощрять эти разговоры в постели, она и так с трудом успокаивается.
В целом ночью спит нормально. Встает один раз пописать, чаще всего сама или зовёт меня, я это особо не контролирую. Если днём была без сна, то спит очень тревожно, кричит ночью до 7 раз за ночь, хнычет, вскакивает с кровати. Поэтому для нас дневной сон обязателен.
Мышление и логика. Любимые игры и занятия, "знания", творчество.
Любимая игра - свободная ролевая))
Собственно, этим она и занимается почти весь день, а Даша составляет ей компанию в этом. В основном играют в доктора, в сад, в магазин. Постоянно укладывает своих кошек и кукол спать по всем диванам, креслам, коробкам - в комнате невозможно ни пройти, ни присесть. Если сесть туда, где "котята спят", то будет дикий рев (со стороны это выглядит как тряпка на кресле, потому что котята воображаемые, а подушки "они выкидывают").
По-прежнему одеяло - это "детонька", у него оказывается, есть в ее воображении голова, руки, волосы. Заплетает ему хвостики 😀
Плэй дуо, конечно, очень любит. У нас набор для лапши и набор для лепки пироженных. Красивые кексы конечно не делает, но любит нажимать пресс, чтобы кексы крутились. Другой пластилин, как и мукосольки, вообще не в чести. Не умеет, не любит.
Красками рисует каля-маля. Она любит, но не люблю я, так как их "рисование" занимает 5 минут, а уделывают они все вокруг так, что я потом ещё 15 минут все отмываю- убираю. Ну нафиг.
Карандашами, мелками, ручками не рисует. Не умеет, не любит. Я Не видела ни одного рисунка более-менее похожего хоть на что-то. Если всё-таки берет листок с ручкой, то изображает "письмо" (как я пишу) - зигзаги и волны строчками - типа буквы. И так на весь лист.
Писать буквы даже не собираемся.
Аппликации - она делала бы, если б я занималась с ней. Но мне слишком сложно.
Книги любит слушать. В основном читаем русские народные сказки разные, груффало, хочу к маме, Маршака, Сутеева, Чуковского.
Обожает машинки и мультики про машинки.
Полдня может катать свою коляску.
Играет в лего дупло - строит садики, дома, башни (обычно это выглядит как беспорядочное нагромождение кубиков конструктора). Достали наконец ей Лего классик, мелковат для нее, мне приходится помогать, но она с интересом собирала по инструкции несложные детальки. С моей помощью, где надо, но всё-таки собирала. Иногда достаем (конечно, это лего не в свободном доступе).
На мелкую моторику ещё попробовали Королеву-бусинку. Ей нравится носить эти бусы, собирать ей очень сложно, да даже мне некоторые бусинки сложно соединить. Но иногда достаю ей, тренируемся.
У нее есть настоящие пяльца с настоящей иглой, вот это любит. Очень часто просит.
Наконец начала собирать кубики из 4 частей. Из 9 - слишком сложно. Собирает классический пазл из 9 частей, но 16 - сложно, не любит. Квадраты Никитина предпочитает Дашины, 1 уровень, 2ой уровень собирает наполовину, есть сложные задания. Кубики Никитина любит, но несложные задания. Принцип понимает, но ленится. Мозаика - собирает хаотичные картинки, не любит делать по образцу. "День и ночь" делает по образцу с моей помощью. "Катамино" - в процессе освоения, пока что я ставлю одну деталь, ещё две Ксю ставит сама (чаще всего). Колобок-следопыт осваиваем, не пользуется любовью)) пока играем не по правилам, редко делает, что я прошу.
Задания по типу "найди отличия" - совсем беда, я не уверена, что она понимает, что я от нее хочу. Лабиринты совсем простые делает, чуть посложнее - не хочет.
В целом очень неусидчива, ей сложно сосредоточиться, редко слушается меня и делает, что я прошу в задании. Часто придумывает какую-то свою игру вместо моего задания.
Буквы не учим. Знает твердо к, а, м, п. Остальные может путать. Но я и не учу с ней целенаправленно. Иногда играем в игру "с какого звука начинается слово", очень тяжело идёт.
Цифры тоже не учим. Принципиально. Я считаю, успеется. Счёт знает твердо до 3. Слово "четыре" постоянно забывает, так что после трёх начинается чехарда: семь, одиннадцать, девять, пятнадцать и тд. Таким образом типа считать очень любит))
У бабы с дедом играла на пианино "до ре ми фа соль ля си, кошка села на такси", у нас отказывается это делать, на синтезаторе всегда включает встроенные ритмы и мелодии, никогда не играет сама (я иногда играю мелодии, то есть она видит, как это делается. Я не мастер, но 5 классов музыкалки всё-таки есть).
Не умеет петь. Единственное певучее, что я от нее слышала - это заунывные "колыбельные", которые она пела детоньке. Когда вообще дети научаются петь? 🤔
Не умеет танцевать. Когда я танцую, может рядом попрыгать вприсядку, бесяво покружиться, но даже младшая танцует с большим интересом)