Занятие "Сортировка"
Деятельность "Сортировка" примерно с 18 месяцев.
На 90% НЕ предлагается дома, как нечто отдельное, изолированное от уклада жизни семьи.
Впрочем, как и всё, что предлагается ребенку раннего возраста.
В этом то и отличие настоящего Монтессори подхода к поддержке развития ребенка дома, от того, что привычно называется "Монтессори дома"
(когда упражнения компонуются и даются сами по себе из списка, методички и т.д.
изолировано от уклада жизни семьи и НЕ привязанные к Реальности проживаемого опыта ребенка в семье).
Сортировка помогает включит ребенка в уклад семьи и конечно поддержать множество сторон развития.
Если, вы будете грамотно применять речь, а не просто давать ребенку делать,
то он будет практиковать в говорении,
расширит свой словарь, кругозор и т.д.
Отсюда берется, Знание ребенка,
например, знание цветов, предметов, форм и т.д:
от того, что мы, взаимодействие ребенка с реальностью, связываем со словом,
а НЕ от того, что мы отдельно сидим и ребенка практикуем в назывании цветов.
Важно, чтобы то, что и как мы предлагаем, было в контексте уклада жизни семьи и НЕ изолировало ребенка в другую ( "детскую") реальность.
Если считаете, что так ребенок много чего не дополучит, то займитесь качеством быта семьи, а не изолированностью правильной жизни ребенка дома.
Конечно все зависит от возраста ребенка.
Например, сортировку на фото 1, сначала можем постоянно разместить на кухонной полке ребенка. Сами в стаканчик размещать приборы.
Потом, ребенку давать приборы после мытья, чтобы сам свои поставил в стаканчик , другие положил в другое место размещения
тем самым расширяя условия для практик самостоятельности, ухода за средой, заботой о близких и т.д. + Осознание ребенком своих возможностей с этим упражнением (действием).
Позже, сортировка логическим образом добавляется к последующим действиям , после мытья посуды ребенком и т.д. И плавно совмещается со всеми остальными приборами семьи.
На фото 2 показана сортировка фруктов, овощей (лимоны в одну сторону, перцы в другую и т.д.).
Возможно, фото показывает, что происходит, когда семья пришла с магазина))
Или ребенку, в постоянном доступе представлен большой контейнер, на полу, с крупными парными овощами/фруктами, целенаправленно, для сортировки ребенка.
Так же, на кухонной полке ребенка может постоянно стоять чаша с фруктами, овощами (по 2-5 в зависимости от размеров) + салфетка/коврик (на котором он будет раскладывать и сортировать).
Очень важен первый ваш показ.
Та же суть с фото 3.
Сначала корзина с парными носочками располагается на полке ребенка, рядом с шкафом (комодом), затем к ней добавляется остальные виды деятельности или сама сортировка включается в них.
Что еще можно предложить ребенку?
-Если дома вяжут, то можно сделать среднего размера (удобно брать ребенку) клубочки (надежно, не привлекающе внимание, закрепить конец нити) и разместить в корзинке + контейнер с ячейками, для сортировки;
- Сортировка крупных орех;
- Сортировка КРУПНЫХ пуговиц, бусин (декоративные);
- Сортировка минералов;
- Сортировка ключей, инструментов
Уточню, что во всех сортировках компонуем 2-4 вида предметов по 3-5 штук каждый
КАКИЕ ВАШИ ИДЕИ СОРТИРОВОК?
НАПИШИТЕ В КОММЕНТАРИЯХ
P/S: Провожу Консультации и Разрабатываю рекомендации по игрушкам и деятельностям для индивидуальности конкретного ребенка, в условиях жизни его семьи и возрастных особенностей развития дома.
на 9, 10 ноября есть 2 места .
Обращайтесь!
Ментор по сопровождению развития Осознанного ребенка дома;
Семейный Монтессори консультант (детство 0-2 года)
- Анна Мушинская