Разрушитель легенд: развенчиваем "Эффект Моцарта"
Частенько чувствую себя разрушителем легенд.
Недавно в рамках одного проекта провела масштабное кабинетное исследование, собрав имеющиеся в мире научные данные о якобы позитивном влиянии классической музыки на интеллектуальные способности младенцев, и развенчала этот популярный миф.
Поскольку в популярной психологии принято считать, что благодаря своей комплексности, классическая музыка стимулирует те же участки мозга, которые отвечают за пространственную ориентацию и аналитические способности, многие родители, озабоченные ранним и внутриутробным развитием своего малыша, подвергают его регулярному воздействию классики, в частности Моцарта. Поэтому этот миф и получил название «эффект Моцарта».
На самом деле, несмотря на огромное количество околонаучных книг и статей на эту тему, наука опровергает связь между классической музыкой и интеллектом ребенка в долгосрочной перспективе. Изучив десятки экспериментов, проводимы в различных странах мира, результаты и выводы из них, я поняла: эффект Моцарта - это пустышка.
Не углубляясь в научную терминологию, скажу, что иногда, в отдельных условиях музыка (не обязательно классическая) оказывает кратковременный стимулирующий эффект на некоторые когнитивные способности людей (школьников, студентов) благодаря позитивным эмоциям и состоянию возбуждения, которое она вызывает. Есть клиническое доказательство того, что приятная аудио-стимуляция благотворно воздействует на энергообмен недоношенных младенцев.
Но, повторюсь, нет прямой зависимости между прослушиванием классики и тем, насколько ваш ребенок будет развит умственно. Поэтому нет необходимости тем дамам в положении, которые не любят классику, ежедневно терзать себя Моцартом или Бетховеном в призрачной надежде на то, что их дитя станет гением. А для малышей хороша любая приятная музыка - классика, народные или детские песни, а особенно пение мамы. Это - то, что называется "позитивная аудиостимуляция".
Популярный миф об «эффекте Моцарта» был рожден из распространенной в Америке 90-х годов истерии родителей по поводу раннего обучения детей. В высококонкурентной среде любой простой метод, который обещал быстрый прирост интеллекта, воспринимался на ура и без критики. На этом выросла целая индустрия книг, дисков, музыкальных игрушек и компьютерных программ.
Пожалуйста, не позволяйте себя обманывать. Если любите классику, и если ваши дети любят ее - наслаждайтесь! Но не ждите от музыки серьезного терапевтического или интеллект-стимулирующего эффекта.