Развитие речевого подражания.
РечьРазвитие речевого подражания - естественный период в развитии детской речи. Нельзя "перескочить" этот период и начать разучивать правильно произносимые слова или начинать с постановки звуков.
Если речь развивается с задержкой, необходимо в первую очередь провести работу по активизации потребности подражать слову взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде, даже если говорит он пока непонятно и искаженно. Другой крайности - закрепления автономной речи малыша, искаженные слова которой понятны только близким родственникам, также следует избегать.
Развитие речевого подражания требует соблюдения ряда условий:
1. Активизация речи должна быть тесно связана с практической деятельностью, с наглядной инструкцией, с игрой. Следует избегать "попугайного" повторения, т.е. повторения без осмысления.
2. Подразумеваются определенные требования к речи взрослого: правильная, чистая речь с четкой артикуляцией. Речь должна быть эмоциональной, хорошо интонированной. Слова и фразы следует произносить неоднократно. Взрослый стимулирует речь ребенка с помощью вопросов. Не следует воспроизводить за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.
3. Ответы ребенка принимаются в любом виде. Главное добиться, чтобы ребенок начал говорить. Рано требовать точного звукопроизношения, в раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи.
4. Работа подразумевает несколько уровней сложности: в зависимости от уровня речевого развития малыша можно предложить ему повторения звуков, слогов, слов и фраз:
а. повторение звуков, несущих смысловую нагрузку в игре: кукла плачет - АААА! Самолет летит и гудит - УУУУ!
б. повторение аморфных слов - слов звукоподражаний, слов-слогов, имеющих смысловую нагрузку: подражание животным - му, ав-ав, мяу; подражание музыкальным игрушкам - бом-бом, ду-ду; транспортные звуки - биби, туту и проч.
в. повторение слов начинается с самых простых коротких слов - мама, папа, дай, на, да, нет, киса, утя. На этом этапе возможно употребление "облегченных" слов - ам-ам, утя. Часто именно облегченные слова помогают разговорить малыша. Такие слова используются без ограничения, пока ребенок не будет в состоянии произнести полноценное слово. При этом следует учесть, что мы не заменяем слова, а как бы даем возможность хоть как-то высказаться. Например говорим: "Это машина. Она сигналит - БИ-БИ!" Облегченные слова - это слова-заменители "для всех", т.е. общеупотребительные. Не следует путать со словами "автономной речи" - придуманные конкретным ребенком. Взрослым не следует их повторять - такой подход обеспечивает правильное развитие речи.
г. повторение коротких фраз: Где мама? Там мяч. Вот ложка.
Источник: Е. Янушко "Помогите малышу заговорить"