Памела Друкерман. Французские дети не плюются едой
Статьи, полезная информацияВот и я добралась до этой книги и могу сказать, что однозначно рекомендую ее к прочтению. В книге нет указаний не то, как воспитывать ребенка, нет последовательного описания какой-то методики. Это книга - скорее, впечатления от разницы во взглядах на воспитание детей.
Главная и основная мысль - не нужно заниматься детопоклонничеством, материнство - вещь важная, но не надо превращать всё в фанатизм.
далее под катом
"Воспитание подразумевает жесткие границы, но внутри этих границ - свобода". Научиться выставлять эти границы необходимо для комфорта самого ребенка, прежде всего. Смысл ограничений не в том, чтобы стеснить ребенка, а в том, чтобы создать для него предсказуемую и понятную среду.
Формировать правильное отношение к материнству нужно уже с этапа беременности. Беременность - не болезнь, не нужно нервно заучивать все методички по беременности и возводить своё состояние в культ. Здесь соглашусь в автором целиком и полностью.
Далее тезисно основные мысли, которые я фиксировала в ходе чтения, и мои комментарии:
1. Ребенка необходимо приучать к тому, что порой необходимо подождать. Касается это и ночного сна. Прежде чем подойти ночью к проснувшемуся ребенку, необходимо выдержать ПАУЗУ (5-10 мин). Эта пауза позволит понаблюдать за малышом - действительно ли он проснулся от того, что хочет кушать. В книге кратко поясняется, что ребенок в первые месяцы учится соединять фазы сна - просыпается и учится засыпать снова. Если же на каждый его сигнал бежать и кормить, то у ребенка начнутся проблемы со сном, ему необходимо будет для перехода фаз сна промежуточное кормление, такие ночные рейды могут сильно затянуться во времени. Поэтому уже с первых месяцев необходимо научить ребенка спать ночью (как потом он учится всему остальному). В идеале автор указывает на возраст до 4 месяцев, когда у ребенка уже должна быть "ночь".
2. Режим кормления. С 4-6 месяцев ребенка необходимо приучать к режиму кормления - завтрак, обед, полдник и ужин (8-00, 12-00, 16-00, 20-00). В теории мне этот совет нравится, если не следовать ему слепо, потому что и взрослый человек питается по режиму. Мне кажется, нужно прислушаться к ребенку и всё же выстроить некий режим, пусть и не жесткий. На практике же - посмотрим, ребенок у меня первый.
3. Дети всё понимают уже с младенчества и с ними нужно разговаривать постоянно, объяснять ему что Вы в данный момент делаете. В книге также дается рекомендация познакомить младенца с его местом жительства - пронести по всем комнатам, рассказать. Здесь, я думаю, многие согласятся, что не нужно относится к новорожденному как к "томагоче" несознательной, ребенок видит, постигает, хоть и не всё осознает пока, и в этом нужно помогать.
4. Приучать ко всей еде. С момента прикорма начинать давать ребенку разнообразную еду - как по вкусовым качествам, так и по цвету, консистенции. Если ребенок отказался от какого-то продукта, то через некоторое время приготовить его по другому и снова попробовать дать. Суть этого не столько в том, чтобы научить есть всё, а в том, что Вы помогаете ребенку познавать разные вкусы, показываете ему всё разнообразие.
5. Практиковать совместные обеды и ужины. Помню, в детстве ужинали мы всей семьей, мне очень нравились эти моменты.
6. Приучать ребенка здороваться и прощаться, когда приходите в гости, например. Ребенок должен осознавать, что он частичка общества.
7. Установить "взрослое время". Вечером начинается "взрослое время", когда родители занимаются своими делами, ребенок должен это понимать и принимать.
8. Дети не являются центром внимания.
9. Родительский авторитет должен оставаться бесспорным (главное, не путать авторитет с авторитарностью и тиранией).
10. Детям нужна самостоятельность. Ребенок должен уметь занимать себя сам. Важно не превратиться в "маму-такси" и бесконечно возить ребенка по различным "развивашкам". Развивать ребенка нужно, не чтобы козырнуть перед знакомыми - а мой-то уже вот это и это делает. Не нужно пытаться опередить развитие, всему своё время. Не нужно регулярно придумывать кучу различных заданий, иначе это может привести к тому, что ребенок не научится познавать мир самостоятельно. В общем, в развитии нужна мера.
11. Излишняя похвала вредна. Она заставляет детей делать всё только ради похвалы.