Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.
ДНЕВНИК Светлана логопед-дефектолог

Запись

Светлана логопед-дефектолог 12 июля 2018, 21:11 , Москва ···

Если звук Р «режет» слух и про скороговорки

Довольно часто родителей смущает звуки "Р рь" на начальном этапе их воспроизведения после постановки.

Звук "Р" поставлен - отлично! Но он кажется каким-то "не таким", "не взрослым", неестественным, странным, слишком громким, раскатистым, утрированным....Такой звук - норма...на время (на какое именно время, зависит от массы факторов, но в бОльшей степени, зависит от включенности взрослых в процесс).

Сначала даем ребенку насладиться "новым приобретением" в виде простого РРРычания по поводку и без повода; в виде одиночного (изолированного) звука и в простых словах и, запасясь терпением и устремлением к цели, приступаем к введению звука в речь, т.е. контролируем использование нового умения в речи - это уже Ваша родительская задача!


1. Если ребенок в хорошем, договороспособном возрасте-сформируйте мотивацию- расскажите,объясните, ЗАЧЕМ ЕМУ нужно говорить правильно-красиво, а не так, как привык. Двух полярных привычек в этом вопросе быть не может, иначе столкнетесь с тем, что на занятиях с логопедом (кто требует) ребенок говорит, а только занятия закончились-говорит в прежнем темпоритме (торопясь) и прежним звуком(( ,так что, после окончания занятий, перехватывайте контроль и ответственность - это в Ваших интересах!

2. Просите поправить слово целиком самостоятельно,если сказано по-привычке (не чисто) 3. Придумайте предупреждающий жест или знак, в каком месте слова ребенку надо будет постараться, так Вы предупредите «ошибочный звук», чтобы у ребенка сразу получилось красиво (медленно, но правильно)

4. Хвалите за самостоятельное чистое говорение и просто за старание при бытовом общении.


Раскатный, как бы, режущий слух звук - зашлифуется ,если будете использовать навык нового звука всегда! и везде!, дайте время. Напрягитесь вместе с ребенком на месяц или пол-месяца ежедневного контроля и самоконтроля и результат Вас порадует))


Теперь о скороговорках... В качестве «закрепителя» звука - не советую!! Мой личный опыт показывает, что в нашем деле - это вред)) Лучше небольшие потешки или коротенькие двустишия или четверостишия, а еще лучше - простая бытовая речь, т.е. часто произносимые ребенком слова в семье, во дворе, в саду (Руки, Раковина, Радостно, дРуг, кРасиво, игРать, телевизоР, коРидоР, кваРтиРа, тоРт, моРоженое, пРосто, хоРошо, тоРт. здРавствуйте, пРивет, кРовать и тд)

Скороговорки направлены в основном на отработку дикции, на быстрое проговаривание, без учета мягкий -твёрдый; вначале-в конце или в середине слова; есть ли стечение согласных или два звука в одном слове; в скороговорках редко учтено ,что в речи могут быть ещё другие дефектные звуки, да и иногда смысловой нагрузки скороговорка не несёт. Таким образом , у нас со скороговорками цели разные)) В нашем случае, лучше говорить в замедленном темпе, но с чистым (временно, р-р-раскатным звуком)

Будьте здоровы!

1

КОММЕНТАРИИ

Лариса 15 сентября 2018, 01:04 , Сочи
                                

Светлана, здравствуйте! На Р мы пока не замахиваемся)), но вот про скороговорки я интуитивно так и подумала, что нам пока очень рано, просто проговариваем их чётко.

Подскажите пожалуйста: замечаю, что дочка шепелявит в некоторых словах с С и З. К примеру "на поезде" может сказать нормально, а может и сшепелявить и З произнести неправильно. Не могу сказать, что прям сильно, но замечаю. Я самостоятельно как-то могу ей помочь с этим или идти к логопеду?

Ответить
Светлана логопед-дефектолог 15 сентября 2018, 14:31 , Москва
                                

Виды свистящего и шипящего сигматизма РАЗНЫЕ!не видя ребенка ,опрелелить ,какой именно,сложно.но если «чистый» звук проьивается,чаще,в мягких производных(сено зима),то -действовать проще.

Остальное в личку

Ответить
Лариса 15 сентября 2018, 14:45 , Сочи
                                

Я понимаю, что заочно это сложно, спасибо))) Сено и зима произносит нормально, разве что слегка мягко, мне кажется не достаточно свистящий звук.

Ответить
Екатерина 20 июля 2018, 14:54 , Обнинск
                                

Спасибо за пост!!! Мы сейчас и учимся "р" выговаривать, и как-то неповзрослому, как вы написали это "р" звучит - бабушки уже панику поднимают). Занятия мы ещё продолжаем.

Ответить
Светлана логопед-дефектолог 20 июля 2018, 16:21 , Москва
                                

Так и надо: "Вижу цель, не вижу препятствий")) Бабушкам придется чуть подождать и они тоже обрадуются)) Идеально связать, сшить, нарисовать или приготовить сразу, без помарок и нервов, не имея навыков ранее, не смогут даже всемогущие бабушки)), для этого нужна частая отработка-шлифовка навыка.Мы , взрослые, вряд ли за 10 часов осилим и будем с легкостью! использовать ранее не знакомый вид деятельности , а дети - могут и это-чудесно! Действуйте и будьте здоровы!

Ответить
Лена 16 июля 2018, 17:41 , Шебекино
                                

Светлана, спасибо за пост, очень интересно. А ещё хочу вас поблагодарить за наводку как поставить звук К и Г сыну. Попросила его покашлять и у него получилось! Быстро в речи стал правильно употреблять эти звуки!

Ответить
Светлана логопед-дефектолог 17 июля 2018, 00:17 , Москва
                                

Лена, очень за вас рада)) Вы-молодцы и старт положен! Я в вас обоих верю))

Ответить