Если звук Р «режет» слух и про скороговорки
Если...Довольно часто родителей смущает звуки "Р рь" на начальном этапе их воспроизведения после постановки.
Звук "Р" поставлен - отлично! Но он кажется каким-то "не таким", "не взрослым", неестественным, странным, слишком громким, раскатистым, утрированным....Такой звук - норма...на время (на какое именно время, зависит от массы факторов, но в бОльшей степени, зависит от включенности взрослых в процесс).
Сначала даем ребенку насладиться "новым приобретением" в виде простого РРРычания по поводу и без повода; в виде одиночного (изолированного) звука и в простых словах и, запасясь терпением и устремлением к цели, приступаем к введению звука в речь, т.е. контролируем использование нового умения в речи - это уже Ваша родительская задача!
1. Если ребенок в хорошем, договороспособном возрасте-сформируйте мотивацию- расскажите,объясните, ЗАЧЕМ ЕМУ нужно говорить правильно-красиво, а не так, как привык. Двух полярных привычек в этом вопросе быть не может, иначе столкнетесь с тем, что на занятиях с логопедом (кто требует) ребенок говорит, а только занятия закончились-говорит в прежнем темпоритме (торопясь) и прежним звуком(( ,так что, после окончания занятий, перехватывайте контроль и ответственность - это в Ваших интересах!
2. Просите поправить слово целиком самостоятельно,если сказано по-привычке (не чисто) 3. Придумайте предупреждающий жест или знак, в каком месте слова ребенку надо будет постараться, так Вы предупредите «ошибочный звук», чтобы у ребенка сразу получилось красиво (медленно, но правильно)
4. Хвалите за самостоятельное чистое говорение и просто за старание при бытовом общении.
Раскатный, как бы, режущий слух звук - зашлифуется ,если будете использовать навык нового звука всегда! и везде!, дайте время. Напрягитесь вместе с ребенком на месяц или пол-месяца ежедневного контроля и самоконтроля и результат Вас порадует))
Теперь о скороговорках... В качестве «закрепителя» звука - не советую!! Мой личный опыт показывает, что в нашем деле - это вред)) Лучше небольшие потешки или коротенькие двустишия или четверостишия, стихи, а еще лучше - простая бытовая речь, т.е. часто произносимые ребенком слова в семье, во дворе, в саду (Руки, Раковина, Радостно, дРуг, кРасиво, игРать, телевизоР, коРидоР, кваРтиРа, тоРт, моРоженое, пРосто, хоРошо, тоРт. здРавствуйте, пРивет, кРовать и тд)
Скороговорки направлены в основном на отработку дикции в скоростном! проговаривании ,а в нашем случае, скорость - «вред» , мы учитываем: мягкий -твёрдый; вначале-в конце или в середине слова; есть ли стечение согласных или два звука в одном слове- для всего этого нужна микро-пауза перед звуком; Кроме того, в скороговорках редко учтено ,что в речи могут быть ещё другие дефектные звуки, да и иногда смысловой нагрузки скороговорка не несёт. Таким образом , у нас со скороговорками ЦЕЛИ разные)) В нашем случае, лучше говорить в замедленном темпе, но с чистым (временно, р-р-раскатным звуком)
Рs: "Умеет , но не говорит..." https://www.babyblog.ru/community/post/Logopediya/3160699?srcid=453730689
Будьте здоровы!