Стимулируем развитие мозга: Как игры с ребенком помогут «сделать его умным»
Источник: Infant Brain Stimulation: How Playing With Your Baby Makes Her Smart (http://www.raisesmartkid.com/pre-natal-to-1-year-old/2-articles/48-infant-stimulation-how-playing-with-your-baby-makes-her-smart)
Перевод, адаптация и комментарии: Бахвалова О.А. (детский психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова).
Поначалу, когда в доме появляется малыш, время всецело уходит на взаимную адаптацию. В кормлениях, прогулках, коликах, попытках поспать и стирке время летит незаметно… И вот мама и папа впервые встречают осознанный взгляд ребенка. Он больше не кукла, он внимательно и оценивающе наблюдает, ему нужно больше, чем просто есть и спать. И тогда появляется вопрос: «Что делать с ребенком, когда он не спит?».
Решила для разнообразия обратиться к зарубежным источникам, наших в открытом доступе предостаточно. Большинство из перечисленных ниже упражнений начинающие родители делают интуитивно, опираясь только на чувство всепоглощающей любви к своему ребенку, но мне кажется, что на основе этой статьи можно довольно эффективно спланировать занятия с малышом и систематизировать свои знания.
От 0 до 6 месяцев:
1. «Формируем доверие: Возьмите малыша в своей самой нежной манере. Говорите с ним и улыбайтесь ему - это позволит сформировать у ребенка способность доверять вам и другим людям в будущем».
Чувство базового доверия к миру необходимо каждому человеку, оно сопровождает его всю жизнь и, не побоюсь этих слов, определяет его судьбу. Если мама подарит ребёнку способность доверять - мы можем быть уверены, что малыш с легкостью будет открываться миру и будет смелым, любознательным, общительным. К сожалению, обратных примеров тоже немало, и дети, лишенные контакта со значимым взрослым, лишенные непосредственного эмоционального общения могут в будущем иметь множество психологических трудностей.
2. Качаем ребенка: Положите ребенка на колени как в колыбельку и ритмично раскачивайте из стороны в сторону, в это же время разговаривайте с малышом и пойте для него.
Ритмичные движения, теплые руки, любимый голос и лицо значимого взрослого создают у ребенка чувство психологического комфорта и развивают комплексно большинство психических процессов (ощущения, восприятие, мышление…), а также формируют эмоциональное благополучие.
3. Сопровождаем свои действия звуками: Хлопайте в ладоши, щелкайте пальцами, издавайте странные и необычные звуки с разных позиций относительно головы ребенка, включайте спокойную музыку.
Здесь главное не переусердствовать, так как резкие и неприятные звуки могут напугать и расстроить малыша. Выбор музыки весьма широк - от классики до современных песен в детской аранжировке. Мне кажется, что музыка должна быть спокойная, негромкая, качественная и, при этом, нравиться маме и папе. Для себя и сына использую Шопена на виниловых пластинках и обработки рок-классики от Rockabye Baby.
4. Поем колыбельные: Исполняйте самые простые и известные песни «Спи моя радость усни», «Волчок» и т.д.
В мире много колыбельных - это один из самых древних песенных жанров, и у каждого народа они свои (см. проект «Колыбельные мира»). Колыбельная дает ребенку покой и умиротворение - вот ее главная цель. При выборе той песни, которая станет особенной для вас и вашего малыша - опирайтесь на интуицию. Выберите самую простую мелодию, приятную для себя, которую вам легко запомнить. Как правило такие колыбельные - самые эффективные. Не старайтесь стать Монсеррат Кабалье, так вы только напугаете и разбудите малыша. Пойте тихим голосом, в той манере, которая свойственна именно вам.
5. Используем песенки-потешки: Посадите ребенка на колени (или возьмите на руки) и аккуратно покачивайте его в ритме песенки. Расставляйте акценты в песенке раскачивая малыша сильнее.
Текст и мелодия потешки могут быть абсолютно любыми. Это может быть знакомое вам с детства: «По кочкам, по кочкам, по маленьким пенечкам, ехали-ехали, в ямку бух». Можно и самим нафантазировать. Только не забывайте про ритм и рифму. Такие занятия с ребенком развивают в первую очередь слуховое восприятие, что в будущем скажется на скорости овладения речью.
6. Танцуем с малышом: Аккуратно прижмите ребенка к своей груди (не забывайте поддерживать головку), танцуйте медленно и плавно, при этом перемещайтесь по комнате. Не используйте слишком резкую музыку.
В таком танце укрепляется телесная связь ребенок-взрослый, формируется способность малыша ориентироваться в пространстве. Под танцем понимается не балетные па и прыжки, а перемещения шагом.
7. Используем яркие предметы: Над кроваткой протяните веревочку, на которую подвесьте яркие мягкие игрушки, картинки, погремушки и т.д. Убедитесь, что ребенок их видит. Тихонько двигайте каждый объект и рассказывайте ребенку о нем. Остановитесь, как только ребенок проявит признаки усталости и отвернется от игрушек.
Готовые мобили и растяжки здесь не подойдут, так как игрушки на них весьма однотипны. Не забывайте о безопасности! Убедитесь, что вся эта конструкция будет развивать зрительный анализатор ребенка и, при этом, не сможет ему навредить.
8. Создаем новизну: Привяжите к мобилю на кроватке маленькую игрушку или картинку. Меняйте ее через несколько дней.
Продумайте безопасное крепление! Используйте легкие предметы и не вешайте их слишком низко.
9. Привлекаем внимание: Используйте маленькие простые объекты ярких цветов, такие как помпоны, игрушки-погремушки. Удерживая объект на расстоянии около 30 см над лицом ребенка, дождитесь, когда малыш проявит внимание. Медленно перемещайте объект из стороны в сторону, вниз и вверх, чтобы ребенок мог наблюдать за этими движениями. Можете также периодически прикасаться игрушкой к щеке ребенка.
Внимание ребенка в этом возрасте неустойчиво и непроизвольно, поэтому, выполняя это упражнение оградите ребенка от посторонних фоновых раздражителей (телевизор, уведомления телефона и т.д.).
10. Направляем взгляд ребенка: Медленно и аккуратно разверните голову ребенка, чтобы показать ему картинки с простыми узорами (контрастными) или что-то интересное. Держите ребенка вертикально прижатым к плечу и старайтесь поднять его повыше - это простимулирует малыша исследовать мир с помощью взгляда. Если ребенок хорошо держит голову можно положить его грудью на подушку, оставив свободными голову и руки. Обязательно рассказывайте ему об объекте, который его заинтересовал.
В качестве стимула легко можно использовать любой яркий и контрастный объект - специальные черно-белые картинки, картины на стенах, зеркало, магниты на холодильнике.
11. Покажем ребенку эмоции: Возьмите ребенка на локтевой сгиб и привлеките его внимание. Глядя ребенку в глаза, мягко проговаривайте или напевайте его имя, при этом показывайте ему разные выражения лица (улыбку, высунутый язык, поднятые брови и т.д.).
Если регулярно проделывать это упражнение, можно заметить, что ребенок все ярче реагирует на ваши эмоции. Со временем он начнет подражать выражению вашего лица - осваивая тем самым азы невербальной коммуникации (общения без помощи слов).
12. Знакомим с артикуляцией: Приблизьте ребенка к своему лицу так, чтобы ему хорошо были видны ваши губы. Радостным тоном разговаривайте с ним. Если малыш отвечает вам - повторяйте звуки, которые он издает.
Чем скорее вы хотите услышать первое «Агу» и лепет, тем больше времени вы должны уделять этому упражнению. Довольно быстро ребенок начнёт общаться с вами (правда пока на своем языке).
13. Играем в «КУ-КУ»: Слегка прикройте лицо ребенка пледом или одеяльцем. Говорите с ним, чтобы он слышал ваш голос в то время, как его глаза остаются прикрытыми. Уберите одеяльце и скажите: «Ку-ку!!!». Можно прикрывать и свое лицо.
Простая игра лидирует во всех культурах. Самая доступная радость взаимодействия двух людей, самое первое удивление, самый первый радостный смех - вот результаты применения этой игры на практике.
14. Зеркало: Обязательно разместите безопасное зеркало в кроватке, чтобы ребенок мог себя видеть.
Кроме зеркальца в кроватке можно подносить ребенка к большим зеркалам. Узнавание себя в зеркале придет гораздо позже, но почву надо готовить заранее. Представители племен, которые никогда не видели зеркала, не могут себя в нем узнать именно из-за отсутствия подобного опыта.
15. Обучаем захвату: Покажите ребенку маленькую игрушку, затем дотроньтесь до его ладони так, чтобы пальчики сомкнулись вокруг игрушки. Если ребенок выронит ее повторите действие. Сопровождайте свои действия нежными словами.
Выбирайте маленькую и яркую игрушку, которая интересует малыша и при этом удобна для захвата детской ручкой. Чаще всего для этой цели подходят разнообразные прорезыватели, а вот погремушки, все-таки, сделаны для взрослой руки.
16. Исследуем мир: Давайте своему 3-6 месячному малышу возможность исследовать безопасные домашние объекты - одежду, пластиковые стаканчики, ключи и тд.
И снова, не забывайте о безопасности! Помните, что в этом возрасте ребенок все изучает с помощью рта. Мелкие предметы и то, чем можно отравиться не должны попасть в руки малыша.
17. Развиваем ощущения: Стимулируйте ощущения ребенка. На протянутой над кроваткой веревочке разместите два привлекательных для ребенка объекта, которые при этом совершенно отличаются друг от друга. Сделайте так, чтобы ребенок мог до них дотянуться и потрогать. Таким образом малыш сможет ощущать то, что видят его глаза.
Как вариант - контрастная черно-белая картинка и яркая прорезыватель-погремушка.
18. Делаем детский массаж: Ваши прикосновения - язык который очень хорошо понимает ребенок. Прикосновения укрепляют чувство привязанности между матерью и малышом. Есть даже ряд исследований, которые доказали, что тактильный контакт повышает устойчивость иммунной системы, стимулируют физическое развитие и способствуют выработке гормонов роста.
Вложите в манипуляции с ребенком как можно больше нежности и не забудьте посмотреть обучающее видео или посетить курсы раннего детского массажа.
19. Начинаем развивать память: Покажите ребенку игрушку, а потом спрячьте ее от ребенка. Если ребенок поворачивает голову в поисках игрушки - верните ее. Обнимите ребенка, чтобы дать понять, что вы довольны.
Начинать это упражнение целесообразно в районе трех месяцев, не раньше.
20. Делимся счастьем: Прижмите ребенка к груди, приподнимите его выше уровня вашей головы и скажите: «Вверх!», затем опустите ребенка ниже и скажите: «Вниз!», потом обнимите. Каждый раз повторяя эти действия показывайте ребенку как вы счастливы играть с ним.
Старайтесь вызывать у ребенка только положительные эмоции, при любых признаках недовольства - прекратите.
21. Учим переворачиваться: Сядьте за головой ребенка, который лежит на спине. Держите игрушку над его лицом. Медленно уводите игрушку из поля зрения, убедившись, что ребенок следит за ней глазами. Когда малыш перевернется за игрушкой, обнимите и похвалите его.
Тоже можно пробовать не раньше трех месяцев. Не опускайте игрушку ниже 30-ти сантиметров, движения делайте очень медленные и плавные.
22. «Детский велосипед»: Нежно и аккуратно делайте ножками ребенка такие движения, как будто он крутит педали, при этом разговаривайте, улыбайтесь и поддерживайте стремление ребенка самостоятельно двигать ножками. Возможно скоро ребенок научится делать такие движения сам.
Никакого насилия! Суставы ребенка очень легко повредить. Амплитуда вращений должна быть не слишком большой.