Развитие речи. Как научить ребенка ясно выражать свои мысли
Картотека игр для детей раннего возраста.В процессе воспитания детей развитие речи очень важный момент. Трудно научить ребенка правильно выражать свои мысли, если речь у ребенка плохо развита, а так же если сами мы не умеем этого. Если мы столбенеем от одной только мысли, что необходимо кому-то и что-то объяснить, либо попросить что-то, то как мы можем с положительным результатом заниматься развитием речи у ребенка?
Но в любом случае нам придется этому учиться. Давайте я опишу метод, который помог мне в свое время не только в развитии связной речи ребенка, но и помог научить дочь ясно и понятно излагать свои мысли, пожелания, чувства и эмоции.
Началось все с того, что когда дочери было 2 года, мы проходили комиссию для поступления в садик. Логопед, осмотрев нас, поставила диагноз: «Задержка речевого развития ребенка. Ребенок в 2 года должен уметь говорить развернутыми предложениями». Наша же дочь умела говорить только отдельные слова и то редко. Обычно она ограничивалась тем, что показывала пальцем на то, что ей нужно. Т.к. я знаю своего ребенка, то я, естественно, понимала ее без слов и не задумывалась даже, что ей нужно ещё и развивать связную речь, учиться говорить намного лучше, чтобы её понимали другие люди.
По характеру я - молчаливый человек, я могу молчать, не испытывая никакого дискомфорта длительное время. Я молча делала дела, молча возилась с ребенком, ведь дочь была маленькой, и мне трудно было беседовать с человеком, который мне ничего не отвечает, не задает вопросы. Она молчит, и я молчу. Муж приезжает домой уже под вечер, и развивать речь ребенку, учиться выражать свои пожелания, объяснять, что она хочет и что чувствует, в общем, развивать речь дочери было просто не с кем.
Итого, первое. После встречи с логопедом я проанализировала свое поведение и поняла, что для развития речи у дочери мне нужно больше разговаривать с ней. И я начала все действия облекать в слова. Беру ложку и говорю: «Я беру ложку» и т.д. В первое время это невыносимо трудно, но только первое время. Быстро привыкаете к тому, что с ребенком нужно всё проговаривать, всё нужно объяснять и пояснять.
При развитии речи так же хорошо помогают детские игрушки. Очень удобно развивать речь с помощью различных игрушек, особенно при помощи разных слоников, осликов, машинок и т.д. Берете такую игрушку и говорите:
- Это слоник, - и отдаете ребенку.
А через какое-то время, когда ребенок вам покажет на слоника, спросите: "Кто это здесь?"
Через 1,5 месяца дочка стала говорить правильно и развернутыми предложениями.
Второе. Теперь необходимо было заняться развитием связной речи. Научить дочь понятно выражать свои желания. Приходит она на кухню и говорит: «Дай это», - показывает на стакан с водой. Я понимаю, что она просит, но ведь это я, и я знаю ее и ее потребности. Но моя задача научить ее объясняться понятно и грамотно для всех. И я намеренно делаю вид, что не понимаю:
- ЧТО это?
- Ну, это, - продолжает показывать пальцем.
- Я тебя не понимаю. Говори словами, что тебе нужно и зачем?
- Я хочу пить, дай стакан с водой.
- В теперь понятно. Так всегда и делай, но не забывай сказать «пожалуйста и спасибо».
Третье. И так всегда. Развитие речи раннего возраста очень важно. Старайтесь не угадывать, что говорит вам ребенок. Требуйте, чтобы сказал словами, назвал правильное слово. Не получается - помогите ему.
-Дай мне, - тянется за фоторамкой.
- А что это?- спрашиваю я.
- Не знаю.
Тогда я называю слово и прошу повторить свою просьбу.
-Дай мне фото-рамку, пожалуйста.
- Правильно, так и проси и добавляй зачем.
-Дай мне фото-рамку, пожалуйста. А хочу ее рассмотреть поближе.
Вот и результат. Внятно попросила и внятно обосновала.
Все по схеме:
- Мне нужно ТО-ТО …
- Для таких-то целей..
- Потому что ..
- Мне нужна фото-рамка.
- Я хочу ее рассмотреть.
- Потому что мне интересно, кто там сфотографирован.
Потом я стала объяснять дочери, как выражать свои эмоции. Если тебе что-то не нравится, надо сказать так:
- Мне не понравилось то-то …
- Потому что…
- Я почувствовала то-то …
Если ребенок что-то просит, требуйте, чтобы объяснил зачем. Сначала он не сможет даже объяснить, часто не задумывается сам, зачем что-то хочет взять. Потом уже будет не просто объяснять, но и сам задумываться, зачем ему это действительно нужно и нужно ли на самом деле.
Как-то мы пришли в гости к моей подруге. У нее сын, ровесник моей дочери (на тот момент 4 года). Они ушли к нему в комнату, мы сидим на кухне. Пообщавшись с подругой, я стала собираться домой, зову дочь. Оделись, подруга ей говорит:
- Приходи в гости еще.
- Приду, когда вы воспитаете своего сына.
Подруга, справившись с шоком, спрашивает:
- И что же тебя не устроило?
- Мне не понравилось, что он толкнул меня, когда я взяла его игрушку. Я ударилась, и мне было больно.
- Хорошо, я поговорю с ним.
Вот и все. Так моя дочь научилась ясно и понятно объяснять свои чувства и эмоции.
В этой статье "Раннее развитие ребенка при помощи книг и игр" мы продолжим разговор о том, как заниматься ранним развитием ребенка, развивать его мышление, память и речь при помощи книг и игр. И как учить ребенка не бояться спрашивать о том, что ему необходимо.
Чтение книг.
Одним из ранних развитий ребенка является чтение книг.
Дети обожают слушать сказки и рассказы. Моя дочь просила читать по сто раз подряд одну и ту же книгу. Первое время, когда я начала заниматься развитием речи у дочери, постоянно придумывать, что же ей говорить, мне было трудно. Чтение книг было спасением. Мы покупали самые простые, сокращенные сказки. Сначала я не понимала, почему дочка просит читать одно и то же по многу раз подряд, не запоминает она, что ли? Это довольно утомительное занятие, подряд 10 раз прочитать «Красную шапочку». Я уже наизусть знала сказку и почти не читала ее, а скорее сокращенно ее пересказывала. Получалось, что я не только занималась развитием ребенка, но и развивала свою память! Но в какой-то момент я поняла, что дело не в том, что дочь не запоминает, о чем я ей читаю. Как-то она мне говорит:
- Ты не так читаешь!
- А как?
Она повторяет наизусть полное предложение из сказки точь-в-точь, как в ней написано.
Так у нас и пошло, она слушала и слушала, что я ей читаю, и при этом следила, чтобы все было одинаково. Если немного не так, то ее это смущало, и она просила читать «правильно». И я сделал вывод, что это не её капризы, а для чего-то ей необходима правильность чтения книг. Она не просто капризничает, она усваивает что-то важное для себя. Поэтому и просит прочесть еще и еще. И я стала читать по столько раз, пока она не говорила: «Давай другую».
А потом я начала не просто читать, но и заниматься развитием ребенка и её памятью осознанно. Стала специально не договаривать слова по тексту, и дочь произносила их сама. Либо произносила целые словосочетания.
Игра в слова.
Игры в слова являются прекрасным методом раннего развития ребенка.
Это упрощенная игра в Города. Вместо городов называете любое слово, ребенок называет слово, начинающееся с последней буквы названного слова. Например:
- Апельсин-нос-сова и т.д.
Моей дочери эта игра очень нравится. Мы играем в нее, когда едем в транспорте, или ждем в приемной у врача и в любом месте, где нужно ждать какое-то время.
Во-первых, повышается словарный запас у ребенка. Во-вторых, вы ненавязчиво учите грамоте, т.к. часто на конце слышится не то, что пишется. Например:
- Зуб. Слышим П, а пишем Б. Я объясняю это ребенку, предлагаю сделать проверку - зуБы. Сразу слышно Б.
Или слова, заканчивающиеся на Я. Это хитрая буква. Если долго ее протянуть Я-Я-Я. То в конце услышим А. Тоже объясняю, что это буква состоит из двух звуков Й и А. Поэтому мы и слышим А. Конечно, она не запоминает правил, но на слух ориентируется молниеносно. И уже в следующий раз не ошибается, а сразу слышит Я.
Когда ребенок не находит слов - помогайте. Ведь ваша задача тут не выиграть у ребенка, а заниматься ранним развитием ребенка, вооружить его как можно большим количеством слов. Вот, например, вчера играли, пока ждали, когда нас запустят в бассейн. Дочь не могла найти слов на букву Н. Я ей говорю:
- Давай вспоминать разные предметы. Например, мебель в квартире.
Думает, но не находит.
- Теперь давай вспомним постель.
Думает и находит слово наволочка.
Вот и слово и придумала, и поняла, как лучше вспомнить.
Ещё одна игра, направленная на раннее развитие ребенка. Похожа на игру в Поле Чудес. Даю дочери объяснение слова, намек - и она угадывает. Это тоже хорошо развивает мышление, воображение, память. Например:
- Что ты надеваешь на ноги, чтобы они не мерзли?
- Носки.
В этой игре стараюсь искать слова, ей незнакомые. Тут же объясняю значение этого слова. С каждым разом дочь говорит все больше новых слов, и игра затягивается дольше. Видимый результат от игры.
Не надейтесь только на свои силы. Пользуйтесь услугами специалистов. Водите на развивающие курсы, к логопеду, водите по гостям, где есть возможность говорить с другими людьми и детьми. Поскольку у детей развитие речи и мышления напрямую связано с физическим развитием, особенно с развитием пальчиков на руках (мелкая моторика), то важно развивать у ребенка руки. Можно делать с ребенком поделки из пластилина, поделки из бумаги или поделки из соленого теста. Это и полезно для развития вашего ребенка и сблизит вас.
Также используйте каждую возможность что-то спросить у своего ребенка. Для наглядности расскажу небольшую историю. Пришли на детскую площадку. У девочки необычная игрушка. Дочь жмется ко мне и спрашивает: «Что это у нее?» Я-то знаю, конечно, и мне не трудно объяснить, но моя задача в другом. Моя задача в развитии ребенка, а не в прямом ответе. В тот момент у меня стояла задача научить дочь спрашивать и контактировать с другими детьми.
- Слушай, а ты подойди к ней и спроси, как ее зовут. Вы познакомитесь, а потом скажи, что тебе интересно, что это у нее такое, и она тебе расскажет.
Дочка не идет, стесняется, но любопытство свое берет, и через время подходит к той девочке. Та ей не дает игрушку, не говорит ничего. Дочь возвращается ко мне и докладывает:
- Она ничего не говорит.
- Ну что ж, мы не можем ее заставить. Это ее игрушка, она может делать с ней то, что хочет. Но мы можем спросить у ее мамы. Идет?
- Давай.
Подходим к маме, знакомимся и спрашиваем, что это такое у вашей дочери и где вы это взяли? Мама нам все объяснила.
- Ну вот, все выяснили. Чтобы узнать что-то, нужно всегда спрашивать и не бояться, что тебе не ответят.
Ещё одна история. В магазине, если нет очереди, побуждаю ее спрашивать, есть ли то, что ее интересует. Подходит к киоску, ищет детский журнал и не находит. Сильно расстроилась. Я говорю: «Спроси, может он не на витрине?»
Заглядывает и спрашивает продавца:
- У вас есть такой журнал?
- Да есть, только пришел. Я еще не выложила. Бери, пожалуйста.
- Ну, вот видишь. Всегда спрашивай. А не спросила бы, не появился бы у тебя новый журнал.
Не могу сказать точно, кто больше учится в подобных ситуациях, дочь или я. Но эти игры и постоянные разговоры, объяснение своих действий словами, развили мою речь настолько, что я уже не стесняюсь что-то спросить или объяснить свои потребности. Я, взрослый человек, научилась внятно просить необходимое. Мне часто приходится бывать в налоговой, в банке, в различных учреждениях и везде нужно объяснять, зачем вы пришли и что вам конкретно нужно? Иначе вы рискуете получить то, в чем вовсе не нуждаетесь. Люди не телепаты и они не могут догадаться, что нужно именно вам, вы должны сами объяснить это. И научить этому ребенка. Так что, занимаясь ранним развитием ребенка, я развиваюсь сама.
Благополучия вам и вашей семье, Лариса Ким.
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт sun-hands.ru обязательна!