Весенние занятия
Здесь будет сборная солянка учебных материалов, по которым мы сейчас занимаемся. И серьёзные навыки, как формирования хорошего почерка, и просто развлечения - лепка, наклейки, аппликации... Без игр, правда, тоже не получится)
Итак, стали больше времени уделять русскому языку. За основу взяли учебник В. Г. Полякова 1952 г. В принципе, впечатления положительные). Хорошие упражнения для чтения и списывания, интересные задания, основные теоретические тезисы (что такое предложение, виды речи, текст и его основная мысль, план и т. д.)... Всё чётко и по делу. Удобно по нему работать с детьми. Дополняем карточками с Учи.ру, правда, там раздел, посвящённый русскому языку кажется довольно куцым по сравнению с математическим, заданий несравнимо меньше.
Соответственно если есть задания на списывание, то и с прописями стали упражняться больше. Да и к первому классу нужно уже хорошо владеть навыком письма, там времени на раскачку и постановку руки с нуля не будет. Перешли на более мелкую разлиновку. Оба. И да, даже в одной семье дети в этом плане совершенно разные: там, где сыну нужно прилагать усилия, дочка, несмотря на свой возраст, просто берёт и пишет практически не напрягаясь. Здесь комбинируем работу с шаблонами (в т. ч. и калькой) и письмо по сетке. И отдельно некоторые мысли на тему:
1. Прописи Георгиевой. Здесь серия изданий, содержащих как отдельные элементы, так и буквы и их соединения. Сетка самая крупная из тех, которыми пользуемся. Каждая тетрадка на 16 страничек. Безусловно, это очень мало.
2. Прописи Л. Некина. Их я скачивала и распечатывала. 73 страницы шаблонов письма по сетке. Сама сетка мельче, но не критично. Детям вполне по силам). Вот тут уже материала для работы хватит с головой! Очень нравится, пока определённо наш фаворит в отработке).
3. У Шкляровой, пожалуй, самая мелкая сетка. За её авторством берём только прописи с калькой.
Самостоятельное чтение Мики... В какой-то момент я просто перестала его отслеживать! Очень хочется написать его самостоятельный дневник, но это из области сложновыполнимого))). Ребёнок набирает с полок стопку заинтересовавших его книг, и... его не трогать). Он не читает от корки до корки: может зацепиться взглядом за отдельный рассказ в сборнике, потом перескочить на что-то другое... Или целенаправленно искать какую-то тему в научпопе. С Софи в этом плане проще: когда она садится читать, все должны слушать, затаив дыхание))). Читает всё, что попадает в её цепкие лапки, исключительно в слух.
Много занимаемся логикой. В ход идёт всё: поиск пар, отличий, фрагментов цепочек в целом изображении... Тут незаменимыми оказались тетради "Реши-пиши" (Софи занимается по тетради на 5-6 лет, Мики - на 7-8). Уже неоднократно скачивала задания с их сайта, а теперь всё стало ещё удобнее - листы уже разложены по уровню сложности и темам.
Арифметика тоже не сдаёт позиций). С Мики закончили учебник за 1 класс Пчёлко, начали 2-й, там пока идёт повторение. Для меня однозначно одна из методически программ изучения. Настолько всё логически выверено составлено, что новый материал органично наслаивается на ранее изученный. Покажу на примере темы Сложение с переходом через десяток: первые упражнения на состав числа 10, затем пример, как объяснить ребёнку, что 9+3 это 9+1+2=10+2=12. И дальше отработка навыка на многочисленных примерах и задачах!
Потом добавляются задания типа: "давайте посчитаем шестёрками, пятёрками, четвёрками и т. д." Это можно делать и во время игры или прогулки! А главное, благодаря огромному количеству упражнений на устный счёт, это уже проблемы не составляет. В принципе, получается отличная подготовка к теме Табличное умножение, которая и идёт дальше). Здорово, что учебник переиздали! Остаётся надеяться, что и 2-3 классы выпустят в печатном виде, уж очень надоело самой распечатывать и расклеивать...
Серия головоломок от МИФ по-прежнему востребована. Попробовали поиск лишнего. Иногда это случайно открытая створка окна, выбивающая из общего ритма. Иногда квадратный пятачок или обезьяна среди сов, но всегда увлекательно! Жаль, что пособие, по сути, одноразовое: дети моментально запоминают, и второй раз проходить уже неинтересно.
Продолжаем выполнять задания ТРИЗ. Не могу сказать, что регулярно и полностью погружаясь в тему... Скорее берём наиболее интересные элементы теории). Подключили серию Маяк. Очень увлекательные упражнения! Но про неё потом отдельно, ибо тут многое хочется сказать, но не так, между делом)
Плюс распечатала ещё сборники Светланы Грин. Эти задания здорово помогают ребёнку мыслить в отрыве от шаблонов, искать свои пути в решении задач. К сожалению, это как раз те моменты, которые в образовательной системе упорно провисают. Что больше всего понравилось именно в этих книгах, так это поурочное планирование: каждая глава - это фактически небольшое готовое занятие (мы укладываемся минут в 15-20). А задачи? Общей структурой напомнили Энигму от МИФ, но если там исключительно детективная направленность, то здесь обо всём понемногу.
Ну и развлечения. Куда же без них? Наклейки - вообще палочка-выручалочка! Если надо занять обоих, выдаёшь альбом - дальше всё сами))). Минут 20-30 дети абсолютно увлечены! Минус - каждого сборника хватает на очень короткое время.
Поделки в той же категории). Листы всегда на готове (на них же и инфографика что куда клеить), плюс ножницы, и на какое-то время все при деле!
Ну и как без лепки? Выдаю листы с заданиями из Пластилиновой лаборатории Чевостика. Вот тут собственноручно вылепленный сыном болид Формулы 1. Вообще очень нравится, как познавательная направленность этих сборников сочетается с творческой составляющей!
Как, впрочем, не сдаёт позиций и лего! На ДР сын получил только коробки серии техник и ниндзяго, на фото попала небольшая часть)
Аппликации. Для меня это каждый раз головная боль, и огромный вопрос к издательствам: просто невероятное количество сборников для малышей 2-3 лет (вот на любой вкус и тематическую направленность!), чуть-чуть можно откопать на 4 года... А дальше?! Как быть деткам 5+, которые жаждут творить посредством ножниц и клея?))) Реально единичные издания рассчитаны на эту возрастную группу! Вот наконец-то вышли "Я могу! Вырезать и клеить" на 5-6 лет. Как всегда круто! Шикарная полиграфия, хорошая тематическая подборка (есть, что потом обсудить по поделкам). Бонусом были самодельная ходилка и вариация на тему кукольного театра по Царевне-лягушке.
Вообще, сказки у нас в апреле определённо в фаворе! И русские народные, и Великих озёр, и авторские... Надеюсь, получится собрать все записи об апрельском чтении потом в отдельный дневник...
И Царевна-лягушка нет-нет да и мелькнёт в играх)))
Плюс доделываем "Живые картинки", тоже серии Я могу. Сначала не поняла, что это они выпустили по 2 книжки на одну возрастную категорию, а оказалось, что задания-то принципиально разные! Это уже для любителей книжек с окошками и pop-up элементами). Вообще идея - бомба: ребёнку фактически предлагается не просто наклеить определённые детали на лист задания, а самому сделать наглядную модель по одной из тем Окружающего мира! Т. е. например, сегодня обсуждаем, что же из себя представляет вулкан. Склеиваем соответствующие странички и получаем рисунок в разрезе, где пронумерованы основные объекты, которые потом нужно правильно назвать и немного рассказать про них. Вообще, я такую "многозадачность" очень люблю: тут и ножницами смогли поработать, и что-то новое узнать).
Бумажное моделирование тоже не забываем. И если у Мики это вездесущие динозавры, кумон рулит...
То Софи вся в теме принцесс). Единственная проблема - потом хранить всё это богатство, выкинуть-то никто не даст!
По-прежнему популярностью пользуются раскраски-гиганты). Конкретно эта, как не сложно догадаться по фрагментам, посвящена Великобритании, и Лондону в частности. Уже не вспомню, сколько здесь листов... Периодически распечатываю плакаты сразу оптом, клею и пусть лежат про запас).
Как-то подзабросила я одно время квесты. Раньше делала чаще. Берём себя в руки и вперёд! Чтобы проснулись, а тут уже целое приключение). Только на днях так распотрошила ещё одну детективную историю Пронто "Громкий скандал в Тихом океане". Получилось 3 дня квестов (по количеству расследований в сборнике)! Тут всё по-взрослому: осмотр места преступления, доска подозреваемых и улики!
Но по-прежнему стараемся уделять время настольным играм). За прошедшие... страшно сказать - 5 лет(ага, юбилей!) с того момента, как я начала собирать детскую коллекцию, окончательно утвердилась в мнении, что это одна из лучших инвестиций в детское развитие! Серьёзно! Память, моторика, концентрация внимания, эрудиция, умение стратегически мыслить - всё оттуда). Про совместный досуг для всей семьи молчу, это само собой.
Хотя недавно остро почувствовала, что некоторые правила (особенно нюансы игрового процесса) стали забываться! Или масштаб коллекции дотянулся до критической массы))))) Сели играть в Банду хомяков, а я просто не смогла вспомнить, что там, собственно, ёж делает))) 😂 И что обидно, всего-то за пару недель, что коробку не доставали, совсем из головы этот момент правил испарился! Плюс когда папа садится играть с малышами ему банально лень тратить время на поиск ответов в заморской инструкции. В итоге распечатала русскоязычные правила ко всем играм, где их не было, и разложила по коробкам). Титанический труд)))))
А на днях исполнилась заветная мечта - удалось купить игру, которую давно хотела! Тот случай, когда желанной коробочки нигде нет, и ты уже практически смиряешься с невозможностью встречи... А тут раз - и всё сложилось). Пустячок, а приятно))))))