Невероятные годы. Введение.
Incrediblе УearsВведение
Период от 3 до 8 лет может оказаться тяжелым как для родителей, так и для детей. Для малышей это время серьезных изменений, когда они переходят из мира, в котором часто смешиваются фантазии и реальность, во взрослый, в котором представления и правила являются постоянными величинами. В этом возрасте дети желают попеременно то надежности и любви, то независимости и доказательств собственной самостоятельности. Это время, когда они испытывают границы своего окружения, определял для себя, что допустимо, а что нет. Переходя из домашнего окружения в дошкольные учреждения, дети обнаруживают новые правила и реакции со стороны как взрослых, так и детей. Ощущая взаимоисключающие потребности и указания, они способны впадать в ярость, вопить и вести себя деструктивно в тех случаях, когда не могут добиться своего; красть и лгать, чтобы получить желаемое или привлечь к себе внимание, отстраниться и избежать пугающих ситуаций. Знаете ли вы, что каждое четвертое взаимодействие с другими детьми в дошкольном возрасте является деструктивным? Или что около 70% малышей по крайней мере раз в день испытывают приступы ярости?
Для родителей такие реакции и подобное поведение часто оказываются неожиданными, и с ними не так просто справиться. По мере превращения детей из малышей в дошкольников, вы можете ощущать утрату контроля над их переживаниями и гнев из-за отказа сотрудничать. Вероятно, вас беспокоит их ранимость и то, как у них обстоят дела в школе с учебой и друзьями. Возможно, вы часто задаете себе вопрос, каким должно быть соотношение дисциплины и свободы. Очевидно, вы часто испытываете чувство вины, потому что справляетесь с возникающими проблемами не лучшим образом, или из-за того, что ожидали от детей слишком многого. И, может быть, вы и сами не понимаете, каким стрессом является для вас их плохое поведение. В самом деле воспитание детей - возможно, самая сложная работа, которую может взять на себя взрослый человек, минимально подготовленный к предстоящим трудностям.
Я написала это руководство, чтобы помочь родителям выявить проблемы, с которыми они сталкиваются, взаимодействуя с детьми, и создать условия для уверенного и умелого воспитания, которое поддержит в детях положительное социальное поведение и самоуважение. Я убеждена, что, освоив эффективные методы воспитания, родители уменьшат количество поведенческих проблем, не допустив утраты контроля, и укрепят социальные, эмоциональные и познавательные навыки детей.
Овладевая принципами чуткого и отзывчивого воспитания.
Это руководство основано на психологических принципах изучения и изменения поведения детей. Не считая поведенческие проблемы виной ребенка или взрослых, я полагаю, что наиболее компетентны те родители, которые чутко относятся к своему взаимодействию с детьми. Они знают, как реагировать на детские эмоции, готовы распознавать ключевые сигналы, которые подают им дети, и пользуются этими сигналами как руководством в воспитании. Например, компетентный родитель заметит, когда у ребенка опускаются руки, и предложит помочь (не принимая все на себя) - чтобы малыш испытал чувство удовлетворения от доведенного до конца дела. Родитель гиперактивного и импульсивного дошкольника умерит свои ожидания, понимая, что ребенок социально и эмоционально младше других детей его возраста и нуждается в дополнительном контроле и поддержке для овладения социальными навыками и выполнения указаний.
В каком-то смысле родитель является «тренером» своего ребенка, понимающим, что именно его чадо в состоянии усвоить (в зависимости от темперамента и возраста), поддерживающим стремление к чему-то новому, направляющим к достижению соответствующих целей.
Правило внимания
Правило внимания является основополагающим для большей части методик, о которых пойдет речь на следующих страницах. Проще говоря, дело в том, что дети стремятся привлечь внимание других, особенно родителей, независимо от того, положительное оно (похвала) или отрицательное (критика). И если не получают положительного внимания, то будут стремиться к отрицательному, ибо оно лучше, чем отсутствие интереса вообще. Поэтому, если вы хотите развивать правильные социальные навыки, вам нужно уделять ребенку внимание, когда он демонстрирует нужное поведение.
Дети всегда оправдывают или обманывают родительские ожидания
Дети распознают, чего ожидают от них родители, гораздо быстрее, чем многие думают. Если взрослые «наклеивают» на детей отрицательный ярлык, говоря им, какие они плохие или неспособные, малыши, вполне возможно, поверят в это сами. Родителям необходимо думать о детях положительно и создавать положительный образ будущего и их способности успешно справляться с проблемными ситуациями. Заявления типа «Попробуем еще раз» и «В другой раз у тебя получится лучше» придают детям уверенность в том, что они учатся на своих ошибках.
Ненасильственная дисциплина
Родителям необходимо выработать этический подход к дисциплине, который научит детей тому, что существуют последствия плохого поведения, и в то же время покажет ребенку, что его любят и верят, что в следующий раз он поступит лучше. Позиция, которую мы при этом выбираем, состоит в том, что у шлепков и других средств физического наказания существуют серьезные отрицательные стороны. Есть много альтернативных ненасильственных методов, которые дают лучшие результаты в будущем для эмоционального и социального развития ребенка, а также укрепляют отношения между родителями и ребенком.
У каждого ребенка свой уникальный темперамент
Ключ к успешному использованию этой книги в том, чтобы родители поняли, оценили и приспособились к уникальному темпераменту и способностям каждого ребенка и принимали как сильные его стороны, так и некоторые ограничения. Под темпераментом я имею в виду присущий каждому индивиду естественный врожденный стиль поведения и такие черты, как уровень активности, настроение, интенсивность, приспособляемость, импульсивность и настойчивость. Подумайте о своих детях - являются ли они медлительными и мечтательными или гиперчувствительными и изменчивыми по настроению? А может быть, они - социальные бабочки, легкомысленные и болтливые, или, напротив, сдержанные и спокойные? Возможно, один из ваших детей уравновешен и уступчив, готов к взаимодействию, а другой, напротив, упрям, не приемлет перемен и невнимателен к другим?
В том, что касается свойств темперамента, понятие нормы видится чрезвычайно широко. Исследования показали, что от 10 до 20% нормальных детей обладают темпераментами, которые можно считать «трудными». Они очень активны или импульсивны, имеют небольшой объем внимания, и родителям нелегко справляться с ними. Такие свойства личности не имеют отношения к интеллекту, они связаны с неровным неврологическим развитием. Поэтому, если вы родитель такого ребенка, вам важно помнить, что подобное поведение не преднамеренно и оно также не является осознанной попыткой подорвать ваши усилия. Даже если вы можете помочь трудным по своему темпераменту детям освоить нужное поведение и направить их энергию в положительное русло, вы не вольны изменить эти черты - да и не нужно к этому стремиться. Никто не может превратить гиперактивных, энергичных, шумных детей в спокойных и сдержанных. Подобные попытки были бы не только изматывающими для родителей, но и вредными для ребенка. Этим детям, каждому по-своему, придется приспособиться к реальному миру, и взрослые могут помочь им полностью реализовать свой потенциал, проявив толерантность, терпение, принимая и понимая их темперамент.
Пользуйтесь своей властью ответственно
Одним из самых сложных для родителей является вопрос о том, является ли семья демократическим институтом. Если взрослые чувствуют, что семья состоит из равноправных членов, то обычно избегают главенства и не требуют дисциплины. Но семья недемократична, власть и ответственность в ней неравномерно распределены между детьми и взрослыми. Для ощущения надежности и защиты детям необходимо, чтобы родители осуществляли контроль над их поведением и принимали решения в первые годы жизни, поскольку они не умеют решать проблемы сами. Детей нужно научить делиться, ждать, уважать других и нести ответственность за свое поведение. Хотя введение ограничений и может вызвать у малышей отчаяние и недовольство, это помогает им научиться владеть собой и находить равновесие между своими потребностями и желаниями других.
Родителям необходимо научиться пользоваться своей властью ответственно. Они должны решить, какие проблемы требуют жесткой дисциплины и внимательного наблюдения (например, деструктивное поведение и непослушание), а какие могут быть отданы на усмотрение детей (например, что есть и надевать). Главное - достичь функционального равновесия власти. Пока дети ведут себя приемлемо, можно отдать некоторую долю контроля в их руки; когда действуют недопустимо, родители должны взять контроль на себя. Если детям никогда не давать возможности контроля, они будут пытаться захватить власть неподобающими методами (например, отказываясь одеваться). Чтобы воспитать в семье отношения сотрудничества и укрепить в ребенке уверенность в себе и независимость, родителям следует избегать чрезмерной уступчивости или авторитаризма. Необходимые указания и дисциплина должны уравновешиваться теплотой, похвалой и отзывчивостью к особым потребностям ребенка.
Совершенство приходит с практикой
Когда родители попробуют применить описанные здесь методики, они, возможно, испытают ощущение неестественности, особенно, если какой-то метод применяется впервые. Это чувство дискомфорта является вполне нормальной реакцией человека на все новое. Не падайте духом, если что-то покажется сложным, и не ожидайте положительных ощущений сразу же. С практикой эти воспитательные навыки станут более естественными, а потом вы будете пользоваться ими автоматически.
У всех детей есть поведенческие проблемы
Важно помнить, что поведенческие проблемы у ребенка - не патология, их можно держать под контролем, если с ними грамотно справляться. Хотя подобные проблемы нельзя искоренить окончательно, положение дел изменится, если к проблеме подойти творчески и испробовать разные методики. Родители не должны впадать в панику, если после некоторого периода прогресса наступает рецидив. Развитие идет рывками: движение вперед, регресс, закрепление успеха и дальнейшее продвижение вперед.
Все родители совершают ошибки
Точно так же как у всех детей бывают поведенческие проблемы, так и все родители время от времени сердятся, испытывают чувство вины и отчаяния, беспомощности и некомпетентности. Родители, как и дети, все время учатся, экспериментируют и совершают ошибки. Когда взрослые ошибаются, это не причиняет детям особого вреда, потому что малыши удивительно гибки и устойчивы. Самое важное, чтобы они видели, как родители продолжают учиться и справляются со своим делом все лучше. Цель данной книги в том, чтобы стимулировать новые идеи, предупредить об ухабах, открыть для родителей новые возможности учиться и помочь им найти подходящий путь.
Получайте удовольствие от того, что вы - родители
Поскольку в данном путеводителе масса информации о том, «что нужно» и «чего нельзя», много сведений, которые нужно запомнить, и вещей, которых следует избегать, родителям может ошибочно показаться, что мы предлагаем идеальный рецепт, которому нужно безоговорочно следовать. У кого-то возникнет ощущение, что в воспитании нет места спонтанности и радости. Это не так. Если родители уверены в себе и готовы к преодолению неизбежных проблем и препятствий, в их действиях всегда найдется место для гибкости, фантазии и креативности. Например, если замкнутый ребенок вдруг открывается за пять минут до сна, умелый и чуткий родитель поймет, что это хороший повод сделать исключение, и разрешит ребенку лечь попозже. Последовательность - это добродетель, но она не должна превращаться в застывшую догму. Если родители понимают темперамент и уровень развития ребенка, а также основные обсуждаемые здесь поведенческие принципы, они могут испробовать различные стратегии, приспособить советы к своим нуждам и получать удовольствие от творческого процесса. Не существует магического рецепта или готовой формулы успешного воспитания. Каждая ситуация - уникальна, и родителям приходится изобретать собственный стиль. Им необходимо верить в своих детей и в собственный здравый смысл и фантазию.
Предыстория этой книги
Книга «Невероятные годы» основана на исследованиях Клиники воспитания Вашингтонского университета. В течение 25 лет МЫ сотрудничали более чем с 3000 родителей детей с проблемами поведения в возрасте от З до 8 лет, изучая их опыт и проводя занятия для взрослых. Главная цель заключалась в разработке эффективных корректирующих программ для семей с трудно управляемыми маленькими детьми. В результате мы изучили малышей с относительно незначительными проблемами вроде воплей и истерик, а также детей с более серьезными проблемами, такими как воровство и ложь. Мы работали с самыми разными семьями: с обоими родителями, с одним родителем, с усыновленными детьми и детьми на воспитании. Мы взаимодействовали с людьми разных национальностей, включая семьи азиатского, испанского, афроамериканского и восточноафриканского происхождения. Мы наблюдали за ними последовательно не менее 8 раз у них дома и в нашей игровой лаборатории. Семьи делились с нами своим стилем воспитания, опытом и проблемами. Кроме того, мы получали информацию от учителей этих детей. В результате таких исследований, а также дополнительной работы с семьями, в которых дети имели немного поведенческих проблем, мы смогли определить эффективные методики воспитания. Эта информация и стала основой книги.
Данные исследований показывают, что родители, обучавшиеся на наших курсах, смогли изменить поведение своих детей, развить их социальные навыки и умение выражать свои эмоции. Мамы и папы научились быть отзывчивыми и чуткими воспитателями. Более того, они сообщают, что обрели ощущение комфорта и уверенности в собственных силах, приучая детей к дисциплине. Мы надеемся, что создав это руководство, мы сможем поделиться нашим опытом с большим количеством родителей и помочь им справляться со своими детьми - дошкольниками и школьниками - уверенно, уважительно, с радостью и чувством сотрудничества. Если семейные проблемы незначительны, это руководство поможет сгладить острые углы. Семьи, в которых длительное время идет борьба, возможно, не сумеют изменить происходящее, просто прочитав руководство. В таких случаях лучше обратиться к специалисту, который поможет переломить ситуацию.
Как построена книга
Важно читать главы в том порядке, в котором они представлены в книге, поскольку каждая из них строится на материале, рассмотренном в предыдущей. Возможно, родители сначала захотят обратиться к той главе, которая им наиболее интересна, или к ситуации, актуальной для них. Однако мы рекомендуем вам начать с начала и прочитать всю книгу. Как видно из рисунка, первые три главы сосредоточены на том, как заложить фундамент, усвоив метод создания прочных уз привязанности между родителями и ребенком. Эти позитивные отношения дадут вам возможность поощрять положительное поведение и развивать у малыша самоуважение и социальные навыки.
Многие родители обнаруживают, что, уделяя основное внимание материалу, содержащемуся в первых главах, они испытывают меньшую потребность в контроле над своими чадами, и вопросы послушания решаются гораздо проще. Главы 4 и 5 посвящены установлению границ и обсуждению того, что надо делать, если дети не слушаются. В следующих двух главах рассматриваются другие ненасильственные методы, которые помогут родителям избегать конфронтации и уменьшить плохое поведение. Глава 8 посвящена обучению детей таким образом, чтобы они научились справляться с конфликтами и находить собственные решения проблем. В главе 9 главное внимание уделено умению контролировать эмоции, а в главе 10 - навыкам дружбы. В конце первой части родители усваивают основы наиболее эффективных, на наш взгляд, воспитательных методик. Обратите внимание, что навыки, расположенные на нижних уровнях пирамиды, представляют собой те стратегии, которыми родители наиболее часто пользуются при общении с детьми.
Во второй части книги внимание сосредоточено на темах, относящихся скорее к межличностным навыкам родителей, чем к воспитанию как таковому. Первые две главы содержат методики самоконтроля и помогают родителям понять, как справляться с депрессивными, сердитыми и безнадежными мыслями о собственных педагогических способностях. В главе 11 говорится о важности самоконтроля, а в главе 12 подчеркивается важность сохранения физического контроля над собой посредством релаксационных упражнений и преодоления повседневных стрессов. В следующей главе рассматриваются эффективные методики общения, как с детьми, так и со взрослыми. В главе 14 в центре внимания находятся отношения между взрослыми, так что у родителей есть возможность научиться обсуждать проблемы без взаимной критики, в сотрудничестве друг с другом, и находить решения.
Третья часть книги соотносит принципы, представленные в первых двух частях, с такими проблемами, как медлительность, нежелание ложиться спать или есть, гиперактивность, драки между братьями и сестрами, боязнь разлуки с родителями и определенных ситуаций, обучение чтению. В этих главах представлены возможные решения каждой проблемы, а также даны практические рекомендации.
Подводя итоги...
Социальное, эмоциональное и познавательное развитие детей представляет собой невероятный процесс - столь же невероятный, как рост и развитие родителей. Дайте себе возможность получить удовольствие от этого процесса, доверяя своему инстинкту, извлекая уроки из собственных ошибок, смеясь над ними, получая поддержку от других, уделяя время себе лично и забавляясь вместе с детьми. Это невероятное время - со всеми его слезами, угрызениями совести, гневом, смехом, радостью и любовью.
К содержанию