А.К. Звонкин "Малыши и математика"
Давно все хочу рассказать про удивительную книгу - "Малыши и математика" А.К. Звонкина. Читала, не могла оторваться. Настолько мне понравилось. В этой книге автор (профессиональный математик) рассказывает как он организовал математический кружок для своих детей и их друзей. Заниматься он стал с детьми, когда его сыну исполнилось 3,10 года, а самому старшему 5 лет. Кружок этот продолжался 4 года, а потом он стал заниматься со своей дочкой и ее подружками и этот кружок длился два года. И многие задания рассчитаны с этого возраста и старше, но это не значит, что уже сейчас не надо предлагать малышу задания и ставить перед ним задачи. Но дело даже не в самих заданиях, верее не только в заданиях, а в мыслях которые высказывает автор. Может быть кому-то они не понравятся, но в моей душе они нашли отклик, мне они оказались близки. А про задания могу сказать, что прочитав эту книгу, я поняла за что люди любят математику, какой это интересный мир, и насколько увлекательно занятия математикой. Это идеальное пособие для домашних занятий. Все очень четко описано и какой подручный материал взять и как проводить занятия. Так что книжка очень и очень полезная.
Напишу всего несколько цитат, но думаю их будет достаточно чтобы понять мыслю автора:
"Я открыл для себя новый мир, я стал богаче и надеюсь, что умнее, и все это благодоря моим детям."
"давайте встанем на место ребенка и попробуем сами научиться арифметике, но только по-японски! ...ити, ни, сан, си, го, року, сити, хати, ку, дзю. Первое задание - выучить эту последовательность наизусть...когда это наконец удастся, можете приступить ко второму заданию: попробуйте научиться считать от дзю до ити. Если и это уже удается, давайте начнем вычислять. сколько будет к року прибавить сан? а от сити отнять го? А теперь давайте решим задачу. мама купила на базаре ку яблок и дала по ни яблок каждому из си детей, сколько яблок у нее осталось? Очень трудное, но обязательное условие - не переводить на русский даже в уме."
"считается, что детям нужно сообщить давольно скромный набор сведений, касающихся геометрических фигур...Но давайте вдумаемся: если ребенок легко отличает вилку от ложки, почему же ему трудно отличить квадрат от треугольника? Да ему и не труднововсе!"
"если я чему-то и учил детей, так это тому, чтобы воспринимать окружающий мир с интересом"
"ты их учишь не математике, а образу жизни"
"моя педагогическая задача состоит не в том, чтобы сообщать детям окончательно установленные истины, а в том, чтобы разбудить их любознательность"
"Я исповедую принцип: вопросы важнее ответов"
"а мозайка вскоре стала моим любимейшим инструментом. Это не игра, а настоящий клад всевозможных задач по геометрии, комбинаторике, логике, угадыванию закономерностей."
«Детям нужно полноценное интеллектуально-эстетическое удовольствие. Если одна из половин отсутствует, полноценность теряется, а с ней и ощущение праздника. Новогодняя елка без игрушек имеет в глазах детей так же мало притягательности, как игрушки без елки. Только когда они соединяются вместе, наступает праздник. Я надеюсь, что в будущем, через годы, когда мои ребята будутзаниматься более абстрактной , «умственной» математикой, они будут получать от этого больше удовольствия, чем их сверстники. Ведь вознкающие у них в уме абстрактные образы и понятия будут где-то на дне сознания эмоционально сливаться с «елкой», окрашиваться воспоминаниями о разноцветных задачах их детства.»
Кстати, наверное стоит написать для совсем скпетически настроенных, что все ребята с которыми занимался Звонкин получили отличное образование, выросли творческими людьми, хотя и не все стали математиками
"Так я пытался внушить им эту важную для математики идею, что нужны не только и даже не столько правильные ответы, сколько правильные объяснения."
и вот наше первое занятие по этой книжке http://www.babyblog.ru/community/post/3_6_study/1698155