ВИДЫ СКРИПОК.
СКРИПКА - один из самых прекрасных, чарующих, но и сложных инструментов.
Кто-то может любить ее, кто-то - нет, но ее звучание никого не оставляет равнодушным.
Далекими предшественниками скрипки были несколько различных инструментов казахского, британского, арабского и византийского происхождения, но свое современное обличье и неординарную, специфическую форму этот четырехструнный (а иногда пятиструнный) музыкальный смычковый инструмент приобрел лишь в XVI веке.
Именитые мастера из разных стран долгое время много экспериментировали и работали над способами изготовления скрипки, подбирали особенные материалы и таки достигли хороших результатов: с XVIII века технология ее изготовления остается неизменной, а несколько видов дерева, используемые одновременно, в своем сложном сочетании делают звучание скрипки уникально чистым и невероятно завораживающим.
Классической и самой удачной комбинацией считается тройка пород: клён, ель и эбеновое дерево (его еще называют черным).
Виды скрипок
Все скрипки можно разделить на группы исходя из метода изготовления и размера.
Скрипки различаются по методу изготовления
Различают три категории скрипок:
-
мастеровые дорогие инструменты ручной работы, сделанные под конкретного музыканта и часто, как семейная реликвия, передающиеся от поколения к поколению в наследство;
-
фабричные (или мануфактурные) старинные скрипки, изготовленные вручную в XIX веке и в довоенное время XX века мастерами небольших фабрик, часто утратившие свой первоначальный вид, иногда восстановленные после поломок, трещин, но тоже имеющие определенную ценность, благодаря раритетности;
-
заводские скрипки, считающиеся бюджетным, базовым вариантом инструмента, выпускающиеся массово современными фабриками музыкальных инструментов и не имеющие никакой особой ценности.
Отдельно можно выделить группу электрических скрипок, которые иногда интересуют современного потребителя, но никогда электрический вариант скрипки не даст такой же чистый и уникальный звук. И в симфоническом оркестре, бесспорно, невозможно играть на электроскрипке, так как тембрально и по тональности такая скрипка разительно отличается от классического варианта.
Скрипки различаются по размеру
Размеры скрипок подбираются строго индивидуально, в зависимости от длины рук музыканта и бывают следующими:
-
4/4 - четыре четверти (или целая) - самая крупная скрипка и наиболее распространенный инструмент, предназначенный для игры взрослыми музыкантами или взрослыми детьми старших классов музшкол;
-
1/2 - одна вторая (или половинка) - для игры учениками средних классов музыкальных школ возрастом 9 -10 лет, а также для более младших, но крупных, высоких детей;
-
3/4 - три четверти (или трехчетвертная) - практически скрипка для взрослых, немного больше половинки и являющаяся переходным вариантом между половинкой (1/2) и целой (4/4) скрипками, в основном для учеников 12-15 лет, но иногда на целую скрипку переходят сразу с половинки;
-
1/4 - одна четверть (или четвертинка) - скрипка для младших детей возрастом от 4 лет до 9-ти;
-
1/8 и 1/16 (восьмушка и шестнадцатая) - скрипочки самых маленьких размеров для музыкантов-малышей;
-
7/8 - скрипки необычного размера, очень похожи на трехчетвертные (правда, немного больше их), встречающиеся крайне редко и больше относящиеся к изделиям-шедеврам знаменитых итальянских мастеров, великих Амати и Страдивари.
Скрипочки маленьких размеров придумали для того, чтобы было удобно учиться игре на скрипке маленьким музыкантам, но настоящий, с красивым тембром, звук извлечь из такого инструмента очень сложно, или практически невозможно. Поэтому совсем неудивительно, что очаровательный и волшебный звук, извлекаемый взрослым музыкантом из целой скрипки, несущей в себе все параметры идеального инструмента, значительно отличается от звука скрипки маленького ученика.
Интересным фактом является и то, что мастеровые скрипки в основном полноразмерные.
Говорят, у каждой хорошей скрипки, как у человека, есть свои эмоции и своя душа. Живой звук этого самого загадочного из инструментов часто творит что-то невероятное с людьми: они начинают мыслить по-другому, видеть красоту в самом малом и просто любить.
Вот так игра на сложном инструменте может сделать простое чудо!