Мария А
7 лет
О вреде раннего развития
UPD ко всему последующему мракобесию:
Дорогие мои люди, все - и те, кто поддерживает меня, и те, кто при первой возможности побежал разжигать костер инквизиции - направьте свою энергию в нужное русло! Живет ли в вас ненависть ко мне, или я стала для вас близким другом - не оставайтесь равнодушными. Давайте поможем одной маленькой семье справиться с одной большой бедой с тем же рвением и упорством, с которым вы отстаивали свои позиции! Давайте поможем, осталось совсем немного! Разве для нас всех это сумма? Вон вас сколько тут!
Дети не выравниваются к школе. Всегда есть те, кто умнее, и те, кто глупее. Кто-то с легкостью справляется со школьной программой, имеет живой и подвижный ум, а кто-то зубрит в поту. Нельзя судить о выравнивании способностей только по тому, что все дети к школе умеют говорить, читать и самостоятельно ходить в туалет. Я терпеть не могу рассуждения в ключе: "Вот видела я двух девочек у нас на площадке, с одной мама занимается, а с другой нет, так вот - ничем эти дети друг от друга не отличаются". Меня просто обескураживают такие заявления. Это как если бы поставить рядом троечника из техникума и Билла Гейтса и сказать, что они одинаково зубы утром чистят и одну и ту же песню поют, когда душ принимают, и, как следствие, они ничем не отличаются друг от друга. Откуда стороннему наблюдателю знать, какие способности у одного ребенка и какие у другого. Он за 10 минут оценил, сколько октав берет ребенок? подсчитал лексику? понял об уровне владения руками и телом? узнал глубину понимания мира каждого из детей? Все подобные предположения не имеют под собой ни одного обоснования.
Я не говорю, что у всех детей одна и та же отправная точка и одни и те же способности, но даже если дети не рождаются одинаковыми, то помочь им - наша задача.
К сожалению, не все занимаются правильно. Есть категория родителей, которая занимается ради того, чтобы сказать, что они занимаются, продемонстрировать бабушкам и друзьям "умелки". Есть те, кто не понимает, что развитие - это навсегда, это образ жизни, а не мимолетный акт, и в какой-то момент сдуваются, не доведя начатое до конца. А есть те, кто просто не понимает в принципе механизмов развития ребенка, и вот это самые страшные родители. Они пичкают детей информацией до самого воротничка, заставляя смотреть по 30 раз в день карточки или делая что-то подобное. Они подают информацию настолько плотно и в таких объемах, что у ребенка пропадает жажда докопаться до истины самостоятельно, задать вопрос и дерзнуть. Исчезает исследовательский дух, замедляется работа фантазии. Я периодически вижу, как это захлестывает тех, кто занимается по тематическим неделям. Не всегда, но довольно часто. Именно поэтому мне не очень близка идея таких недель. Ребенку не нужно это упорядочивание информации, он же все еще правополушарник, если вы помните. Этот порядок нужен исключительно родителям. Так почему бы не снять с себя роль учителя и не перестать готовиться ночи напролет к урокам, и просто не стать ребенку собеседником, рассказывая о мире именно то, что ему сейчас интересно. Не переживайте, он не забудет задать вам ни одного вопроса. Это исключительно мое мнение, и, конечно, не все так фанатично преследуют эту идею тематических недель, кто-то просто упорядочивает таким образом мысли у себя в голове, кому-то так удобнее, и в этом нет ничего плохого. И тем не менее, это самый скользкий путь (я имею ввиду не тематические недели, а объемы информации и методы подачи), потому что в гонке вооружений такие родители часто забывают о самом важном. Им кажется, что энциклопедические знания - это самое важное в развитии, и они часто не отдают себе отчет в том, что у их ребенка просто нет времени пойти и посмотреть на белочку в лесу, нет фантазии построить домик для феи из мха, палочек и камушков или походить босиком по траве, и чтобы ветер в волосах и никаких мыслей о том, что пора заниматься. Но я все-таки надеюсь, что если вы меня читаете, то вы придерживаетесь тех же ориентиров, что и я: понять, как все это работает, чтобы сделать все максимально правильно, не навредить ребенку, максимально расширить его горизонты и при этом сделать его детство комфортным и счастливым.
Кстати, есть еще одна категория родителей, которая считает, что делает благо своим детям, часто этим занимаются все те же мамы, увлеченные идеями тематических недель. Это мамы, которые, насмотревшись красивых фотографий с разными интересными развивающими занятиями, пытаются сделать тоже самое, а потом обязательно явить свое произведение миру. По крайней мере, это та ошибка, которую я чаще всего вижу в своей ленте. Какая-нибудь мама, вдохновившись красотой кадра, днями и ночами готовит своему двухлетке какой-нибудь пазл из фетра, вышитые кубики или что-то подобное, что, несомненно, красиво смотрится в кадре и вызывает массу восторгов у окружающих, но пользы приносит заметно меньше, чем было затрачено на это времени. Если вам нужен пазл, лабиринт, какая-то особенная развивающая игрушка - просто купите ее, от того, что вы потратили на ее ночь, она не станет приносить больше пользы. Подготовка одноразовой игры не должна отнимать у вас все силы.
Это же касается игр не по возрасту. Потрясающе смотрятся в кадре полуторогодовалые дети, вокруг которых родители выстроили целый город, дали ребенку в руки что-нибудь в тему, и вроде как ребенок весь поглощен процессом. На самом же деле за кадром выплясывает папа, пока мама пытается сделать кадр в совершенно неинтересной для ребенка обстановке. Ему хочется доползти до пирамидки и пожевать одеяло, а из него пытаются сделать ребенка с интересами трехлетки. Очень часто я вижу фотографии, когда мама явно долго готовилась, подбирала материалы для игры, что-то красила, клеила, морозила, вырезала, строчила, а потом вывалила все это своему двухлетнему ребенку, который своими интересами еще не дошел до нужного уровня. Ему не хочется раскрашивать листья и составлять из них гербарий - этого всего хочется только маме, которая торопит события. Я не призываю вас ограничиться только игрушками и играми по возрасту, я давно уже не смотрю на возраст, указанный на коробке с игрой, но предостерегаю, чтобы вы не попались на эту удочку и не были впоследствии разочарованы тем, что ваш ребенок ничего не хочет. Выбирайте игры в соответствии с возрастом и старайтесь улавливать интересы ребенка. Если я вам показываю, что Алиса учится держать ножницы и увлеченно что-то вырезает, это совершенно не значит, что надо тут же бежать за ножницами и подсовывать их своему ребенку. Ребенок должен захотеть сам, только тогда вы получите результат. Ваше дело только заинтересовать и впоследствии помочь научиться.
Я часто читаю мнение, что Монтессори и Доман - для умственно отсталых и душевно больных детей, потому что методики изначально разрабатывались для них. Не могу понять, почему родители так шарахаются от этого. Родители считают, что с применением этой методики их дети заразятся и станут умственно отсталыми? Методики разрабатывались для детей с повреждениями мозга, но когда увидели потрясающие результаты, то решили, что на здоровых детях методика даст просто ошеломляющие результаты, и не ошиблись. Это как если бы обычные лекарства, которые в начале клинических исследований испытывались на крысах, отказывались применять люди, потому что они для крыс. Умоляю, только не проводите аналогию между крысами и детками с повреждениями мозга. У меня просто сегодня трудно с аллегориями.
Часто встречается мнение, что карточки - это противоестественно, и ребенку надо много гулять и быть ближе к земле, трогать деревья, собирать цветы. Тут вообще страшно. Такое ощущение, что отрицание идет просто из духа противоречия. Ну или классическое "не читал, но осуждаю", потому что логике такие заявления не поддаются. Во-первых, не понятно, как одно исключает другое. Почему нельзя за 1 минуту посмотреть карточки, 5 минут потратить на цепочку памяти, 2 минуты на сетку памяти, еще парочку на раскрашивание мандал, а потом идти гулять на все оставшиеся часы? То есть, когда ребенок по дому бегает без дела, потому что мама воткнулась в телефон, это, значит, нормально, и развивает. А когда это время тратится на потенциальную пользу, то тут же находится куча противников, причем чего конкретно - не понятно, потому что для них все методики сливаются в одну, и они осуждают и не понимают "всех этих развивашек, которые лишают детства". Ну а во-вторых, о какой противоестественности идет речь? То есть телек, компьютер, телефон, да в конце концов, сидение в школе за неправильно сконструированной партой по 5 часов в день в шесть лет - это все природой заложено, а минута карточек - противоестественно. Далее, при обсуждении методики Шичиды я часто слышу заявления в стиле "Лучше показать одну живую собаку, чем 50 разных карточек". Опять непонятно. Во-первых, 50 собак в карточках мы показываем не для ознакомления с собаками, а для раскрытия фотопамяти (в отличие от того же Домана, но это РАЗНЫЕ МЕТОДИКИ, и методика Домана мне совершенно не импонирует в этом смысле). Чтобы познакомить ребенка с собакой, ничто не мешает выйти и показать 50 собак на улице. Шичида, в отличие от всех остальных карточных профессоров, пишет, что занятия должны длиться не более 30 минут в день, в остальное время надо просто позволить ребенку играть. Метод Шичиды прекрасен тем, что вам не надо учить ребенка основным вещам, вы даете ему НЕ энциклопедически знания, не заставляете знать валентность водорода в год или читать в два, вы готовите его мозг для легкого восприятия любой информации в будущем. И можно говорить сколько угодно о том, что ребенку в детстве важно бегать по траве и прыгать, отрицать любую форму развития, кроме естественного, но к школе дети не выравниваются. Они не выравниваются никогда.
И да, если вы ну совсем со мной не согласны, то вам сюда не надо, вам на берег безмолвия, собирать ракушки, потому что мое мнение уже прошло через столько фильтров за эти два с половиной года, выдержало столько критики, что мне надоело комментировать одно и то же одними и теми же словами. Мне теперь хочется просто писать, а не отстаивать свою точку зрения в грызне в комментариях. Каждый сам выбирает для себя правильный путь, и я здесь только публикую свои мысли, никому ничего не навязываю, и вообще, как обычный человек, имею право ошибаться, если что. И если этот путь - не ваш, если мои строки вам поперек горла, то просто проходите мимо так, как если бы вы наткнулись на пост о том, как правильно перебирать двигатель в жигулях. Говорю же, туго сегодня с аллегориями)
И еще, для тех, кто не умеет читать между строк или видит во всем тексте только зашифрованное послание вроде "Тематические недели - это плохо. Не занимайтесь тематическими неделями", то вам надо читать этот пост до тех пор, пока не откроется третий глаз и вам не станет все равно)
Спасибо за внимание.