Мария А
7 лет
Обучение чтению и фоточтению
Итак, после того, как полгода назад я опубликовала пост о том, что я не учу ребенка читать и считать, я решила, что пришло время написать об этом поподробнее.
То, что пора начинать какие-то действия в направлении чтения, я решила потому, что Алиса начала проявлять интерес к чтению. Она спрашивает, что за слово написано, как называется буква, что на нее начинается, имитирует чтение, в общем, всячески показывает, что пора уже. И мне кажется, это сигнал. Сейчас ей 2,2.
По методу правополушарного обучения, которым мы активно занимаемся, нет точной информации, как привести ребенка к чтению. По крайней мере, я не нашла ее в книгах Шичиды. Есть только отдельные методы, обрывки информации и описание занятий в школе Шичиды очевидцами. Из всех этих кусочков мне предстояло собрать единый комплекс упражнений. Поэтому то, что вы прочитаете ниже - это во многом моя интерпретация метода.
Я решила, что мы для себя выберем путь комбинированного обучения чтению. То есть мы будем учить буквы, спокойно и без фанатизма, в форме игры. Параллельно с этим в самое ближайшее время мы запустим кампанию по обучению фоточтению, то есть чтению целых слов с помощью карточек.
В итоге, по моим сегодняшним представлениям, мы должны прийти к тому, что ребенок в итоге сначала научится глобальному чтению (когда слово не разделяется на составляющие, а распознается как целая единица), а затем научится читать и классическим способом. А теперь объясню, почему именно так, а не иначе.
Есть мнение, и вполне себе резонное, что если ребенка обучать только глобальному чтению, то такой ребенок будет читать лучше "фонетических" детей (изучающих буквы и слоги) лишь первые годы. Но когда тексты становятся сложнее, появляется все больше и больше новых слов, то справляются с ними лучше те, кто умеет читать по слогам. А те дети, которых обучали глобальному чтению часто оказываются неспособны таким образом самостоятельно расширить свой словарный запас без посторонней помощи, более того, они не понимают словообразования, и за счет этого могут заменять похожие по смыслу слова. Например, "ребята" на "дети" или "кидай" на "бросай". Поэтому метод глобального чтения хорош, но только тогда, когда это не единственны метод обучения чтению, и от него ребенок может плавно прийти к пониманию словообразования.
Однако, у меня есть несколько резких "против" раннего обучения чтению классическим методом.
Первое "против" раннего чтения - это слишком ранний переход от образного мышления к логико-знаковому, то есть, от правого полушария к левому, потому что привязка зрительного образа к символу и его анализ - это чистой воды левополушарная деятельность. А как следствие, возможное обеднение фантазии и некоторые другие проблемы, то есть разрушение всего того, к чему мы так стремимся.
В классической системе обучения есть мнение, что сначала ребенок должен освоить звуковую сторону языка: тембр, силу и высоту звука, его тональность, и это поможет при знакомстве с буквами быстро перейти от звукового восприятия к звуко-буквенному. По этой же логике начинать обучать детей классическому чтению надо в возрасте 4-5 лет. И мое внутреннее "я" с этим согласно.
Однако, тут вклинивается другой фактор. Как я уже говорила, я планирую ввести не только классическую систему обучения буквам, но и фоточтение, которое задействует именно правое полушарие мозга. Упор на фоточтение на первых порах простимулирует память - и это замечательно. Впоследствии ребенок плавно научится различать и буквы, и слоги, и прочитывать любые незнакомые слова, а не только те, которые целыми образами закорючек осели в голове.
Большим "за" раннего фоточтения я для себя отметила такой феномен, как "природная грамотность". На самом деле, природная грамотность имеет мало отношения к генетике или природе, это что ни на есть хорошая визуальная память. Считается, что основная часть грамотно пишущих детей - это дети с хорошо развитой зрительной памятью. Читая книги, они запоминают образы слов, и при письме бессознательно опираются на эти образы. Такие дети могут очень рано начать читать целыми словами – они видят образ слова. В дальнейшем, когда мы придем к квантовому (скоростному) чтению, вы увидите, что в арсенале Шичиды есть много средств, направленных на развитие и поддержание природной грамотности.
Но если у вас нет далеко идущих планов по овладению квантовым чтением, то карточки и все прочие Шичидовские атрибуты вам не нужны, так как научиться читать можно имея под рукой только карандаш, ну и книжку с красивыми картинками для стимуляции интереса, да и то можно обойтись) В этом случае лучше все же начинать позже, хотя бы после трех лет.
Итак, что касается изучения букв, сейчас я ненавязчиво предлагаю Алисе целый ряд игр. Конечно же, их можно включать в наши занятия по Шичиде или просто заниматься отдельно.
Мы рисуем и пытаемся узнать буквы на песке, манке или муке:
Вырезаем или лепим их из пластилина, а потом придумываем, что начинается на эту букву. Кстати, буква лучше запоминается тогда, когда ее можно смачно сломать)
Конечно же, рисуем мелом, красками, карандашами и всем, что попадется под руки. Точнее, это все делаю я, и невзначай показываю Алисе, не требуя от нее никакой отдачи. Она при этом может радостно рисовать рядом свою каляку-маляку и никакой особый интерес к моей деятельности не проявлять.
Когда мы идем гулять, по пути на площадку мы часто разговариваем, на какую букву начинается то или иное слово. Иногда я понемножку озвучиваю ей, как складываются слоги: "Б", "О" - "БО", "Л", "У" - "ЛУ" и т.д. То есть, как я и писала выше, мы осваиваем звуковую сторону языка.
Недавно я приобрела Алисе мангитный алфавит вроде такого:
Но через какое-то время поняла, что нужно что-то еще. Что-то, что заинтересует еще сильнее. И тогда мы пошли красить камни)
Мама отдала мне целый ворох остатков акриловых красок от картин, которые раскрашиваются по номерам. И буквально за час у нас родилось вот такое:
Алиса тем временем густо мазала гуашью оставшиеся камни) Кстати, гальку я купила в обычном зоомагазине в отделе для аквариумов.
И мне удалось заинтересовать ее. Разноцветные камушки оказались так похожи на игрушки, и тяга к коллекционированию оказалась сильна - захотелось завладеть ими всеми))) Когда Алиса узнала, что на "А" начинается ее имя, она крепко прижала к себе камень и таскала его с собой повсюду как амулет)) Пока алфавит еще не готов полностью, но постепенно я его доделаю, мы ведь никуда не торопимся.
Еще одним хорошим помощником в изучении букв станут для нас, конечно, книги. Я не стала скупать все подряд, хотя за многое взгляд и зацепился, про буквы у нас всего две книги, и, думаю, этого вполне достаточно.
Про одну из них я уже писала - это "Рабочая азбука" Иосифа Бродского (в Озоне, в Лабиринте, в Риде).
Подробно о книге я писала вот тут третьим пунктом.
А вторая книга появилась у нас только что, и она хороша! (Алена, спасибо!)
Это книга Дарьи Герасимовой "Азбука превращений" (в Лабиринте, в Риде)
Каждая страница посвящена отдельной букве, которая на кого-нибудь похожа.
Это не просто книга. Это книга-игра. Каждую букву можно пытаться изобразить всей семьей, отгадывать, кто какую букву изобразил. В общем, ассоциации работают на все сто, а коротенькие увлекательные стихи гармонично вписываются в идею книги.
Книга оформлена бережно и со вкусом. В иллюстрации включены элементы аппликации, передающие фактуры ткани. Буквы на каждой странице крупные, так, что можно обводить их пальчиками.
Таким вот образом, мы не учим буквы и слоги целенаправленно, а просто окружаем себя "буквенной" средой, к которой постепенно будем адаптироваться.
Кстати, еще одна из идей - это сделать азбуку для малыша самостоятельно. Взять тетрадь, на каждой странице крупно написать одну букву алфавита и наклеить то, что ассоциируется у малыша именно с этой буквой, что именно ему близко и понятно. Как пример: "М" - мама (ее фото), медведь (любимый плюшевый), мячик и т.д.
А теперь самое главное. Все это не просто знаковое чтение. Пока что мы только учим буквы, но в ближайшее время, как я уже говорила, параллельно с этим появится и чтение по карточкам на сайте www.Supermom.ru, которое будет доступно наравне с математическими точками при просмотре презентации.
Выглядеть чтение будет так: картинка с изображением (которую надо озвучить), следом картинка с текстом (который надо также озвучить). То есть одно и то же слово будет прочитываться два раза подряд. Пока я думаю, какое число изображений достаточно для активации навыков чтения.
Ну и, конечно, зачем же мы все это делаем, и как это связано с методикой Шичиды, правополушарным обучением и развитием в целом?
В книге Шичиды сказано, что в момент, когда ребенок будет способен запомнить около 40-50 карточек с помощью игры "Цепочка памяти" (Linking Memory), но без подсказок, будет означать, что он достиг определенной отметки, когда уже можно говорить об открытии фотопамяти. Именно в этот момент, при условии, что ребенок уже умеет самостоятельно читать, можно начинать занятия квантовым (скоростным) чтением. То есть чтением, при котором ребенку будут требоваться считанные секунды для прочитывания листа с текстом и полного усвоения материала. Техника очень интересная, в нее входит много разных коротких упражнений. Но обо всем этом я обязательно напишу позже, так как время на подготовку еще есть. Тем более, между квантовым чтением, обучением чтению и цепочкой памяти есть еще одно звено - "Визуализация", о котором я еще ни разу подробно не писала, и которое требует подробного разбора для повышения эффективности занятий.
А какие у вас размышления на этот счет?
UPD: Очень рекомендую после моего несколько спутанного изложения ознакомиться с комментариями к этому посту автора Дети Индиго. Ее мнение расставляет многие точки над "i", дает богатую пищу для размышления и стимул к действиям.