Шичида: детали. Настройка.
Периодически просматривая посты занимающихся по методике Шичиды и общаясь с практикующими, я поняла, что многие часто не уделяют должного внимания или игнорируют вовсе такой важный пункт занятий, как настройка. В методике Шичиды он называется Prelesson. А это не просто важная часть занятия, а крайне важная.
Без настройки занятие часто может просто не иметь смысла, так как ребенок будет оставаться в левом полушарии или перейдет в правое только к концу занятия.
Настройка обычно включает в себя легкую медитацию и дыхание - то, что подготавливает мозг к переходу от левополушарного восприятия к правополушарному. Без таких предварительных упражнений левое полушарие мозга будет доминировать, и у вас просто может не оказаться доступа к правому полушарию мозга.
То есть, чтобы провести занятие, не достаточно просто выловить дымящегося детеныша, прокрутить ему на одном дыхании сто карточек и отпустить обратно в забег. Ребенка нужно подготовить. Это займет совсем немного времени, но делать это важно.
Чтобы вы не пугались, сейчас я расскажу о настройке для детей возраста 2+, а затем уже и на младших переключусь.
Обычно перед настройкой многие делают Шар Энергии. Если вы не понимаете это упражнение или не приемлете по каким-либо другим причинам, его можно и не делать, хотя если вы "в Шичиде", то, думаю, тема энергий вам должна быть близка. Про Шар Энергии я уже как-то рассказывала и показывала видео (вот тут и тут), как его делают с детьми разных возрастов. Смысл Шара в том, чтобы "сформировать" энергетический шар, дать ему, скажем так, позитивный посыл, и поместить энергию вместе с этим посылом в себя. На самом деле, в этом упражнении нет ничего ортодоксального, вы можете воспринимать ее просто как игру для детей, которая позволяет сосредоточиться.
Чтобы выполнить настройку, нужно посадить ребенка (можно и положить, если ребенок возжелает), в идеале попросить его закрыть глаза и сделать несколько глубоких вдохов, чтобы его сознание успокоилось. Таким образом мозг естественно перемещает свои функции вправо. Затем можно сделать небольшое внушение. Например, сказать ребенку "Ты замечательный, добрый и умный мальчик. Мы с папой очень любим тебя. Ты отлично справляешься с заданиями и прекрасно себя ведешь. Мы очень гордимся тобой". Ну и все в таком духе. После этого восьмисекундные объятия тоже не помешают. Считать не обязательно, просто обнимите ребенка))).
От себя скажу, что часть с внушениями мы обычно пропускаем. Вместо нее мы делаем небольшую визуализацию. Например, я прошу дочку представить, что она птичка/рыбка/зайчик и летит по небу сквозь облака/плывет вдоль кораллового рифа/скачет по лесной опушке. Такие визуальные образы тоже прекрасно способствуют переходу в правое полушарие.
Ну а теперь повторюсь, что делать, если ребенок еще не умеет закрывать глаза/глубоко дышать/представлять что-то по заказу. В этом случае вы постепенно учите ребенка. Например, в качестве дыхания можно учить ребенка дуть на различные предметы: перышки, свечи, бумажный кораблик в тарелке с водой, ватные шарики и т.д. Представлять что-то можно вместе, не закрывая глаза. Со временем ребенок всему научится.
Ну и, конечно, не стоит забывать об альфа-музыке во время настройки. Обычно мы используем Steven Halpern, Jeffrey Thompson, Liquid Mind, Deva Premal и некоторые безымянные композиции, которые входят в сборники для йоги, например, "Твоя Йога". Все их можно найти в том же Вконтакте.
В любом случае, что бы вы ни делали для расслабления, предварительный урок сделает любое обучение легче.
И в довершении. Шичида пишет, что не столько важно, сколько длится ваше занятие, сколько сделанная перед занятием настройка. Таким образом, при желании вы можете даже дробить ваше занятие на несколько частей и заниматься в течение дня, но перед каждым заходом важно сделать Prelesson.
P.S. О том, как проходят наши занятия после 2 лет, можно посмотреть здесь. Остальные посты в моем дневнике по тегу "Шичида" и на сайте www.supermom.ru.