Игры для развития речи
Предлагаю подборку интересных словесных игр, которые (кроме развития речи) помогут занять ребенка на некоторое время в дороге, очереди или любом другом ожидании на одном месте.
"Что может быть. ..?" а дальше выбираем любое прилагательное, которое может характеризовать предметы, от цвета и формы, до материала и качества поверхности. Например, холодное, длинное, мягкое, зеленое, деревянное. А потом по очереди называем предметы с указанным свойством. Например, КРУГЛЫМ может быть - мяч, голова, мыльный пузырь, апельсин и т.д. ВЫСОКИМ может быть - дом, дерево, столб, папа и т.д.
"Наоборот" - Вы говорите слово, а ребенок придумывает ему противоположность.
Слова тут могут быть абсолютно любые, не обязательно ответ должен быть классическим антонимом. Используем
✔Прилагательные: низкий-высокий, веселый-грустный, сухой-мокрый
✔Глаголы: спать-играть, лежать-стоять, есть-пить
✔Явления: день-ночь, лето-зима, солнце-дождь
✔Предметы: панамка-шапка, рука-нога, пол-потолок
После "разминки" на простых понятиях, можно придумывать противоположности самым неожиданным словам: слон, люстра, ветер, рисовать. И это упражнение направлено уже не только на развитие речи, но и логики, системности мышления.
«Какое это?» Выбираем любой предмет, можно воображаемый, но для начала лучше использовать только те, которые находятся в поле зрения, и их можно посмотреть и потрогать. Начинаем описывать его свойства с помощью прилагательных.
Пример: СТАКАН может быть
*твердым (мягким)
*гладким (ребристым)
*высоким (низким)
*широким (узким)
*стеклянным (пластмассовым)
*тяжелым (легким)
*пустым (полным)
*сухим (мокрым)
*чистым (грязным)
*прозрачным (цветным)
*хрупким (крепким)
*круглым (квадратным)
*звонким и т. д.
«Семья» Повторяем семьи животных и птиц по принципу папа- мама- ребенок:
*петух- курица- цыпленок
*баран- овца- ягненок
*конь- лошадь- жеребенок
Пробуем образовывать производные существительные:
*заяц- зайчиха- зайчонок
*слон- слониха- слоненок
*медведь- медведица- медвежонок
"Это кто?" Смысл игры - по набору свойств объекта угадать его.
Мы любим угадывать животных, но можно использовать любые предметы или явления.
Играем мы так - я называю одно из свойств (признаков, описаний), Катя называет свое предположение. Важно вначале называть как можно более обобщенные свойства, по которым сразу и не догадаешься, о чем речь. Потом я называю следующее свойство, и нужно назвать предполагаемый ответ (животное в данном случае) которое бы обладало обоими признаками. И так далее, пока не угадает!
Например, я говорю - это животное серого цвета, и тут может быть очень много ответов - слон, носорог, волк, заяц, мышка, кот.
Потом сужаю поиски - это животное живет в лесу. Можно определить размеры, форму ушей или наличие копыт, чем питается и где устраивает жилище. И уже в конце - называю самый отличительный признак, по которому точно можно угадать, например - любит морковку!
"Назови ПЯТЬ..." Пять имен (мальчиков👬/девочек 👭), овощей 🌽 (фруктов🍌/ягод🍓), предметов одежды (верхней/зимней/летней), видов транспорта (водного⛵/наземного🚜/воздушного🛫), профессий, кухонных приборов или посуды, названий деревьев 🌲или цветов🌷, видов спорта 🚴 и т.д. Сложность загадываемых обобщений выбирайте в зависимости от возраста ребенка. Предметов можно называть не обязательно 5, а задавать 7, 10 или ещё больше, можно отвечать по очереди, пока не исчерпаются все варианты.
«Профессии» - с помощью этой игры ребенок будет учиться находить смысловые связи между словами, образовывать глаголы из существительных и наоборот на примере людей и их занятий.
Первый уровень - начальный и более легкий. Просим ребенка угадать, чем занимаются люди разных профессий и почему они так называются. Например,
🌠Летчик - летает
🌠Учитель - учит
🌠Уборщик - убирает
🌠Писатель - пишет.
Второй уровень сложнее, ответы не всегда очевидны. Теперь мы подбираем слова уже по глаголам, обозначающим занятия. Например,
🎗Как назвать человека, который ухаживает за садом - садовник
🎗Как назвать человека, который ведет машину - водитель
🎗Как назвать человека, который играет на скрипке - скрипач
🎗Как назвать человека, который продает хлеб - продавец.