Развития психики человека. Стадии
Проходим по психологии сейчас!
интересно!
Втора я стадия-с 1 года до 3 лет.
В это время у детей разви- вается чувство автономности или чувство зависимости от окру- жающих. Это связано с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. В какой-то степени описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием форми- рования новообразования «Я-Сам» в отечественной психологии.
Треть я стади я -с З до 6 лет.
В это время у детей развива- ется либо инициативность, либо чувство вины, что связано с тем, насколько благополучно протекает процесс социализации ребен- ка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и на- сколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. В этот пе- риод ребенок учится соотносить свои желания с нормами, приня- тыми в обществе, реализовывать собственную активность с учетом принятых в обществе норм. 379
Четверта я стади я -сбдо 14 лет.
В течение этого перио- да у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство непол- ноценности. Школа, учителя и одноклассники играют домини- рующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько успешно ребенок начинает учиться, как у него складываются от- ношения с учителями и как они оценивают его успехи в учебе, за- висит развитие данных качеств личности.
Пята я стади я -с 14 до 20 лет.
Она связана с формирова- нием у подростка чувства ролевой идентичности или неопреде- ленности. На этой важнейшей стадии развития главным фактором является общение со сверстниками, выбор своей профессии, спо- соба достижения карьеры, т. е. фактически выбор пути построения своей дальнейшей жизни. В это время для человека большое зна- чение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и сво- его предназначения, в русле которых он и строит свои ролевые отношения с окружающими.
Шеста я стади я -с 20 до 35 лет
- связана с развитием близ- ких, интимных отношений с окружающими, особенно с представите- лями противоположного пола. При отсутствии такой связи у чело- века развивается чувство изоляции, которое отчуждает его от людей.
Седьма я стади я -с 35 до 60-65 лет
- является одной из наиболее значимых, по мнению Эриксона, так как она связана со стремлением либо к постоянному развитию, творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности. В этот период большую роль играет работа, тот интерес, который она вызывает у человека, его удовлетворение своим статусным местом, а также его общение со своими детьми, поскольку, воспитывая их, человек может разви- ваться сам. Желание стабильности, отвержение и боязнь нового останавливают процесс саморазвития и становятся гибельными для личности, считает Эриксон.
Восьмая, последняя стадия наступает после 60-65 лет. В этот период человек пересматривает свою жизнь, подводя опреде- ленные итоги прожитым годам; формируется чувство удовлетво- рения, осознания идентичности, целостности своей жизни, приня- тие ее в качестве своей. В противном случае человеком овладевает чувство отчаяния, жизнь кажется сотканной из отдельных, не свя- занных между собой эпизодов и прожитой зря. Естественно, что такое чувство гибельно для личности и приводит к невротизации.