Аполлон 3 года. Физическое и речевое развитие.
Вот и пролетело 3 года жизни моего старшего сынульки. Из маленького, смешного инопланетянина он превратился в осознанного малыша-хулигана со своими взглядами на жизнь, с которыми приходится мириться, со своими мыслями, вкусами и пожеланиями. Параметры: вес 14,3 кг., рост 97 см. К 3 годам стало заметно, что ребёнок очень любит воду: ходить в душ, плавать в ванной, озере, бассейне. Не зря все детство проплавали с ним. И поэтому мы записали его в бассейн, будет брать частные уроки с инструктором. Маме разрешается сидеть за стеклом и наблюдать. Купили ему обмундирование: шапочку, очки. Такой смешной, купается в них в ванной, не хочет снимать, начал нырять в ванной.
Так же я определила, что его ведущее чувство это слух, он слышит этот мир, подмечает все звуки, шорохи, шумы. Развиваю его через уши: читаю ему разные книги, стихи, ставлю потешки на телефоне, аудиосказки, классическую музыку, все действия и игры проговариваю. Через два года хочу отдать его на музыку.
Определила его темперамент - он холерик (уверена на 85%) и экстраверт, очень любит общение, деток. Когда идём на площадку, то ищет с кем бы познакомится, лёгок на подъем. Поэтому на следующий год мы решили отдать его в школу (jk - junior kindergarten). В Канаде это подготовительный класс перед sk - senior kindergarten, а уже после окончания sk детки идут в первый класс. Jk и Sk необязательны к посещению. Дети там, в основном, играют, слушают песенки, получают нетрудные домашние задания. Эти классы бесплатные, в отличие от садиков, и за детьми приезжает школьный автобус. Можно водить как на полный день (с 9 до 3), так и на не полный (с 9 до 12). Мы хотели их пропустить сначала, я дома сама занимаюсь много с Аполлоном, но он очень жаждет общения, поэтому решили с 2018 года зарегистрировать его по месту жительства и попробовать походить туда. Меня немного напрягало то, что он начнёт интегрироваться в местную канадскую среду, сразу заговорит на английском языке и будет лениться говорить по-русски. Поэтому я беру сейчас вебинар по развитию речи для детей-билингвов и слушаю много материала на эту тему. Русский мы хотим сохранить на таком уровне, чтобы ребёнок не только говорил, но и читал, и писал грамотно. Затем введём французский, английский само собой, и, возможно, китайский. Учитель наша говорит, что английский проще русского и дети часто начинают лениться говорить по-русски. Ведь проще сказать "hello", чем "здравствуйте", "bye", чем "до свидания", "orange juice", чем "апельсиновый сок", "school bus", чем школьный автобус, ну и т.д. Русский язык длиннее и сложнее чем английский. Я училась здесь на переводчика, и много раз бывало так, что когда устно переводила, меня спрашивали: а почему ты так много говоришь по-русски, когда мы сказали по английски всего 3 слова? Ну а как, например, по-русски сказать "baby shower"? Вечеринка в честь рождения ребёнка!!! Согласитесь звучит длиннее? Для нас важны языки и их знания, очень развивает мозг и даёт большие перспективы. А Аполлон ещё и воспринимает мир на слух, поэтому ему будет очень легко их изучать. Забежала я вперёд, конечно, поживем - увидим. Напишу, что имеем на данный момент.
Дважды в неделю он посещает школу раннего развития для русскоговорящих детей билингвов. Там он проводит 3 часа. Знает все 10 гласных, читает их, распознаёт на слух и написание. Соотносит количество предметов с числом, например, спрашиваю: сколько у нас стульев на кухне? Ему достаточно окинуть их взглядом и говорит: пять! Я спрашиваю: а покажи теперь это число? Показывает на значок 5. А на пальцах? Показывает 5 пальцев.
Знает много цветов и геометрических фигур, включая ромб, прямоугольник, многоугольник, знает понятие окружность.
Ищет неосознанно во всех предметах фигуры. Например, когда ест за столом, то обращает моё внимание на то, что тарелка похожа на круг или овал, а салфетка на прямоугольник. Или колесо у машинки похоже на круг, а этот кусок сыра на треугольник, а эта книга на прямоугольник и т.д.
Проходили они в школе тему грибы, и мне понравилась одна игра, которая называется "жадина". Нужно задавать вопрос ребёнку чей/чья/чьи (название гриба), а ребёнок должен отвечать мой/моя/мои (название гриба). Аполлону очень понравилась эта игра, особенно когда я сказала её название, смеялся долго. Итак, играем: чей подосиновик/подберёзовик? Мой подосиновик/подберёзовик!(эти грибы он еле выговаривает:) трудно языку повторить столько слогов подряд). Чья волнушка? Моя волнушка! Чей белый гриб? Мой белый гриб! Чьи опята/маслята? Мои! Таким образом он и название грибов запоминает (пойдём по грибы, кстати, в следующем году), и учит род: моя, мой, мои. Поначалу путался, но в процессе игры все выучил и отвечает без промахов. Алексей говорит: зачем ему эти грибы знать? А это база языковая! Чем больше слов, тем лучше! Он ещё и названия листьев выучил (раскрашивали листья применяя фантазию от зелено-желтых до красно-фиолетовых): дубовый, кленовый, липовый, осиновый, берёзовый. И цветы учили летом, особенно когда они "в наличии" были - цвело все вокруг: ирис, лилия, незабудка, клевер, одуванчик, ромашка, колокольчик, розы. Ходил и нюхал цветы разные на улице, спрашивал какой это цветок.
Грибы и листья мы раскрашивали, учили ещё части грибов:это ножка, шляпка, юбочка. И самый запоминающийся гриб оказался мухомор, почему-то, наверно, потому что он самый яркий с красной шляпкой. Учили-учили грибы и тут ребёнок мне выдаёт: хочу есть грибы, приготовь! Хоть ему уже почти и 3, но я не хочу его кормить грибами хотя бы до 6 лет, так как очень тяжёлая пища и всю грязь в себя впитывает из почвы. А он прям настаивает. Говорю: ты ещё маленький! А он: нет, я большой!!!! Привожу довод, мол, только девочки едят грибы; не помогает: не ври, я видел папа ел грибы. Говорю, что нет их у нас дома, а он: покажи! И лезет в холодильник! Вот что значит запала тема в душу!
Кстати, на примере осенних листьев, мы выучили сочетание цветов. Я ему показала лист и говорю: смотри, этот листик зелено-желтый, это значит, что он зелёный и желтый одновременно (он знает понятия "такой же как", "одновременно", "лишний", "поровну" и т.д.). Указывала невзначай много раз на сочетания цветов, и в один день он мне выдал: мам, машинка красно-белая! Я правильно сказал??? Она же и красная, и белая, да?
По четвергам у Аполлона в школе занятие по русским сказкам и музыка. Например, читали они репку, играли в неё, делали аппликации на эту тему. А дома нужно заниматься, дают задание, и мне видно как их учат и расширяют словарный запас через игру. Дали картинку где все участники тянут репку, и пока Аполлон её разукрашивал, я спрашивала: а кто стоит ПЕРЕД бабкой? А ПОСЛЕ внучки? А кто пришёл деду первым на помощь? А кто последним? Учат пересказывать сказки по картинкам. Я читаю: посадил дед что? (показываю картинку репки), Аполлон отвечает, выросла репка какая? Аполлон отвечает и т.д. Он когда приходит по четвергам домой, так требует потом всю неделю только ту конкретную сказку читать из школы, которую они проходили. Благо у меня есть отличная книга русских сказок. Вот недавно читали три медведя (они в школе как раз число три повторяют) и мне нужно опять было спрашивать: чей стульчик самый большой? чей средний? И Аполлон так хорошо и отчетливо отвечает: Михайло Иваныча, Настасьи Петровнин. Ставит уже окончания в правильную форму. Учитель научила как работать со сказками, в них очень много скрыто выражений, слов, математических понятий. Мы теперь сказки не только читаем, но и проговариваем интересные слова и выражения, смысл сказки, отвечаем на вопросы. Как пример, разбирали сказку "У страха глаза велики", объясняла ему понятие велики. Сказала, что велики = большие, как великан. Но он сначала понял по-своему, и когда я спросила его на следующий день, что значит это слово, ответил "папа". Почему? Ну он же большой! Пришлось обьяснить по-другому, смысл донесла. Ещё в этой сказке были новые слова и интересные с точки зрения развития и обогащения словаря: водоносы, котище, яблоня. Первое слово он прекрасно понял, второе тоже. Дня через два после обсуждения произошла такая ситуация: позавтракали, Аполлон все съел, спрашиваю: каким ты будешь? Обычно он отвечает: большим и сильным, а в тот раз ответил "Аполлонище!". Понял суть на примере слова "котище", что оно стоит в форме превосходства. Вообще наш русский фольклор очень интересный, с мудрым текстом, с правильно подобранными словами, с моралью.
Очень много нужно расскрашивать картинок в домашнем задании, и обводить цифры/буквы в прописях. Себя помню в 5 лет за такой работой, а мою кроху уже третируют, ещё и 3 ему нет. Но зато у него есть огромный интерес к домашним заданиям. Во-первых, он любит ходить в школу: там весело, там друзья, там Вика (учитель). И если не сделать задание, то в школу не пойдёшь. Во-вторых, Вика за хорошо выполненное задание ставит улыбочки, и он их ждёт постоянно. С удовольствием обводит цифры и буквы, но как левша, то есть не сверху вниз, а снизу вверх, иначе ему не видно. На 90% уверена, что левша, хотя, говорят подождать до 4-5 лет.
Могу бесконечно долго писать про школу и занятия, но на этом остановлюсь.
В плане физического развития тоже все отлично. Летает на беговеле как угорелый, хорошо держит баланс. Беговел у нас вместо коляски, отлично подходит для длительных пеших прогулок, на нем Аполлон не устаёт кататься, даже если гулять много и долго. Есть инстинкт самосохранения, никогда не выезжает на дорогу без меня, если уедет далеко, всегда подождёт. Через дорогу идём за руку, я несу беговел в руках и это даже не обсуждается. Стал карабкаться на деревья, точнее - хочет карабкаться, но не может. Пытается залезть, съезжает вниз, снова пытается. Пацан! Алексей тоже лазил в детстве по деревьям, упал в итоге и очнулся в больнице с сотрясением. Но никуда не денешься видно от этого.
Купили ему гантель маленькую на 3 lb, поднимает её вверх "как папа", а в бейсменте у нас груша висит боксёрская, Алексей надевал перчатки Апычу пару раз и тот молотил маленькими кулачками по груше.
Стал очень самостоятельный. Буквально каждое действие хочет выполнять сам. Например, чистка зубов. Сам включит свет, зайдёт в ванну и закроет дверь, потом откроет пасту, выдавит, закроет, включит воду и т.д. Купили ему электронную щетку, так он с удовольствием чистит зубы, да ещё и полоскать рот сам научился. Выходит потом из ванны, свет выключит, дверь закроет. Просится помыть посуду со мной, или почистить картошку (как было у бабы в гостях), закрывает дверь входную сам, в машину залазит/вылазит сам, ну и т.д. Главное это терпение, ведь делает все очень медленно, и ещё не совсем аккуратно. Братика помогает купать и мазать кокосовым маслом, всегда памперс и салфетки мне принесёт. В общем, трудолюбивый парень и мой маленький помощник.
Недавно пришёл из школы и пошёл какать, зовёт меня, чтобы вытерла его. Говорю: а сам? Может будешь учиться? А он: ну я устал! Я со школы пришёл, не видишь чтоли???? И смешно, и грустно одновременно. Ведь копирует наши с мужем образцы речи. И эту фразу, скорее всего запомнил по образцу мужа: я пришёл с работы, я устал.
Едем в машине, муж громко музыку делает, а Аполлон ему: "Леша! Тихо! Ты сейчас братика разбудишь. Ой, Леша..." и вздыхает. Это явно мой образец речи. Несёт куклу мужу, показывает и говорит: это мой малыш, на, подержи. Муж берет куклу у него, а Аполлон приговаривает: "головку поддерживай, голову держи, аккуратнее!". И голос такой командирский, неужели я так говорю???:) Вот тебе и маленькое зеркало со стороны.
В речи начали появляться буквы "л" и "р". Буква "р" слышится отчетливо в середине слова. Если слово начинается на эту букву (рыба, рак, ромашка), то не очень чётко её выговаривает. А если в середине (игра, сырок, карандаш), то очень хорошо и отчетливо проговаривается им.
Купили ему подарок на день рождение заранее. Выбрала большой автовоз (как оказалось патрулевоз) с Райдером, на коробке нарисованы были фигурки щенков, я не прочитала и подумала, что это целый набор. А когда вскрыла коробку (нужно было одного щенка достать для торта), а оказывается щенков нет! На коробке явно написано: фигурки докупаются отдельно, но я не прочитала внимательно. В итоге, едем за фигурками. Аполлон крутится рядом. Беру собачек и машинки к ним, Аполлон: "Это что мне?". Говорю: "Тебе, но только мы их спрячем до дня рождения и не будем открывать. Хорошо?". Сначала согласился, понёс на кассу, сам выложил и внимательно проследил, чтобы их всех пробили и положили в пакет. По дороге домой стал требовать поиграться. Я: "Аполлон, мы же договорились! Давай ты не будешь нарушать свои обещания. Как только Райдер приедет, так мы тебе всех собачек подарим". А он отвечает: "Ну Райдер уже давно в гараже стоит". Увидел, значит, свой подарок и ходит молчит, выжидает!!! И хоть бы словом обмолвился.
Празднование дня рождения влетело нам в копеечку, конечно. Начали готовиться почти за 2 месяца, муж возмущался, конечно: какая-то свадьба получается, а не др, мы к свадьбе так не готовились!!! А я как представлю, что у меня 2 детей теперь и каждому нужно справлять каждый год праздник...
Спит Аполлон все ещё с нами. Пыталась его переселить в отдельную комнату, но пока не получается. Он боится спать один. Как объяснила нам учитель, в этом возрасте у них начинает развиваться богатая фантазия, особенно на темы всяких страшилищ, у Аполлона, например самый большой страх Мой Додыр; но их фантазия только формируется и они ещё не могут в ней себя защитить от злых сил. Пару раз он спал в своей комнате до 3 ночи и один раз аж до 7 утра. Но потом признался, что ему страшно и он хочет спать ещё с нами. Тогда я посадила у двери собачку игрушечную и сказала ему, что она будет его защищать. Наплела о том, что Мой Додыр и другие злые персонажи боятся собак и если они придут ночью, то собачка залает и их прогонит. Он уснул спокойно в своей кровати и тут...! У соседей в час ночи начала лаять собака, так громко и долго, что Аполлон проснулся и начала дико кричать "мама!!!!!". После этого он категорически против спать в своей спальне. Перетаскиваем его кровать к нам в комнату. Укладываю спать около 7 вечера, спит до 7/8/9 утра.
Ну и напоследок о его вкусах. Ест он сам, долго я его кормила с ложечки и ему было так удобно. Но в один момент я решила, что хватит и утром за завтраком вручила ему ложку и сказала: ешь, а мне нужно посуду помыть. Все, с тех пор ест сам. Уже появились свои предпочтения в еде. Яйца не любит, креветки тоже, от рыбы белой тоже отказывается. Есть только салмона. Мы с мужем шутим, что он истинный вегетарианец. Молоко любит и часто просит. Кашу, рис, гречку, картошку обожает. Ест все овощи, фрукты, супы, хлеб, сыр и т.д. Ест все и много. Очень хороший метаболизм, энергии много.
На этой ноте хочу завершить своё повествование. Основные моменты вроде прописала, допишу отдельным постом если что-то забыла. А так же диалоги и размышления Аполлона
напишу отдельно.