Важно для родителей: психосоматика.
Раньше считали, что тело и сознание развиваются и функционируют отдельно друг от друга. Но в 20 веке возникла соматическая психология ил телесно-ориентированная психотерапия. Ее основатели Александр Лоуэн, Вильгельм Райх и позже Фриц Перлз и другие ученые открыли синтетический метод "исцеления души через работу с телом". с запечатленными в нем переживаниями и проблемами человека. От тела мы отталкиваемся в понимании проблем, с которыми сталкивается человек, и к телу мы обращаемся при попытках воздействовать на более высокие уровни организации человеческой жизни.
Вот выдержки из книги основателя ТОП (телесно-ориентированной психотерапии) Александра Лоуэна "Психология тела":
."..глубина и сила чувств человека часто выражаются в реакциях тела. Каждое переживание, которое человек пережил, касается его тела и остается в психике. Если переживание приятное, то оно позитивно влияет на здоровье, жизненность и грацию тела. В случае болезненных негативных переживаний все наоборот. Если личность может адекватно реагировать на нанесенное ей оскорбление, го его последствия не будут длительными, так как раны заживают. Но если реакция будет заблокирована, то оскорбление оставит в теле след в виде хронического напряжения мышц. Подумаем, что происходит с ребенком, которого учат, что плач — поведение, которого нельзя принять. Реакция плача находится в теле и каким-то образом должна быть заблокирована, если она не может быть выражена. Чтобы справится с этой реакцией, мышцы, принимающие участие в плаче, должны быть напряжены и остаться в этом напряженном состоянии, пока реакция плача полностью не пройдет. Однако, эта реакция не умирает, а только отступает внутрь тела и продолжает существовать в подсознании. Ее можно снова активировать после многих лет в процессе терапии или после какого-нибудь сильного переживания. Пока это не произойдет, задействованная группа мышц (в данном случае мышцы губ, щек, горла) останется в хроническом напряжении. О том, что это является частой проблемой, свидетельствует распространенное напряжение щек, которое в тяжелых случаях известно как синдром височно-челюстного сустава.
Когда в теле возникает хроническое напряжение мышц, естественная реакция подсознательно блокируется".
"История потери грации и обаяния повторяется при рождении каждого нового человека. Как любое другое млекопитающее, человеческий детеныш обладает врожденной животной грацией, несмотря на то, что несколько первых месяцев его движения неумелы, и он должен выработать у себя координацию мышц, которая со временем позволит ему двигаться так хорошо, как ему это будет нужно. Даже, полная обаяния нерпа сразу после рождения неуклюже ковыляет перед тем, как в первый раз крепко встать на ноги. Однако никакое животное не предпринимает сознательных усилий для того, чтобы развивать координацию, так как она генетически запрограммирована и развивается сама по мере роста тела. Уже с первых месяцев жизни грудной ребенок делает движения действительно полные грации. Наиболее явным примером является вытягивание губ для того, чтобы добраться до груди матери и сосать ее. В этом движении, напоминающем раскрытие лепестков цветка под действием лучей утреннего солнца, есть какая-то мягкость и грациозная плавность. Губы - это та часть тела ребенка, которая развивается первой.
Сосание необходимо для жизни ребенка. Наоборот, многие взрослые, которых я встречал в жизни и с которыми работал, не могут выдвигать губы естественным образом. У многих губы растянутые и твердые, а щеки напряжены, что придает лицу унылое выражение. Некоторым сложно даже широко раскрыть рот. Когда ребенку всего лишь несколько месяцев от роду, он может протянуть руку, чтобы прикоснуться к матери мягким, деликатным движением.
Тем не менее, в процессе роста дети рано или поздно теряют свое обаяние по мере того, как им приходится поддаваться внешним ожиданиям, пренебрегая при этом своими внутренними импульсами. Когда их собственные импульсы перемешиваются с приказами родителей, дети быстро приходят к убеждению, что если они ведут себя плохо, значит они и сами плохие. Почти во всех случаях импульсы и поведение очень маленьких детей невинны, а ребенок просто верен своей природе. Типичным примером является поведение усталого ребенка, который хочет, чтобы его взяли на руки. Тем временем мать сама может быть усталой, возможно, она занята или несет тяжелые сумки, что не позволяет ей поднять ребенка. В этой ситуации плачущий ребенок приводит мать в отчаяние своим отказом идти. Некоторые матери отчитывают ребенка и приказывают ему перестать плакать. Если его нервирующее поведение продолжается, мать может его ударить, что приводит к увеличению потока слез. Пока еще (в данном примере) ребенок не потерял своей грации. Пока ребенок плачет, его тело остается мягким. Грудные дети часто могут ощущать фрустрацию и боль. Эго приводит их маленькие тела к напряжению, но ненадолго.
Вскоре подбородок ребенка начинает дрожать, и он разряжается плачем. Когда сквозь тело проходит волна плача, его напряженность растворяется и напряжение уходит. Однако приходит время, когда ребенка начинают наказывать за плач, и он должен задушить в себе спазмы и проглотить слезы. Именно в тот момент он утрачивает состояние блаженства и уже "не идет к благодати", как говорил Джозеф Кембел. Другим естественным чувством, которое трудно принять многим родителям, является гнев, особенно, когда он направлен против них самих. И все-таки, дети спонтанно атакуют родителей, когда чувствуют, что их ограничивают или навязывают им свою волю. Немногие родители могут принять гнев своего ребенка, так как он угрожает их власти и контролю. Так или иначе, они будут учить своего ребенка, что гнев -плохое поведение, и что он будет наказан за это. Даже такие невинные проявления как беготня, крики или активное поведение могут разозлить некоторых родителей, которые требуют, чтобы ребенок успокоился, вел себя прилично и сидел тихо.
Для многих детей список запретных видов поведения, за которые их ждет наказание, очень велик. Определенная область контроля со стороны родителей, конечно, необходима в воспитании. Тем не менее, ключевым вопросом слишком часто становится не то, что хорошо для ребенка, а то, что подходит родителям. Этот конфликт очень часто перерождается в борьбу за власть. Здесь не имеет значения, кто выиграет в таком конфликте, так как в итоге проигрывают обе стороны. Несмотря на то, поддается ребенок или же бунтует, прерывается нить любви, соединяющая ребенка с отцом или матерью. Вместе с потерей любви теряется духовность ребенка, и он утрачивает свою грацию. Утрата грации — это физическое явление. Мы замечаем это по тому, как люди двигаются или стоят. На консультациях я часто вижу пациентов страдающих депрессией. Как я писал в своей ранней работе (A.Lowen, "Depression and the Body" New York, 1973), депрессия влияет не только па сознание человека, но также на движения, аппетит, дыхание и производство энергии. Чтобы полностью понять это заболевание, я наблюдаю за телом. Я очень часто вижу кого-то в позе "послушного ребенка'', ожидающего родительских распоряжений. Эта неосознаваемая позиция стала частью их личности, укоренившись в структуру тела. Когда мы позволяем пациентам осознать это поведение, неизменно выясняется, что родители считали их послушными детьми. Из таких "хороших детей" вырастают хорошие работники, но, если не наступит радикальная перемена в их личности, они никогда не достигнут полноты жизненной силы и обаяния".
Мы часто слышим фразу:"Все мы родом из детства". Что это значит?
В книге "Первый год - первый опыт" Трунов М.В.нам объясняет что это такое.
"История жизни каждого человека — это история развития взаимоотношений его родителей, приведших к факту зачатия, это история его развития в материнской утробе из оплодотворенной яйцеклетки в сложнейший организм, это переживание схваток и прохождения через родовые пути, первые впечатления от контакта с внешним миром, события раннего младенчества и детства и, наконец, жизнь, связанная с осознанным отношением к этому миру. Сегодня хорошо известно, что это осознанное отношение, характеризующееся выделением в человеке «Я» и противопоставлением его всему внешнему «Миру», вырастающее из изначального единства уже в период раннего детства, закладывается много раньше и является результатом всех упомянутых предшествующих этапов. Не только условия жизни в детстве и младенчестве, особенности внутриутробного периода и рождения, но и обстоятельства зачатия — все эти немаловажные факторы влияют на формирование личности. Всякий человек несет в себе свою историю, и это прошлое постоянно участвует в созидании настоящего.
Мы, взрослые люди, считающие себя вполне осознающими и разумными, редко принимаем во внимание, сколь сильно влияют на нашу сегодняшнюю жизнь обстоятельства, сопутствующие нашей внутриутробной жизни, рождению и младенчеству. Интересные исследования проведены Д. Чемберлейном, которому удалось в сеансах гипнотерапии воскресить воспоминание событий рождения.
Эти и многие другие исследования показывают, что в ходе своего внутриутробного развития человек проходит целый ряд постепенно усложняющихся психических переживаний, связанных как непосредственно с онтогенезом, так и с различными факторами, от него не зависящими (переживания матери, внешние воздействия и т.д.). Самым же значительным событием, оставляющим глубокий след в психике, является событие рождения. Запечатлевания во внутриутробном периоде и в процессе рождения образуют некий фон, на котором формируется сознательное отношение к миру. Период новорожденности также вносит вклад в этот фон. И в зависимости от того, каково содержание этих запечатлеваний, этот фон будет окрашивать дальнейшие впечатления в серые или розовые тона, оказывая влияние на мировосприятие.
Так или иначе, мы должны признать, что новорожденный – это существо с некоторым “багажом” в психике, и с этим нельзя не считаться. Нервная система его уже достаточно развита, чтобы воспринимать отношение к себе окружающих, запечатлевать происходящие события и обрабатывать поступающие извне сигналы, формируя на своем уровне некоторое отношение к окружающему.
Исследования, проводимые с новорожденными, показывают, что ребенок избирательно реагирует на окружающих людей, он узнает свою мать. Например, ребенок совершает мышечные микродвижения в такт разговору взрослых, находящихся рядом, и наиболее интенсивны эти движения на голос матери. Причем он четко различает интонацию голоса, и это вызывает в нем соответствующие реакции. Ребенок чутко улавливает состояние человека, держащего его на руках, и реагирует на это состояние.
Потрясающая чувствительность новорожденных и грудных детей к психологической ситуации вокруг них при безответственности и непонимании этого взрослыми приводит к тому, что дети становятся жертвами этой чувствительности. Конфликты между родителями, между родственниками, нервное состояние родителей и неумение с ним справиться – все это приводит к задержке развития детей и к их повышенной заболеваемости.
Сегодняшнее отношение к новорожденным и грудным детям можно охарактеризовать не иначе как насильственное. Неучет их тонких психических проявлений, сведение их жизненных потребностей практически к чисто физиологическим неизбежно это насилие порождают. Рождение с помощью медикаментов и других обязательных вмешательств, разлучение ребенка с матерью после рождения, обработка тела, запеленывание, кормление по режиму, содержание в термокомфортной температуре и т.д. – что это, как не насилие, допустимость которого логически вытекает из отношения к ребенку как к существу бесчувственному, не способному переживать? А ведь именно так дело обстоит в современной медицине. “…До последнего времени существовало убеждение о невозможности тонкой неврологии у новорожденных…”, – пишет А.Ю.Ратнер.
“В процессе эмбрионального развития, – пишет Н.П.Дубинин,– ребенок подчиняется биологическим законам. Он появляется на свет как особо организованное животное с очеловеченной биологией, совокупностью предпосылок для развития его социальной сущности".
Так к нему и относятся – как к “особо организованному животному” с “совокупностью предпосылок”.
Многочисленные научные данные побуждают серьезно пересмотреть отношение к периоду младенчества (а также к беременности и процессу рождения). Однако все это пока остается за пределами рутинной медицинской практики.
Сделаем некоторые выводы, которые будут важны в нашем дальнейшем изложении: физическое и психическое состояние младенца – это результат процессов и событий, происходивших на протяжении значительного периода времени, в том числе в течение беременности и родов, а не только в течение непосредственно прожитого во внеутробном состоянии периода;
психический “багаж”, накопленный в периоды внутриутробного развития и рождения, достаточно значителен, чтобы во многом определить психологическую структуру будущей личности и влиять на всю последующую жизнь, в том числе и на физическое здоровье;
новорожденный и грудной ребенок обладают высокой чувствительностью к психологической атмосфере, в которой они находятся, и к событиям, происходящим с ними в этот период. Это оказывает сильное влияние на состояние их физического и психического здоровья;
уже новорожденные дети избирательно реагируют на людей; наибольшее значение для них имеет присутствие и эмоциональное состояние матери.
Мы видим, что ребенок – существо очень тонкое. Каждое событие, происходящее с ним, оставляет в его психике след. И при всей своей тонкости он еще является существом зависимым. Он не способен сам решать, делать волевые усилия и защищать себя. Это показывает, насколько ответственно нужно подходить к действиям в отношении ребенка. Мы постоянно должны помнить о тесной связи физиологических и психических процессов, проявляющейся у ребенка особенно сильно. Мы постоянно должны помнить о том, что наши действия уже в этот период влияют на все его будущее сознательное отношение к миру, и делать так, чтобы отношение это носило позитивный характер".
В книге "Детский массаж" Светлана Тян и Дмитрий Атланов - практикующие массажисты - врачи пишут: "...клинические данные, накопленные в детской неврологии, заставляют говорить, что травмы пренатального и натального периода обязательно формируют тот или иной способ взаимодействия с миром, накладывают отпечаток, часто весьма четкий, на формирование высших психических функций и модели поведения, складывающиеся в более поздние периоды развития. Но одновременно с этим усвоенные и присвоенные ребенком модели или стереотипы поведения и реагирования приведут к совершенно определенных привычных поз и напряжений, что. в свою очередь, приведет к возникновению неврологических и иных телесных проблем. В силу этого мы и говорим о синхронности, неразрывной связи психологических и телесных напряжений".