Как научить ребенка рисовать
ТворчествоУ меня есть своя теория относительно творчества ребенка. Чем взрослее мой сын, тем эта теория мне кажется правильней. Я расскажу как мы стараемся развить в ребенке творческое начало. Все советы касаются возраста 2-3 года.
1. Пусть рисует взрослый
Когда мы рисуем вместе, сын обычно отказывается рисовать. Он перечисляет что ему хочется видеть и я ему рисую. Иногда я рисую, а он отгадывает что получиться. Иногда мы сочиняем историю и я ее рисую.
Я видела ситуации, когда взрослый отказывается рисовать, подстегивая ребенка это делать. Его намерения понятны: учится рисовать ребенок и желание надо развивать у него. Но что при этом думает малыш: раз мама отказывается рисовать, значит это не интересно.
Когда ребенок смотрит как рисует взрослый, он учиться. Я уже несколько раз замечала как мой Миша, оставшись один, берет карандаши и пытается повторить нарисовать также как я.
Это в любом деле: сначала наблюдаешь, потом сам пробуешь.
2. Вовлекайте ребенка
Это делать надо очень осторожно. Мы пробовали покупать простые раскраски с заданиями, когда ребенку требуется сделать штрихи - травку, кружочки - вишенки на деревьях и т. д. В итоге всю книжку зарисовали взрослые, потому что Миша считает, что у него получиться хуже. И вот, что я придумала. Я заметила, что у него неплохо стали получаться кружочки и линии. И теперь, когда я рисую машины, самосвалы, мусоровозы и пр., прошу Мишу нарисовать дорогу и колеса. И он очень старается, потому он знает, что не испортит рисунок, ведь он уже не плохо это делает.
Еще я практиковала такое решение. Раньше Миша рисовал только «каляки-маляки», быстро, не претендуя на результат. Сам он называл их «угли-люгли-люк». Я брала его рисунок и за пару секунд подрисовывала что-то так, чтобы получалась картина. Ему очень нравилось. Он начал понимать, что тоже может рисовать.
3. Оставляйте ребенка одного
Малыш обязательно должен иметь возможность попробовать сам сделать то, что ему показали . Чтобы он не стеснялся и не боялся, что у него не получиться, надо не подсматривать. Конечно, первое время это чревато отмыванием пола, стола и стен. Но в итоге у него начнет получаться.
4. Давайте качественные и разнообразные инструменты
Мы покупаем толстые фломастеры, карандаши, восковые мелки, просто мелки, акварель двух видов, гуашь, пальчиковые краски, еще какие-то краски в банках... Ну вы сами знаете, если стоите рядом с полкой канцтоваров больше двух минут. Я полагаю, что чем интереснее и разнообразнее инструменты, тем больше желания творить. Однажды мы купили мягкие как мыло мелки для рисования на стекле. Миша прямо трясся от них. Он готов был рисовать круглосуточно. А первые фигуры, в которых можно было что-то разобрать, он начал рисовать мелками на асфальте. Я думаю это из-за того, что рисовать крупное проще, чем мелкое.
Кроме того я неравнодушна к хорошим канцтоварам. У нас были обычные советские карандаши, которые не пользовались спросом. Потом я купила мягкие яркие и сейчас карандаши наш первый инструмент. Акварель я купила Erich Krause из-за приятных оттенков. Фломастеры толстые смывающиеся. Мише очень они нравятся. Он даже стал закрывать фломастеры, потому что очень этими дорожит.
5. Давайте оценку
Считаю, что просто похвалить недостаточно. Похвалу придется давать любому рисунку, иначе ребенок будет обижаться, что его не оценили. Это не дает стимула рисовать лучше.
Мы обычно обсуждаем рисунок: «Ух ты! У тебя отлично получились колеса на этой машине, и дорога такая ровная», «Здорово, что ты использовал зеленый и коричневый, они хорошо смотрятся вместе», «О! Эта фигура похожа на тюленя, а эта на птичку».
Ну и лучшие рисунки мы вывешиваем на стену в детской. Миша потом рассказывает бабушке что на них нарисовано.