ЗРР и иннервация артикуляционного аппарата
ППЦНС, гипотонус и ЗРРПочти год прошел с тех пор, как впервые я услышала от неврологов слова "задержка речевого развития". Что мы делали в этот год. Прошли обследования, пропили курс лекарств, походили на занятия с логопедами.
Есть ли сдвиги? Есть, очень небольшие и очень медленные. Ване 2,8 сейчас, он говорит отдельные слова, заменяя звуки, недоговаривая окончания. Фраз как таковых нет.
Я разочаровалась в двух неврологах, с которыми вела дела по этому этапу лечения, я разочаровалась в обоих логопедах. Я вообще, в некотором недоумении по поводу процесса диагностики и анализа врачами результатов обследования. Почему? Попытаюсь объяснить.
Результаты обследования (апрель 2015):
Дуплексное сканирование сосудов шеи и головного мозга - все в норме. Нейросонография - без патологии, хотя есть "легкие постгипоксические изменения". Электроэнцефалография - вариант нормы, функциональная неустойчивость стволовых структур. Метод вызванных потенциалов - выраженное нарушение стволовой функции головного мозга, умеренное нарушение фонематического восприятия, умеренное нарушение мозжечковой функции (автоматизации и координации речи), когнитивные функции и внимание - в норме.
На основании этих результатов, а также 10 минутного наблюдения ребенка в стрессовой ситуации врачебного кабинета (и после экзекуции с электродами на голове) и был поставлен диагноз "последствия ППЦНС, СДВГ и ЗРР" и назначено лечение. Я не говорю, что лечение не помогло. Помогло, я писала о его первых результатах.
Но! Ваня продолжает не жевать. Не потому что он не хочет. У него реально этот процесс вызывает трудности. Он не может нормально управлять мышцами в этой части организма. А именно эти мышцы отвечают за артикуляцию. Но этот факт все врачи, вообще все, кому я только не говорила, продолжают оставлять без внимания. Никто не осмотрел предметно ребенка в этом направлении, никто не обсуждает необходимость массажей, ничего. Хотя везде в специализированных статьях пишут про то, что "логопед проводит диагностику артикуляционного аппарата", есть тестовые задания разной степени сложности (в том числе и для малышей). Что, не все логопеды владеют методикой??? Или с малышами не хотят работать?
И неврологи, и логопеды продолжают упорно говорить о СДВГ, хотя по диагностическим признакам Ваня набирает от силы 2-3, а для диагностики этого синдрома надо, чтобы у ребенка уверенно наблюдалось 4-5 признаков. И разве не психолог должен ставить такой диагноз???
В общем, поразмыслив таким образом (и приняв во внимание, что сейчас муж не работает, и денег на частные клиники нет), я взяла талоны к неврологу и логопеду в нашей районной поликлинике.
Как ни странно, невролог создала положительное впечатление, по крайней мере, после одной встречи. Она послушала Ванин "разговор", понаблюдала его поведение, ничего не сказала про СДВГ (уже порадовала), почитала наши бумаги. Поспрашивала про то, что он знает (цвета, цифры, буквы), во что играет. И начала мне говорить о том, что у него проблемы иннервации артикуляционного аппарата. Это при том, что я забыла рассказать ей, что он не жует. Эта информация подтвердила ее гипотезу.
Лечение такого расстройства - в основном медикаментозное, курсами. Но, и конечно, занятия с логопедом, логопедические массажи. Назначила курс на 3 месяца, дала разрешение на логопедический массаж. Сказала, не заставлять Ванюшу есть куски, он не придуривается, он, действительно, не справляется.
Я, конечно, поначиталась разного. Про дизартрии, про дислалии. Не знаю, дизартрия по моим наблюдениям не получается, мало у нас наблюдается нарушений даже для легкой степени. А дислалия, наоборот, не подходит, так как у нас явно органическая природа нарушений и они серьезнее, чем описываются при дислалии. Конечно, я понимаю, эти диагнозы ставятся гораздо позднее, к пяти годам. Дай бог, ванюшин мозг еще компенсирует все.
Вот такие у нас дела.
В этот курс начали пить глиатилин, глицин и магний Б6, сама делаю массаж языка зубной щеткой (сейчас получше стал даваться). Появились звуки "с", "ш", "щ", "х", "ч", "в", стал договаривать некоторые слова типа "тойота" (раньше была "тайа"), пытается повторять длинные слова типа "закрываются", достаточно понятно получается.
После эпидемии гриппа пойдем к логопеду нашему, в поликлинику. Ну и в планах у меня массаж по точкам на шее (думаю для расслабления/стимуляции мышц попробовать) и найти хорошего логопеда.