Неожиданные истерики
ППЦНС, гипотонус и ЗРРСегодня мой малыш припозорил меня по полной программе. Нет, у нас и раньше были истерики, особенно на прогулке, но я списывала их на усталость. А сегодня случилась такая, что сподвигла меня срочно прибежать домой, выпить крепкий напиток и идти читать что-нибудь умное.
Конечно, ничего особо нового я не почерпнула. Я уже читала и про возрастные кризисы, про варианты действий родителя... Но кое-что, все же пришло мне в голову пока читала, кое-что умное.
Итак, по порядку.
Сегодня истерика началась с требования ехать на автобусе. Путь на большую детскую площадку лежит через перекресток, на котором есть автобусная остановка. Ваня очень любит автобусы. А мы никуда не ездили уже два месяца (по причине затяжной болезни, только вчера ездили в бассейн первый раз за 2 месяца). Но в мои планы не входила поездка. Я сказала: "Нет, сегодня не поедем, поедем завтра в бассейн, а сегодня пойдем играть, кататься с горки, качаться на качелях" и тп. Ваня настаивал, я за руку оттащила его на безопасное расстояние от дороги и пошла вперед. Ему деваться некуда, он пошел за мной. Естественно с криками, плачем и топаньем ногами. Я его подождала, мы обнялись, успокоились и пошли на площадку.
На обратной дороге требование ехать на автобусе было выражено недвусмыслено - Ваня пошел прямиком на остановку. Но я-то уже заложник своей позиции "сегодня не поедем", поэтому пытаюсь его увести, он протестует. При моей попытке увести его силой улегся на землю. Орет. Я жду. Минут пять.
Приезжает автобус, он вскакивает, пытается идти садиться в него, я, естественно, его не пускаю, он опять падает на землю.... Я прошу его достаточно громко "встать на ножки" несколько раз, но в итоге поднимаю сама, беру за руку, веду к переходу, там он снова падает на землю. В полуметре от проезжей части. Тут уже я хлопаю его по заднице с известной ему аксиомой "нельзя падать", поднимаю, переношу через дорогу, ставлю на землю, он тут же падает буквально в пятидесяти сантиметрах от дороги. Опять прошу его встать. Жду.
Надо сказать, что у меня в руках лопата и грузовик, что не добавляет мне позитива. А тут бабушки из автобуса, перешедшие дорогу с нами, советуют мне "поспокойнее, мамаша". Вот это взбесило до крайности. Даже не сам совет, а хамство, с которым он дан. До этого замечания я была абсолютно спокойна.
Отступление. Как?! Как вообще можно делать такие беспардонные замечания человеку в трудной жизненной ситуации???!!
Короче, добрались мы до дома (это еще минут 10) с плачем, валянием по земле, обнимашками и снова сначала. Дома, как впрочем и в лифте, и в подъезде, еще повалялся немного.
Осложняет все это то, что Ваня почти не говорит, плохо воспринимает аргументы, но упрямство уже совсем не как у годовасика. Переключить внимание не просто. Обещание какао в любимом кафе не помогло увести его с остановки, хотя раньше всегда помогало.
Короче, позднее, успокоив Ванюшу и перестав беситься из-за посторонних бабушек, я полезла читать умников-психологов.
И самое умное (и единственное применимое к моему неговорящему ребенку), что я нашла, надо дать возможность ребенку принимать решение, как проводить прогулку. Если он желает ехать на автобусе, значит надо позволить ему выбрать это времяпрепроводждение.
Однако, у меня остался вопрос: как неговорящему ребенку предоставить этот выбор, как обсудить альтернативы, и как донести до него, что это сегодня мы свободно гуляем и нам все-равно, куда ехать или идти? Как удостовериться в том, что он понял, чем отличается прогулка от похода, например, в больницу (куда идут пешком, без автобуса)? Или при походе в больницу меня ждет аналогичное валяние в грязи у пешеходного перехода?
Вопросы, вопросы...