Стихотворение С. Есенина «С Добрым Утром!»
Развитие речиСейчас я прочитаю тебе стихотворение известного русского поэта С.Есенина. Называется оно «С добрым утром!»
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Чтобы лучше понять стихотворение. Давай сразу разберем незнакомые слова.
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона
Затон -вдавившиеся в берег речной залив.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Брезжить - слабо светиться, светать, то есть солнышко только встает.
Заводь - небольшой залив в реке с замедленным движением.
Небосклон - часть неба над горизонтом.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Растерали косы, как ты думаешь, это как?
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
Зелёные серёжки у березы помнишь, висючки такие, мы недавно рисовали?
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
Плетень - изгородь из плетённых прутьев и ветвей.
Перламутр - твердый слой раковин, обладающий радужным блеском, ценное вещество с переливчатой окраской.
А что она сделала? А как это?
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
В каждой строчке стихотворения присутствует свойственная Есенину образность. Поэт осознано наделяет неодушевленные предметы качествами и способностями, которые присущи живым людям. Утро начинается с того, что «задремали звезды золотые», уступив место солнышку.
Разве звездочки могут задремать? Нет, конечно))
А березки Сергей Есенин в своих стихах часто сравнивает как думаешь с кем?
Вот давай пофантазируем, на кого похож дуб? А сосна? А баобаб? А какое дерево больше всего похоже на девушку?
Конечно березка. Вот посмотри на нее. Ствол тонкий, ветки вниз свисают, как и вправду косы.
И конечно же большинство поэтов сравнивает березу именно с девушкой. С девицей-красавицей. Даже детские поэты. Помнишь стихотворение:
Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
Видишь, тоже как про девушку и тоже про косы.
Ну ладно, вернемся к стихотворению Есенина. Крапива у него, что сделала? Обрядилась ярким перламутром и качаясь шепчет, причем не просто шепчет, а так шаловливо, игриво « С добрым утром!»
Видишь, автор и звездочки, и березку, и крапиву как будто оживляет. Звездочки засыпают, березка с косами своими возится, крапива наряжается и желает всем доброго утра.
Давай еще раз послушаем это стихотворение.
Стихотворение относится к пейзажной лирике. То есть пейзажная почему?
А что такое лирика мы тоже разбирали, это такие стихи, в которых поэт передает свое настроение, то, что он чувствует.
Как ты думаешь, что чувствовал Сергей Есенин когда писал это стихотворение?
Весело или грустно было ему?
Я бы сказала, что ему было не грустно, и не весело, а хорошо, он любовался природой.
Вот представь. Что ты поэт. Ты проснулся рано-рано утром. Еще практически темно и решил пойти с утра, вместо умывания, искупаться. И вот сидишь ты у пруда, у затона и видишь как исчезают звезды, начинает всходить солнышко, рядом растет красивая березка, трава шелестит от легкого ветерка, солнышко уже начинает греть, а запахи какие, чувствуешь, чем пахнет?
Хорошо тебе сидеть утром у пруда и смотреть на восходящее солнышко? А вокруг еще красиво то как! Ты сидишь, и подумай какие ты чувства в это момент испытываешь?
Вот примерно такие же чуства испытывал и Есенин. Только поэты более эмоциональны, чем другие люди, поэтому его все эти чуства так переполнили, что он выплеснул их из себя, придумав это замечальное стихотворение.
А теперь давай попрубуем нарисовать пейзаж на это стихотворение. Давай вспомним. Что было в стихотворении и что должно быть у нас на нашей картине.