Учим цвета! Делаем это как можно раньше)))
Всем привет, дорогие мамочки . Наконец, я решила написать еще одну статью, посвященную развитию наших деток. Извиняюсь, за то,что не пишу в дневнике очень часто, семейные хлопоты и дела порой зашкаливают..
Эту статью я хочу посвятить цветам, вернее способам их изучения, узнавания и группировки, естественно все на примере своей дочери.Как всегда постараюсь изложить все просто и доступно для всех.
Итак, немного предисловия... Я начала изучать со своей дочкой цвета еще с 5 месяцев. Почему? Да потому, что меня ввергали в шок некоторые мои клиенты дети, которые в 5 лет не только не различали цвета, но не знали их названий. Поэтому, чем раньше начат процесс, тем более он эффективен и менее эмоционально затратен. Я всегда была поражена данному факту- незнанию элементарных понятий. Ведь нам декрет дают 3 года, да даже если вы и вышли на работу через месяц после родов, это не дает права просто забить на ребенка ссылаясь на вечную занятость и тд... Всегда можно выделить время на ребенка, хотя бы 10 мин в день и те дадут результат. Я не призываю бросить все на свете и заниматься только ребенком, но ваши заработанные деньги не дадут вам столько счастья от времени проведенного с вашим чадом. Или ваша лень не дает заняться с ребенком? ну тогда все понятно....Здесь проблема в родителях....и это уже ничем не исправить...Мне всегда жалко тех 5 летних детей, которые ни цветов ни форм не знают...Но родителей не выбирают... А еще бесит меня такая позиция родителей: " Так вы ж педагог, вот и занимайтесь своим педагогическим делом и звуки и цвета и проч. всему этому вы обязаны научить..." А на самом деле мой круг обязанностей очень узок...Я работаю над речью, произношением,фонематическим слухом....А уж всем остальным уж извольте должны заниматься родители....Если не могут самостоятельно и им нафиг не охота заморачиваться ни над чем, то сейчас полно развивающих центров, где чужие тети будут заменять маму и ее доброту и тепло...Извините за такую тирраду, накипело...
А теперь вернемся к нашей теме. Если даже вам уже далеко за год, то не стоит расстраиваться, лучше начинать прямо сейчас. Я считаю, что знаниями цветов ребенок должен овладеть до 3 лет или до "предсадиковой" комиссии, чтобы вам не поставили диагноз ЗПР и вы не впали в уныние...Все в ваших руках, а я вам помогу
Все, хватит нотаций, приступаю к работе.
Начинаем всегда изучение цветов с базовых. К ним относится красный, синий, желтый и зеленый.
Хочу заметить, что пока эти цвета не войдут в обиход и распознование к другим не переходить!
Игра №1 "Волшебные кубики и карточки"
Так как я начала учить цвеа с дочей очень рано, она еще даже не сидела, то первым делом в обиход пошли мои любимые кубики фирмы BATAT. Не буду делать им рекламу, скажу только одно,что удобней кубиков я не встречала. Их можно и погрызть и искупаться с ними в ванной, короч делать с ними все что угодно и с ними ничего не случиться. Они напоминают наши советские резиновые кубики ммммм, хороши...
Начинаем изучение с красного цвета. Беру красный кубик и показываю малышу со словами: " Посмотри какой прелестный кубик. Он красный" .Рассказываю стишок и держу кубик перед малышом покручивая его в руках :
"Красный цвет - он очень яркий.
Помидор и перец сладкий,
Яблоко. Арбуз внутри
Красный, красный - посмотри!"
Потом даю кубик малышу, он его рассматривает, пробует на "вкус". Беру кроху на ручки и мы идем по комнате и рассматриваем все вокруг, находим красные предметы, щупаем их.
Далее мы вместе рассматриваем карточки, где нарисованы предметы красного цвета.
Естественно, что все это мы проделываем не за один день, а постепенно.
Далее, по прошествии пары дней или больше мы кладем малыша и берем в руки 2 кубика: 1 красный, другой любого цвета. Задаем малышу вопрос: " Покажи где красный кубик?" Если малыш показывает верно, значит приступаем к следующему цвету.
Начинаем изучать синий цвет. Проделываем тоже самое,что и с красным кубиком, только стишок уже другой :
"Синее небо, над синей рекой,
Синее море, за синей горой
Синий китенок нам машет хвостом
Синие волны - родной его дом!"
Картинки соответственно тоже с синими предметами и в доме изучаем все что есть синее.
Затем по прошествии какого то времени, проводим конечный эксперимент с синим кубиком и кубиком другого цвета. Если малыш показывает верно, то приступаем к следующему цвету.
А далее идет желтый цвет. Все идет по шаблону с цветами изученными выше. Стишок:
"Жёлтый - самый яркий цвет!
Словно солнце, первоцвет,
Ярко-жёлтая кувшинка,
А в ромашке - серединка
А у курочки-наседки,
Будто одуванчик, детки"
Т. Красюк
Изучаем предметы и картинки
Проводим эксперимент и если все норма идем далее.
Изучаем зеленый цвет. Стишок :
"Все зеленое вокруг:
Вот растет зеленый лук,
Зеленеют огурцы -
Длиношееи бойцы.
Шелестят в зеленом клены
И кузнечик весь зеленый.
Песенку поет нам вслух
Он взобравшись на лопух.
И с глазами на макушке
Сплошь зеленые лягушки.
Вьется по забору в сад
И зеленый виноград.
И коленки все в зеленке
у соседской у Аленки."
С. Галс
Изучаем картинки и предметы вокруг
Проводим эксперимент, если все отлично, то переходим к следующему этапу.
Вы кладете перед ребенком 4 кубика и просите назвать тот или иной цвет, если у ребенка это не получается и он путается, то не переживайте все придет. Пробуем след. способ
" Изучаем цвет с помощью ассоциаций" У ребенка до 3 лет преобладает ассоциативное мышление. Поэтому ассоциируя любой цвет с чем либо ему будет проще его запомнить. Данный вид изучения для детей постарше. Берем альбом и цветные карандаши и начинаем рисовать с ребенком такую картину
Я конечно не художник .... Но самое главное для ребенка это понятно и запоминаемо. Желтое-солнце, синее-небо, красный-цветок, зеленая-трава. Со временем ребенок запомнит все ассоциации и без труда будет находить нужный цвет. Рисуйте чаще и больше и все у вас получится
А еще для детей постарше я бы порекомендовала ПЛАСТИЛИН. С помощью него так же можно изучить цвета интересно. Смотрим ниже как делали это мы
Берем картон, цветную бумагу. Отрезаем от куска пластилина по кусочку.
Рисуем на цветной бумаге или картоне дерево или что-то еще....У нас это было дерево. А потом лепили на него красные яблоки из пластилина.
Пусть все кривенько, зато самостоятельно)
Данная игра не только помогает запоминать цвета,но и развивает мелкую моторику.
А вот еще одно направление работы с пластилином. Рисуем на белом картоне облака, солнце,травку, цветочек и тд...А потом берем лепим на каждый рисунок соответствующий кусок пластилина и размазываем его пальчиками.
Я конечно же помогала)
А еще в изучении цветов помогают книги. И даже не важно специализированные книги это или нет. Но мы вот изучали по этой книжке. Нажимаешь на цвет и тебе говорят,что за цвет и какие предметы бывают такого цвета
А вот и еще один из моих любимых способов изучения цветов.
"Доска Монтессори"
Она состоит из крупной мозайки основных цветов, но разной формы. Мы могли и башенки из нее строить из фигурок одного и того же цвета, просто всталяя один в другой, и просто расставляли по дырочкам по цветам...Способов неимоверное колличество.
А еще можно просто играть в разноцветные кубики и изучать цвета.
Ну вот я вас и познакомила с некоторыми из многочисленных способов изучения цветов.
Но на этом работа не заканчивается. Теперь нужно выученные цвета закреплять.
Вот некоторые игры для закрепления и группировки цветов
"Принеси карандаш,который я назову"
Здесь все очень легко. Берем охапку цветных карандашей, забрасываем их на полу, а сами садимся в другой конец комнаты. Малыш, должен бегать и приносить цвет, который вы называете.
" Разложи правильно предметы по цвету". Я нашла в магазине замечательную книжку, а в ней были вкладыши для вырезания. 4 разноцветных куколки, 4 сумочки к ним, зонтики и флажки. Мы все это вырезали и очень интересно играем. Книга это из серии " Литера детям" 55 развивающих игр для малышей, ее можно приобрести в любом интернет магазине. А вот вам видео как мы это делаем
Так же в закреплении цветов нам помог наш " Супер коврик". Я говорила на какой цвет встать и дочка вставала
А вот у нас игра "Найди клоуна" Я называю одежду у клоуна по цветам , а ребенок ищет его.
Мы перешли к завершающему этапу в изучении и группировки цветов. Для того чтобы играть в следующую игру обязательно будут нужны знания форм ( об их изучении расскажу в след. статье) " Найди форму соответствующего цвета".
Вырезала из цветной бумаги фигуры разных цветов. Называла фигуру и цвет, а дочка находила.
Я поделилась с вами способами, которые использую сама и в работе, и с другими детьми, и со своим ребенком.
Надеюсь, я помогла вам хоть немного. У вас все получится!!!! Просто нужно приложить немного усилий и старания.
Желаю удачи в освоении нового материала
Добавляйтесь в друзья.