Мой способ ведения домашнего хозяйства
По многочисленным просьбам постаралась объединить все то, что держу в голове, в единую систему.
Прошу не воспринимать мой опыт как истину в последней инстанции. Будьте готовы к тому, что вам может не понравиться что-то, а что-то и вовсе не подойдет. В комментариях я буду рада почитать про ваши планы и стратегии, про то, что резко отличает ваш уклад жизни от моего или наоборот их роднит.
Для себя я выделила три основы, без которых все остальное может просто не понадобится.
1. Полюби свой дом
Не важно какое жилище, самый современный ремонт и дизайн, временное съемное жилье, маленькая квартирка без капитального или вообще без какого-либо ремонта, старая мебель и никаких перспектив к покупке новой. Это все, на самом деле, второстепенно. Главное принять все недостатки как данность и стараться обуютить то что есть, а достоинства наоборот подчеркнуть.
Это ведь как с людьми, любят не за что-то, любят - вопреки) Нам всем все время кажется, что вот сейчас у нас разруха, а вот когда... И начинается!
Когда я сделаю ремонт...
Когда дети подрастут...
Когда я высплюсь...
Когда у меня будет побольше времени...
....и так далее по списку)
Поэтому, однажды я поймала себя на мысли, что обустройство быта дело затяжное, затратное (морально и физически) и постоянное (так как всегда хочется что-то улучшать). А жизнь идет!! И каждый раз, откладывая что-то на "потом", я живу не так, как хочу! Каждый день!! А ведь это не черновик жизни, набело не перепишешь. Это и есть жизнь!
Поэтому для себя я решила, что даже если буду жить в палатке, то все равно буду стараться обуютить все вокруг себя))
2. Чисто не там где убирают, а там где не мусорят
Старый добрый постулат. И он работает. Нужно посмотреть на себя как бы со стороны, попробовать абстрагироваться. Сколько раз мы в суете разбрасываем что-то, думая, что когда-нибудь потом уберем. Но это "потом" наступает только тогда, когда тянуть уже больше некуда, остается не наводить порядок, а практически генералить. Поэтому легче поддерживать в чистоте дом, чем вывозить срань часами и днями.
К чему приводит такая генеральная уборка? Правильно! К тому, что домашние дела воспринимаются как наказание, как повинность!
3. Список необходимых дел.
Прямо по пунктам. Впоследствии будет очень приятно вычеркивать сделанное, а недоделанное до конца как-то помечать. Я начала это делать еще в 10 классе)) писала на листик, вешала над рабочим столом в назидание. Сейчас делаю уже реже (научилась многое держать и систематизировать в голове), но все же делаю. Это очень хороший способ для самоорганизации. Если в пунктах есть подпункты, нужно написать и их обязательно, только стараться емко формулировать дело, буквально в нескольких словах.
Дальше поговорим о неких постулатах и правилах, которые я для себя выделила.
1. Первое и самое главное правило - в шкафах и углах должно быть чисто.
Это закон.Может быть перманентный беспорядок в комнате, не вовремя помытая посуда, пол, да что угодно! Это все важно, но вторично. Если в шкафах порядок, то не составит большого труда разложить вещи по местам, заправить постель, вымыть пол и протереть пыль - будет чисто. Если же в шкафах бардак, по углам все раскидано, под кроватью навалено, то скорее всего наводить порядок в комнате придется так - просто распихать всё валяющееся по захламленным углам, создавая тем самым видимость чистоты. Этот "порядок" продлится недолго, ровно до того момента, когда вы или ваши близкие захотите взять что-то. Найти эту вещь окажется не просто и придется рыться среди завала, создавая тем самым еще больший беспорядок. И так по кругу. Отсюда вытекает следующее правило.
2. У каждой вещи должно быть свое место.
Оно должно быть:
* удобным, для того чтобы быстро взять вещь при необходимости;
* постоянным, чтобы не приходилось тратить время на то, чтобы вспоминать где же конкретная вещь хранится сейчас;
* о нем должны знать все члены семьи, чтобы все могли пользоваться этим правилом.
Попользовался - положи/поставь на место - закон! В каком виде вещь была взята, в таком же и должна быть возвращена. Если это пылесос - пропылесосил, почистил/помыл, убрал на место, джинсы - поносил, постирал, погладил, сложил на место и т. д.
Отсюда вытекает следующее
3. Все лишнее долой!
Чтобы у каждой вещи было свое место, нужно разгородить пространство для него.
Необходимо оценить трезво, что, действительно, жизненно необходимо, а без чего можно и обойтись. Легче всего сориентироваться исходя из следующих характеристик:
* то, что давно лежит, не используется, а отдать/выкинуть жалко;
* то что не радует глаз, некрасиво, не качественно;
* то что причиняет вред/ вызывает негативные эмоции.
Делать это нужно регулярно, ибо несмотря на попытки предотвратить непредвиденные покупки, они все равно совершаются, да и вещи ломаются/портятся/изнашиваются.
Лучше иметь мало вещей но любимых, хороших и необходимых, чем создавать свалку из собственной жизни.
4. Не откладывать на завтра то,что можно сделать сегодня.
Неизвестно какой завтра будет день и что он принесет. Возможно, не будет времени или возможности, может быть даже хворь нападет. Если сегодня есть свободный час, не нужно терять его впустую, ссылаясь на завтрашний день. Просто...
5. Хватит трындеть - иди и делай!
Можно сколько угодно рассуждать, мотивироваться, планировать, но как правило, нужно просто встать и начать что-то делать. И вы увидите, что энтузиазм прибавится, желание появится, дела начнут решаться.
Помните как в "Любовь и голуби": "Тут чей то подделаешь,там подсуетишься. Ты перекинь думки то свои на хозяйстово..."
Иногда чтобы вылечить голову,нужно начать работать руками. Проверено! Когда нервозность, страх или апатия атакуют, нужно просто заставить себя начать работать руками. Даже что-то незначительное, обыденное, каждодневное.
6. Мелкие дела мимоходом.
Каждодневные дела, занимающие 5-10 минут нужно научиться делать автоматически. Не нужно выделять на них отдельное время. Можно даже записать их списке отдельным столбцом, со временем они отточатся до автоматизма. Например: закладывание вынимание белья в стиральную машину (если стирка ежедневная), протирание уплотнительной резинки и самого барабана в стиральной машине (поверьте, легче это делать каждый день и поддерживать чистой, чем отмывать от грязи), ну и т.д.
7. Долгие и трудновыполнимые дела - разделить.
Не кидайтесь сразу разобрать весь шкаф или комод. На мой взгляд разделять поле деятельности нужно не на полки/секции/отделения, как многие это советуют, а тематически. Например: шкаф с продуктами, шкаф с посудой для готовки, шкаф с посудой для сервировки или полка с носками/трусами, полка с брюками/джинсами, верхняя одежда и т.д.
Так и дело будет закончено и удовлетворение наступит. Потому что при сортировке полки в шкафу могут обнаружиться, например, вещи разной тематической направленности)) и если вы их сложите аккуратно на этой же полке, то завтра, разбирая на другой полке и обнаружив то же самое- классификации не произойдет и вещь не приобретет своего окончательного места.
8. Нужна концентрация - постарайся сделать это в спокойной обстановке
Дела требующие сосредоточенности и концентрации внимания лучше выполнить тогда, когда не нужно ни на что отвлекаться: после того, как дети уснут, когда они будут в садике или на прогулке с папой. Это убережет от лишних эмоций, одергивания детей и нервозности.
9. Нет ничего более постоянного, чем временное
Не тешьте себя иллюзиями: Вот сейчас денег нет на дорогой диван (да-да, тот самый, который уж не так и дорог) куплю подешевле, попользуемся, поднакопим, купим новый.
Не купите. Так и будете спать на этом, потому что и деть его некуда и деньги бы рациональнее потратить на другую давно запланированную покупку (ведь диван есть, спать/сидеть есть на чем!)
Плавали,знаем)
Лучше напрячься и купить сразу ту вещь какую хочется, которая радует. Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи.
Ну и самое главное!)
10. Хочется релакса - позволь его себе
Бывают моменты, когда хочется расслабится, лечь спать пораньше, посвятить время себе любимой, позаниматься любимым делом. Позвольте себе это сделать и не ругайте себя. Завтра вы проснетесь отдохнувшей и сделаете в два раза больше и быстрее.
У меня, например, бывают периоды, когда я могу вышивать запоем или вязать, а потом долго к этому виду рукоделия не прикасаться. Как правило, у меня в работе очень много творческих недоделок различной направленности. Зная эту свою черту, я позволяю себе заняться любимым делом, когда приходит вдохновение.
А как получается вести домашнее хозяйство у вас?
Делитесь!