Дмитров. О памятниках, фонтанах и местном патриотизме.
Это интересно!60 км до Клина, 60 - до Москвы. Вот так хитро устроился стариннейший город Московской области Дмитров. Основан он был в середине XII века князем Юрием Долгоруким. В раннем Средневековье играл важную политическую роль, был даже местом собора русских князей. Тогда посетил Дмитров и Великий князь Михаил Ярославич Тверской.
Что-то князья тогда не поделили, кажется, Переславль, вот и сели в Дмитрове судить-рядить… Достопримечательностей в городе - масса. Две самых знаменитых - Собор успения Богородицы (XVI век) и Борисоглебский монастырь (XVI-XVII вв.). Еще со стародавних времен сохранился крепостной ландшафт Дмитрова. Крепостных стен вокруг него как таковых не было - зато были крутые насыпные валы с частоколом наверху. Вокруг валов, как принято - ров, а между валами - деревянные городские врата. Сколько раз Дмитров горел и разорялся татарами - сказать никто не может. Видимо, бесчисленное количество раз, так что горожане уже и стены возводить отчаялись, валы проще и дешевле - не горят. Все сейчас отреставрировано и готово к удовлетворению туристского любопытства. Стояли перед валами Дмитрова и рати внука Ярославича - Михаила Александровича Тверского, шедшего с Ольгердом Литовским разорять Москву. Ведь тогда «большая дорога» к столице Московского княжества пролегала не по привычной трассе Е-105, а шла через Микулино, Волок Ламский и Дмитров.
Что привело меня в Дмитров? Александр Рукавишников поставил на площади перед Борисоглебским мужским монастырем памятник святым великомученикам - князьям Борису и Глебу. Захотелось увидеть новую работу известного скульптора. Тем более что он приглашал на открытие, а я приехать не сумел. Но так получилось даже лучше - без суеты и толкотни постоял у двух бронзовых всадников с поднятыми пиками, в который раз восхитился работой скульптора. Ведь каждый конский волос, каждая клепка на стремени, узор сабельных ножен, складки одежды - все у Рукавишникова детализировано и вылеплено с любовью и мастерством.
Монастырь, по местным легендам, заложен был в XII веке, сохранившиеся постройки датируются шестнадцатым. Борис и Глеб - двое из сыновей Святого благоверного князя Владимира, павшие от руки своего брата Святополка, за это злодеяние именованного в русских летописях «окаянным». А сами Борис и Глеб объявлены церковью страстотерпцами и мучениками… Народ наш любит мучеников, поэтому Борис и Глеб вскоре стали самыми любимыми и почитаемыми на Руси святыми. Сколько Борисоглебсков и Борисоглебских монастырей стояло на Руси - и не сосчитаешь… Что же у Рукавишникова? Два молодых князя на боевых конях, два дерзких лица, в руках пики с развевающимся стягом - они готовы к бою… Какие там мученики! Крепкие сильные русичи, защитники своих уделов… такими увидел героев русского Средневековья скульптор. И надо сказать, что это нисколько не расходится с современными историческими оценками того времени и тех людей. Сыновья Владимира-крестителя - Святополк, Борис, Глеб, их сводный брат Ярополк - намертво схватились после смерти Красного Солнышка в борьбе за киевский престол. Кто из них прав, кто виноват - история умалчивает. Но поскольку Святополк привел на Русь для «разборок» с братьями печенегов и поляков, он так и остался в народе «окаянным». И хотя Борис и Глеб погибли в стычках в разное время и в разных местах (один из них был князем Туровским, другой - Муромским), в веках и в историческом сознании они так и остались рядом. Рядом сидят они на конях и у Рукавишникова. Прекрасная композиция, ничего не скажешь! Великолепное искусство литья! Кстати, льет свои произведения скульптор недалеко, в Солнечногорске. Его литью сегодня завидует вся Европа. Пока я стоял у Бориса и Глеба, ко мне подошел слегка подвыпивший дмитровчанин и смутил вопросом: - Никак не могу понять, который из них Борис, а который Глеб? Вопрос был абсолютно законен, я рассмеялся, но что ответить, не нашелся. И только потом все-таки «докумекал», что Борис, как старший, должен быть на полшага впереди Глеба. Да и лицо вырвавшегося вперед всадника (за минусом бороды и усов) отчего-то напомнило мне лицо другого Бориса - губернатора Московской области Громова. Я эти «приколы» Рукавишникова знаю. У скульпторов, как и у музыкантов, есть свои «профессиональные штучки», запрятанные в материал и незримые для непосвященных. В складках бронзы теперь навсегда останется улыбка скульптора. Раз Громов открывал памятник в Дмитрове - пожалуйте, Борис Всеволодович, стойте века! Кстати, я уже писал, что и Михаилу Тверскому Рукавишников тоже придал «лица не общее выраженье». Тверской князь-то у Рукавишникова с лицом ВВП… Да-да, Владимира Владимировича Путина. Так скульптор решил подчеркнуть тверские корни президента…
Для меня самым трогательным памятником Дмитрова остается скульптурная композиция, посвященная Рукавишниковым другому известному князю - Петру Алексеевичу Кропоткину, революционеру и анархисту. Сидит старый дедок в обрезанных валенках на скамеечке, заросшей бронзовыми лопухами. Сидит перед домом-музеем и лукаво так щурится на сегодняшних дмитровчан: мол, что вам дала революция? Мне вот - ничего, кроме валенок, которые я получил от предсовнаркома тов. Ленина...
- Это мой любимый дедушка, - громко кричит пятилетняя девчушка и лезет на колени к бронзовому князю-анархисту, чтобы папа ее сфотографировал. Любит русская история такие метаморфозы: от грозных идей «мирового пожара» к «любимому дедушке». Поучительно. Хотя надо отдать должное: князь, как истинно интеллигентный человек и аристократ, был все-таки теоретиком революции, жгли и кости ломали другие. Его главный вклад в русскую жизнь совсем иной: Петр Алексеевич был выдающимся географом и геологом, но это как-то не запомнилось, а вот князь-анархист - совсем другое дело, русская экзотика… Несколько слов надо сказать о самом месте, где установлен памятник Кропоткину. Это заповедная пешеходная часть Дмитрова, расположенная на месте исторического Кремля. Здесь все настолько пронизано любовью к своему городу, что остается только позавидовать дмитровчанам. В вольных позах стоят бронзовые скульптуры старинных обитателей Дмитрова - купцов, дворян, мещан, городской учительницы… В этом месте любят фотографироваться туристы и отдыхающие.
Фонтаны Дмитрова - это отдельная тема. Два из них - «Ожидание» и «Дмитровские лилии» - сделаны Александром Рукавишниковым. И это искусство. «Ожидание» - любимое место для свиданий молодежи. Сидят по кругу царевны-лягушки и тоскуют: не туда стрелы летят… Каждая лягушка - свое настроение и своя страсть, и в каждой угадывается своя царевна. Вокруг - скамейки для парочек, деревья, прохлада… «Лилии» - дань модерну, это фонтан из разноцветных каскадов, компьютер программирует игру мощных струй воды - в общем, парадный городской фонтан. Постоял-постоял я перед Борисом и Глебом, и кощунственная мысль закралась в голову: нет, не любим мы свой город так, как любят Дмитров его жители.