Проблемы развития речи у леворуких детей. В кратце.
Леворукость – один из признаков левшества, но само понятие левшество неоднородно, по причинам возникновения его делят на:
• генетическое,
• патологическое.
Распространённость левшества зависит
= от возраста (до 5 лет чаще, после 60 лет реже)
= от места проживания (среди европейцев – 8%, среди народов крайнего севера (в условиях пониженного содержания кислорода) – 80% - большинство),
= от пола (у мужчин чаще, чем у женщин),
= от рода занятий (из 100 студентов МГУ не выявили ни одного с левым или симметричным профилем, среди водителей- профессионалов левшей практически нет, крайне высок процент левшества среди математиков, художников, музыкантов-струнников).
К логопеду попадают дети с проблемами в развитии речи. Среди них большое количество детей с признаками не генетического, а патологического левшества, поэтому так важно для профессионала понять механизм сочетания этих феноменов. Увеличение патологической леворукости стоит в одном ряду с увеличением числа детей с речевыми расстройствами, правосторонней эпиготовностью, признаками иммунодефицита, соматическими дизритмиями. С точки зрения нейропсихологии - это факты одного патологического механизма.
К сожалению, сегодня бытует мнение, что леворукие дети наделены какими-то неординарными способностями, обязательно гениальны, чуть ли не «посланники других миров», обладатели необыкновенного дара. Будто им надо предоставить полнейшую свободу в воспитании, они яко бы всему научатся и даже достигнут большего, чем правши, для примеров приводят известных левшей-учёных и деятелей искусства. В действительности часто разворачивается другой сценарий –
• дети имеют задержки в развитии речи,
• нарушения фонематического слуха и слухоречевой памяти на фоне стертых форм дизартрий,
• дифицитарность пространственных и квазипространственных представлений,
• нарушения слоговой структуры слов и программирования речевого высказывания,
• трудности выработки автоматизмов в приобретённых навыков,
• различные формы заикания,
• при обучении в школе демонстрируют проявления дисграфии, дислексии, дисклькулии.
Причины возникновения патологического левшества – нарушения протекания самого психического онтогенеза с точки зрения мозговой организации. В результате неверного хода развития устанавливается правополушарная латерализация по руке и речи. Возникает гиперфункция правой гемисферы у того человека, которому по природе, по генетическому предопределению было суждено стать правшой.
Искусственное переучивание ребёнка-левши на правую руку не даст эффекта изменения латерализации психических функций в мозге. Зато правильно подобранные приёмы коррекционных занятий «чудесно превращают» левшу в правшу и устраняют или нивелируют проявления речевых нарушений.
* Это происходит лишь по тому, что основные речевые функции находятся в левом полушарии, при переучивании патологического левши, т.е. заставляя работать его правой рукой, мы тем самым заставляем работать ЛЕВОЕ полушарие мозга.
Материалы сайта ЛОГОБУРГ.