Кусково 2
Светик, это для тебя!)
Есть у нас в Москве свой маленький Версаль. Не покидало меня это ощущение. пока экскурсовод не подтвердил мои догадки. Усадьба строилась по парижской моде, отдавая дань вкусу Людовика Солнце. Конечно масштаб не тот, но в этом есть своя прелесть. Усадьба была построена в 18 веке графом Шереметьевым, для летнего времяпровождения и увеселений. Граф был любителем роскоши, театра и большой шутник) Все эти качества отражены в постройках и убранстве усадьбы.
Дворец, как истинная дача, построен из дерева, даже колонны и те деревянные. Лишь цокольный этаж был заложен из камня. Во дворце много бутафории, как декорации в театре. Граф любил розыгрыш, ему нравилось вводить гостей в заблуждение. На ряду с ценными картинами, коврами, редким фарфором, можно наблюдать вазы из папье- маше, или роспись стен в парадном холле, похожая на барельеф.
Вот на этом фото видно бумажную вазу, имитацию колонн, раскрашенных под камень. Дворец строился для веселого отдыха, из холла мы попадаем в комнаты, которые называли комнатами приятных занятий. Все не буду показывать, получится огромная простыня. Надо отметить, что Кусково, одна из немногих усадеб, которая сохранилась до наших дней в первозданном виде. она не горела, не была разграблена, за исключением лишь шелка на стенах, который сняли офицеры Наполеона, чей полк стоял в Кусково. Да маленького домика, в котором жил сам граф, он никогда не оставался на ночь во дворце. Домик утрачен.
Граф был педант, он оставил полное описание всего, что есть в усадьбе, вплоть до цвета и фактуры, по этим записям была восстановлена обивка стен. В одном московском монастыре нашлись умелые руки, соткавшие ткань заново. Если не ошибаюсь, произошло это в конце 19 в. Но могу быть неточной. Анфилада комнат заканчивается просторной столовой
Сервировка стола, целое искусство. Плохо видно, стол уставлен статуэтками, тогда это называлось фарфоровыми куклами. Все они имели свое значение и свое место.
В то время представитель высшего общества должен был уметь разгадывать язык символов и знаков. Язык цветов, язык веера, и вот таких кукол. Гостям предлагалось по их виду угадать тематику вечера) Не обходилось и без шуток. К примеру вот такое ягодное дерево. Вперемешку висели настоящие отобранные ягоды, и фарфоровые) гости рисковали остаться без зуба)))
А это открытый буфет. такие буфеты были призваны демонстрировать богатство хозяина. Фарфор стоил на вес золота, причем в прямом смысле слова. Сколько весит тарелочка, столько золота она и стоит) Выставлялись самые красивые сервизы
Например императрице Елизавете, когда она гостила у кого-нибудь из подданных, накрывали отдельный столик с фарфоровой посудой, как особая честь. Остальные гости были вынуждены довольствоваться посудой из серебра и золота) Детям было очень интересно, в столовой наша взрослая группа догнала их детскую. они даже не повернулись в нашу сторону)
А дальше были жилые комнаты. Хотя напомню. граф во дворце лишь принимал гостей, но обстановка соответствовала жилому дому.
На что похоже? На детский стульчик, правда? Таких много по всему дому, негоже было знатным дамам сложа руки сидеть, приличным было заниматься рукоделием. Это как раз для этого случая.
Вернемся к Людовику 14. Вся жизнь театр. К его пробуждению в спальне собирались придворные наблюдать. как король просыпается, умывается и тд. Для этого спальня обустраивалась в виде театра. Вот эти верхние фото, это часть спальни для зрителей, а это напротив ложе хозяина. по назначению графом не использовалось, и не демонстрировалось. Но дань моде нужно было отдать) Я
Я перескочу немного вперед и покажу танцевальный зал. сейчас там проходят концерты.
Боюсь оставлять напоследок, вдруг не осилите такую длинную тираду. И это тоже эхо Версаля. Там есть зеркальная галерея, и здесь по такому же принципу. А представляете, какая красота, когда в зеркалах отражаются сотни свечей?
А это спрятанный паркет. Круги неспроста, по ним вставали пары и фигуры танца легче было выделывать, ориентируясь на них.
Пойдем обратно?) Убранство комнат, это демонстрация достатка и величия. Обратите внимание на ковры. Цена доходила до 25000 рублей за штуку, в то время как молодой, полный сил крепостной, стоил 30р., девка 10. Представляете сколько деревень можно было выкупить на стоимость одного ковра? А вес китайской вазочки? Мы же помним, что он приравнивается к весу золота
А это я в графском зеркале на фоне портрета Екатерины Великой)
Случайное фото, а мне понравилось)))
Красный зал.
Вот так он выглядел до революции. Цветы оживляют, не правда ли)
Но мне больше всего понравились маленькие, уютно-голубые комнатки
Видите потайную дверь? ак в спальне Марии Антуанетты в Версале.Трещина на обоях. Проявилась, когда решили затопить печь. Граф кстати не любил ни камины, ни печи. В доме так и не провели электричество, хотя в начале прошлого века это уже было возможно, нет парового отопления. Именно поэтому так долго служат деревянные стены. Дом выстроен так хитро, с пустотами. благодаря которым температура воздуха понижается и повышается плавно, по градусу.
Это комната отдыха графа, а дверка ведет в библиотеку
В усадьбе очень много картин и портретов. Многое написано крепостными художниками. Это портрет дочери графа, Варвары
А это их воспитанница сиротка, калмыцкая девочка. Екатерина издала указ о поддержке малых народов, таких сирот охотнее брали на воспитание в семьи. Давали образование, устраивали дальнейшую судьбу
А это детский портрет того самого Шереметьева, который женился на крепостной актрисе Жемчуговой. Трогательная, печальная история
комнатка с картинами. Нам было предложено найти самую старинную. не нашли) Граф любил повесить копию, и тоже устраивал квест)
Наверное пора нам выходить на улицу, утомила вас. Если парадная часть дворца смотрит на водоем, то обратная сторона на роскошный парк (1-е фото), заканчивающийся огромной оранжереей, в которой ухитрялись вырастить даже ананасы. Куча клумб, шикарных газонов, дорожек, ведущих к домикам. Домики, это своеобразная коллекция графа. Голландский, Итальянский, Шале и тд. Сейчас там проходят выставки, а в шале расположилась администрация, раньше была баня)
Оранжерея. Мы заглянули в нее на выставку агит фарфора советского периода
Павлинья беседка
Храм и колокольня (тоже полностью деревянная)
На этом пруду устраивались грандиозные представления. Роскошные лодки, венецианские гондолы катали нарядных гостей. С островка палили пушки, устраивался фейерверк. На праздники пускали всех желающих, любых сословий кроме крепостных. Главное что бы одежда была нарядной и поведение приличным, таковы условия. На подъезде к Кусково в такие дни были настоящие пробки из карет, приезжало до 50 000 гостей. Но только около 100 самых именитых, имели доступ во дворец. Остальные веселились и щедро угощались на улице
Всего не расскажешь в одном посте, хоть и очень хочется) Лучше увидеть и услышать самим. Отличное место для прогулок с детьми, советую.