Прогулки-узнавалки, часть 9.
тематические занятияПруд/озеро/река (№44, октябрь 2017 г., октябрь 2018)
Возле бывшего Алисиного сада есть парк с прудами. Их 3, расположены друг за другом на одной линии с небольшими перемычками Состояние у них, конечно, не ахти - заброшенные, как и сам парк, зарастают тиной. Но все же иногда туда ходим, красиво бывает осенью.
В прошлом году были 12 октября, я проводила занятие из цикла Прогулки-Узнавалки К. Несютиной. Но так и не написала пост. В этом году пошли снова (09.10.2018), решила закрепить материал:) Судя по фото, в прошлом году было прохладнее - Алиса в шапке и куртку эту уже носит некоторое время. В этом году в первый раз надела (и то я для подстраховки взяла потеплее, можно было легче одеться). Плюс в этот раз более солнечный день выдался. Но деревья вроде в одной примерно поре - цветные и красивые.
Когда подходили к прудам, я задала вопрос, чем отличается пруд от озера. В 2017 г. дочка сказала, что пруд круглый и чистый, озеро - грязное и вытянутое. Я уточнила: "А как же Байкал с его чистейшей водой"?. Напомнила ей про эпишур, с которыми мы познакомились в рамках чудесного цикла занятий по Байкалу от Иры из Иркутска. И если маленькой Алиса отлично помнила это название спустя некоторое время после ТН, то сейчас уже забыла:((
Ладно, сказала Алиса, - хорошее, но не прозрачное.
Что интересно, в этом году ответила снова в том же ключе - пруд чище, чем озеро. Видимо, сказывается то, что наше местечко называется в народе "На озерах". Хотя думаю, что все же это пруды, созданные искусственно. Так вот, они, как я уже говорила, мутные и зарастают тиной. Видимо, у Алисы и закрепилось, что озера - грязные.
Следующим был вопрос, кто создал пруд и озеро. Ответ 2017 г.: пруд - дождь, а озеро - дождь и протухшая вода (не унимается ребенок, не нравятся ей озера, видимо 😆). В этот раз перепутала, сказала, что пруд - природа, а озеро - человек.
Также, пока ехали, в этом году решила поиграть с ней. Спросила - что такое озеро? "Место, где есть вода". Попросила подумать, где еще есть вода. Назвала море, океан, лужу, ванну, бассейн, раковину. Хорошо, а на какие группы можно разделить? Алиса в первый раз делила так - озеро, соре, океан, бассейн в одну группу (У них дно с изменяющейся глубиной), остальное - в другую, т.к. глубина примерно одинаковая. Я попросила поделить по другому критерию (хотела, чтобы она разбила на природное и искусственное). Она не могла ничего придумать. Я стала предлагать варианты, чтобы показать, что признаки деления могут быть совершенно разными и все верно - по названиям (от а до к - в одну группу, вторая часть алфавита - в другую), по размерам. Делили вместе. Но к моей мысли про происхождение пришлось все равно подвести.
Когда спросила, как назвать одним словом (имела в виду "водоем"), Алиса предложила "источник воды". Ну тоже верно:) Я ей напомнила, что не прозвучало у нее рек и ручейков. По ходу дела нашли в парке ручейки и "водопадики". Кстати, вспомнили и про арыки - нами был встречен бетонный канал и я рассказала Алисе про эти сооружения.
Какого цвета кажется вода с берега? Голубого, зеленого. Оба раза проверили, набрав воду в емкости. Прозрачная (ну или почти😆)!
Как измерить длину берегов, глубину на глаз? Про глубину Алиса оба раза предположила, что чем темнее вода, тем глубже. Про размеры пришлось помогать - шагами, примерно сопоставив длину машины на другом берегу, посчитать, сколько машин может встать вдоль берега (вспомнили про 38 попугаев:)
Почему вода в луже высыхает, а в озере нет? Алиса сказала в этот раз, что может, если дети вычерпают:)) Но потом предположила, что отличие в том, что в озере воды больше и специальное илистое дно, которое не дает воде впитываться:)
Откуда появляются рыба и растения в свежеустроенном пруду? В прошлом году я подсказывала, что с помощью птиц, которые перелетают с места на место. Алиса это запомнила и так мне и ответила в этот раз.
Загадка "два братца в воду глядятся, никак не сойдутся". В прошлом году Алиса не смогла ответить. Предположила, что это отражения. А они в самом деле очень красивые были в обе наши прогулки.
Найди девочку:)
Ответ, конечно же - берега. Поискали сходство и различия в разных берегах пруда.
Ксения предлагает рассказать про необычные озера (Хиллер с розовой водой, Пич-Лейк с "асфальтовой" водой). В прошлый раз рассказывала, в этот опустила.
Придумывали собственное фантастическое озеро. Прошлогоднюю историю не помню. В этот раз у Алисы было радужное озеро, расположенное в волшебной стране Радуга. У него радужная вода, все блестит и пахнет конфеткой, на вкус как лимонад. На ощупь приятное и мягкое, как подушка. Зимой не замерзает, а становится еще более теплым. В озере живут феечки. А в реке, которая впадает в озеро живут волшебник и 3 волшебницы, которые "поднимают" (с) солнце, луну, радугу и дождь. Были другие подробности, но этого хватит:)
Ну и просто красивые картинки. Прошлый год (тут смешное выражение у Алисы, есть и нормальная, но эта мне милее):
В этот раз волшебное местечко (палые листья, лучи, тени):
Люблю осенние листья
И еще одно коротенькое прошлогоднее занятие, ждавшее выхода в свет целый год:)
Воздух (№38, ноябрь 2017 г.)
На вопрос, без чего не может жить человек, Алиса уверенно ответила: "Без воды, конечно!". Я уточнила, даже несколько минут? Она ответила верно - без воздуха. Попробовали задержать дыхание.
Когда мы пытались водить палкой и услышать звук, ничего не вышло. То ли палки неподходящие, то ли шапки толстые:)) Но при этом про происхождение свиста Алиса порассуждала вполне верно: "В воздухе же, наверное, движение происходит". (от трения о палочку появляется звук).
А что такое ветер? - Сильный воздух, который может унести легенькие вещи. Холодный и быстрый, и нам кажется, что дует.
Попробовали сбрасывать разные предметы (палку, камень, листок). Понаблюдали за траекторией движения и скоростью одинаковых листов бумаги, один из которых смят в комочек, другой расправленный.
Поговорили об изобретениях, полученных благодаря воздуху - ТВ, радио, сотовая связь. Алиса говорила о невидимом проводке, который тянется к будке/станции. Я ей сказала, что это и есть волны, с помощью которых происходит связь.
Фантазия - чтоб было бы, если планета была покрыта жидким воздухом - не была сильно у нас оригинальной. Плавали бы. И птицы плавали:)