ТН Формы земной поверхности. День 4. Овраги и впадины
тематические занятияПродолжаем занятия по географии под руководством Ольги.
Овраги, впадины на суше
Поговорили о разных способах формирования впадин, об отличиях оврагов и балок. В отчетах девочек по этой ТН 2014 г. подсмотрела ссылку на видео, посмотрели часть про овраги.
Игру с героями не планировала (вроде не по возрасту). Но в один из дней Алиса принесла кукол и попросила поиграть с ней. Ну и чтобы был элемент познания, инсценировка с участием оврага все же случилась 😁
Посмотрели изображения впадин и картины художников. Во многих впадинах образуются водоемы. Искали и группировали по видам (или отрядам, я не сильна:)) животные, птицы, насекомые.
Играли в "словесные" игры:
1. "Бином фантазии" (Д. Родари) - связывали слово "овраг" с любым случайным и с этим сочетанием сочиняли небольшие историии.
2. Поиск правильного значения нового или сложного слова (идея Лизы). Что я там сочинила, уже не помню (прошла пара недель), но в том числе взяла "желоб", синоним нашей впадины в смысле географии. И здесь были верны сразу два определения - географическое и строительное:) Заодно проговорили, что есть слова с разными значениями.
3. Придумывали рифмы. Для упрощения брали и склоненные слова. Так прозвучало овраг-собак. В тему нашелся м/ф "До свидания, овраг". И пусть он совсем о другом, но хороший.
Раз уж в прошлые дни делали работу с использованием необычных художественных техник, то и в этот раз решили не изменять себе. Картину Ван Гога "Овраг" выполнили, рисуя вилкой (в конце помогли себе кистью немного).
Спустя некоторое время сделала Алисе кроссворд на пройденные ранее понятия, зашифровав слова с помощью изображений, определений, рифм, ребусов, загадок. Затруднения вызвали слова "впадина" и "материк".
Впадины под водой
Поговорили о том, что в океане тоже существует рельеф дна, посмотрели ролик. Обсудили Марианскую впадину, наглядно увидели ее глубину.
Посмотрели этот ролик и схематичное видео погружения Кэмерона во впадину. Для закрепления словарного запаса и по стремлению Алисы поиграть в ЛЕГО изобразили свое погружение батискафа во впадину с последующим рассказом "папы" о впечатлениях за семейным столом 😆
Узнали про черных курильщиков 😀 Алиса проявила живой интерес к теме, поэтому остановились поподробнее. Я для себя тоже много нового и интересного открыла, углубившись в тему.
Узнали, что глубина океана условно делится на разные зоны. В русской науке они обозначаются труднозапоминающимися терминами, поэтому употребляли больше англоязычные переводы - понятнее ребенку:) Солнечная, сумеречная, ночная, бездна и впадины. Смотрели кучу картинок с распределением существ по этим зонам, говорили о том, как они приспосабливаются к своим условиям обитания. Есть здесь, но если вдруг кому-то понадобятся, часть ссылок по всей этой теме собирала в папку на пинтересте, часть просто сохранялся в комп.
Кто захочет поглубже изучить механизмы адаптации, вот сайт и еще один.
Делали наглядный опыт с зонами глубин океана (инструкция, а вот так можно заменить кукурузный сироп). Заодно обсудили причину разделения наших жидкостей - плотность.
Разукрасили (брали здесь, но вот в этом комплекте еще лучше).
Уговорила Алису сделать аппликацию на эту же тему - сначала она не хотела:) (отсюда можно взять существ). Сделали градиент красками, Алиса подписала зоны, поселили обитателей, получилось очень красиво. Мы даже решили, что Алиса покажет работу в саду и брату. Оставила до утра, чтобы сфотографировать при дневном свете. А утром 😱 Оставили аппликацию на кухонном столе, на него попала вода. Все скукожилось, существа "полиняли, работа испорчена. Папа наш пил вечером чай, но он не сознается, что облил, вредина 😡
Играли в игру "Угадай кто" - ведущий загадывает глубинное существо из распечаток и описывает, остальные должны догадаться. Можно еще в мемори, лото играть (источник).
В центре совр. искусства, куда ходим на мастер-классы, удачно попалась нам в руки такая искалочка.
Кстати, ресурсы с кучей информации по обитателям морей - Океанариум Монтерей Бэй, а тут факты и раскраски со строением существа.