Наш план занятий на неделю
ПОНЕДЕЛЬНИК.
1. Артикуляционная гимнастика:
Рот пошире открываем, в бегемотика играем,
Широко откроем рот, как голодный бегемот,
Закрывать его нельзя, до 5 считаю я,
А потом закроем рот - отдыхает бегемот.
Улыбается щенок, зубки напоказ,
Я бы точно также смог,
Вот смотри сейчас.
Буду подражать слону,
Губы хоботом тяну,
А теперь их отпускаю,
И на место возвращаю.
Устала собачка и дышит устало,
И даже за кошкою бегать не стала,
Широкий язык отдохнет полежит,
И снова собака за кошкой бежит.
Выше дуба, выше ели, на качелях мы взлетели,
А, скажите, вы б сумели язычком качать качели.
2. Упражнения на дыхания : сдуваем тучки и облака из цветной бумаги с нарисованного солнышка, упражнение "Горка" (лежа на спине делаем животом вдох-выдох, можно положить на живот игрушку и "качать" её);
3. Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).
Каркает: "Вот и обед!"
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).
Глядь - а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)
Села мошка на ладошку.
- Посиди ещё немножко!
Посиди, не улетай!
Улетела! Ай!
(Стучим пальчиком по ладошке, меняем ладошки)
Паучок ходил по ветке,
(руки скрещены)
А за ним ходили детки.
(пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик))
Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
(Действия аналогичны первоначальным
«Паучки» ползают на голове)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
4. Логоритмика (2-3 песенки Железновой);
5. Мелкая моторика: играем в мозаику. Можно просто, а можно (если мозаика крупная) изучать алфавит. Рисуем буквы на мозаике и на поле для мозаике, и надо соответственно подобрать буквы.
6. Творчество: сейчас множество желудей попадало, так, что будем желать поделки с желудями;
7. Развитие слуха: подвижные игры. Найди по звуку (малыш ищет предмет издающий звук); "Замри" - пока играет музыка малыш бегает, как только музыка заканчивается , ребенок должен замереть на месте или сесть на корточки;
8. Игры с терапевтическим материалом. С водой :переливание цветной воды (можно подкрасить гуашью или пищевыми красителями) и с песком (куличики, печем пирожки, прячем клад, играем в стройку, оставляем отпечатки);
9. Сюжетно-ролевые игры: играем в космонавтов. Строим из подручных материалов космический корабль (палатка, диванные подушки, просто плед сверху стола) и отправляемся в космос. Путешествуем по разным планетам, на каждой планете собираем добычу (конфеты, персики, печенье и тд). Количество должно соответствовать расположению планеты (напр. 1 яблоко с Меркурия, 2 конфеты с Венеры, 3 печенья с Земли, 4 марсианских персика и тд);
10.Чтение книг и стихов читаем, рассматриваем картинки, обсуждаем; упражнения со стихами на договаривание, с текстом на пересказ сюжета).
ВТОРНИК.
1. Артикуляционная гимнастика:
Бегемот разинул рот, хочет каши бегемот.
Накормите малыша, ему нужно три ковша.
Раз, два, три
Бегемот закрыл свой рот, скушал кашу бегемот.
Улыбается щенок, зубки напоказ,
Я бы точно также смог,
Вот смотри сейчас.
Хоботок слоненок тянет, он вот-вот банан достанет,
Губы в трубочку сложи и слоненку покажи.
За бананом потянулись и конечно улыбнулись, то слоненок, то щенок,
Я бы, точно также смог.
Вверх язык мы поднимаем - на качелях всех катаем,
Опускаем язычок, ну-ка, повтори дружок.
2. Упражнения на дыхания: играем на музыкальных инструментах (дудочка, труба, губная гармошка, свисток, свистулька);
3. Игры с массажными мячами и су-джок шариками.
Маленький колючий ёжик,
Побежал он вдоль ладошек,
Вверх по ручкам пробежал,
И обратно поскакал.
Круглый мячик мы возьмем,
Покатаем и сожмем.
По бокам его погладим,
Вверх подбросим и подхватим.
Шла большая черепаха и кусала всех от страха,
Кусь-кусь, кусь-кусь, никого я не боюсь. (Катаем между ладошками, потом перекладываем из одной ладошки в другую).
4. Логоритмика (2-3 песенки Железновой);
5. Мелкая моторика: делаем цветы, заранее вырезаем из картона цветы. Ребенок помогает отрезать серединку, одевает цветочки на трубочки, разрезает кончик трубочки и приклеивает листики;
6. Творчество: рисование на фольге. Обертываем фольгой твердый планшет или книгу, закрепляем и с помощью красок, кистей, губок, рук - творим;
7. Развитие слуха: играем с музыкальными инструментами, угадываем, что звучит, слушаем орган и блокфлейту;
8. Игры с терапевтическим материалом. Игры с водой (играем в автомойку) и с песком (играем в стройку, откапываем клад, рисуем на песке, оставляем следы и отпечатки);
9. Сюжетно-ролевые игры: играем в машинки, строим автопарк, пускаем машинки с горок (можно сделать из книг или коробок), заправляем их бензином, отгоняем на парковку, чиним и тд;
10. Чтение книг и стихов читаем, рассматриваем картинки, обсуждаем; упражнения со стихами на договаривание, с текстом на пересказ сюжета).
СРЕДА.
1. Артикуляционная гимнастика:
Гараж двери открывает,
И машина выезжает (открываем рот, держим 3-5 секунд).
Улыбается машинка - у нее помыта спинка!
Паровозик, паровоз, белый пар из под колес,
Яркий свет огромных фар, слева пар и справа пар (надуваем щеки и выпускаем пар).
Ой, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе,
Язычок я подниму и остатки оближу.
2. Упражнения на дыхания: задуваем шарики в рот коале (или другому зверю), упражнение "Горка" качаем на животе игрушки вдох-выдох;
3. Пальчиковая гимнастика:
Я коровушку свою («корова»)
Ранним утром подою, (движения пальцев, как при дойке)
Я поглажу ей бока: (движения кистями вверх вниз)
- Дай детишкам молока. («корова»)
Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.
Мы капустку рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку жмем-жмем.
4. Логоритмика (2-3 песенки Железновой);
5. Мелкая моторика: собираем пазлы;
6. Творчество: раскраски, лучше найти интересные картинки и распечатать самим (например мы собираемся раскрашивать медведей :гризли, гималайского, панду, коалу, белого; а потом выяснять кто из них где живет и что ест), рассматриваем картину Шишкина "Утро в сосновом бору", определяем, что за медведи, можно и конфетку потом съесть "Мишка косолапый";
7. Развитие слуха: угадываем звуки природы (пение птиц, звуки дождя, моря, ветра);
8. Игры с терапевтическим материалом. Игры с водой (прячем игрушки под пеной) и с сенсорной коробкой из лесных материалов (шишки, желуди, каштаны, камни, орехи);
9. Сюжетно-ролевые игры: обыгрываем сказки про медведей "Три медведя", "Маша и медведь", "Непослушный медвежонок", "Медвежьи истории", "Мишка-топтыжка";
10. Чтение книг и стихов читаем, рассматриваем картинки, обсуждаем; упражнения со стихами на договаривание, с текстом на пересказ сюжета.
ЧЕТВЕРГ.
1. Артикуляционная гимнастика:
Рот пошире открываем, в бегемотика играем, Широко откроем рот, как голодный бегемот, Закрывать его нельзя, до 5 считаю я, А потом закроем рот - отдыхает бегемот.
Ой, ду ду! Ой, ду ду!
Потерял пастух дуду,
Губы трубочкой сложи и мальчишке покажи.
Кит огромный словно дом, улыбаясь бьет хвостом.
Покажи киту улыбку и запомни кит не рыбка!
Я веселая лошадка, темная как шоколадка,
Язычком пощелкай звонко - стук копыт услышишь громкий.
Волк морской мотор заводит, в море синие выходит,
Заведи язык-мотор, чтоб поднялся в море шторм.
2. Упражнения на дыхание. Делаем через трубочку бурю в стакане, надуваем мыльные пузыри, дуем на кораблики ;
3. Пальчиковая гимнастика:
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.)
Восемь пальчиков для ног -
- Получился осьминог.
- Сколько ног у осьминога?
- Много - Много!
Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.
Скажите ребенку: «Ой, а это кто такой большой-большой плывет по волнам?»
Вытяните руки вперед, переплетите пальцы. Руки слегка округлите, изображая овальное тело кита.
Через море-океан
Плывет чудо-великан,
Фонтаны пускает.
Кто его узнает? (Кит)
Скрестите руки на уровне запястий и прижмите их друг к другу. Ладони расслабьте опустите, затем несколько раз взмахните ладонями, как крыльями.
Чайка над волной взмывает,
Чайка чайку догоняет.
4. Логоритмика (2-3 песенки Железновой);
5. Мелкая моторика: играем с разноцветными палочками (для счета или от мороженого) считаем их, раскладываем по цветам, рисуем геометрические фигуры и малыш выкладывает их палочками;
6. Творчество: аппликация "Подводный мир". Заранее вырезаем из старых журналов или сами рисуем и разукрашиваем морскую живность, подготавливаем водоросли их ткани или ниток, небольшие ракушки. Сначала даем малышу бумагу и синею краску, чтобы он как хочет размазывал ее на бумаге, интересно еще сначала размазать там же синий пластилин, тогда наше "море" будет неоднородным. А потом приклеиваем туда все, что подготовили;
7. Развитие слуха: слушаем звуки моря (волны, шторм, дельфины, киты, чайки);
8. Игры с терапевтическим материалом. Игры с водой (играем с фигурками рыб и морских животных, просим малыша изобразить их, рассказываем кто чем питается, как живет) и с крупой, делаем сенсорную коробку (красим рис, кидаем туда же камни, ракушки и фигурки морских животных);
9. Сюжетно-ролевые игры: играем в океан и его обитателей;
10. Чтение книг и стихов читаем, рассматриваем картинки, обсуждаем; упражнения со стихами на договаривание, с текстом на пересказ сюжета).
ПЯТНИЦА.
1. Артикуляционная гимнастика:
Бегемотик рот открыл, подержал, потом закрыл,
Подразним мы бегемота, подшутить над ним охота
Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам!
Мы потянем - перестанем, и нисколько не устанем.
Мои губы трубочка, превратились в дудочку!
Громко я дудеть могу: ду-ду-ду!
Язычка загнем края, делай также как и я,
Язычок лежит широкий, и как чашечка глубокий.
Целый день индюк болтал и не капли не устал.
Просто важным очень стал, вот об этом и болтал.
2. Упражнения на дыхания: упражнение "Собачка" (бегаем и все нюхаем) и "Ворона" на вдохе поднимаем руки, на выдохе опускаем и говорим "Каааар!";
3. Массаж ладошек;
4. Логоритмика (2-3 песенки Железновой);
5. Мелкая моторика: нанизываем на нитку бусины, мелкие сушки или нечто подобное, обязательно при этом считаем, потом раскладываем цифры (готовые, из фетра, картона) и к каждой цифре кладем соответствующие число бусин или сушек;
6. Творчество: готовая аппликация, мне очень нравятся аппликации фирмы "Креатто", они с глазками и получаются как игрушки, можно играть;
7. Развитие слуха: играем в "Угадай мелодию" , угадываем мелодии из знакомых мультфильмов;
8. Игры с терапевтическим материалом. С водой (переливания из кувшинов, леек, ковшиков, с помощью бутылок, воронок и тд) и с песком (играем в куличики, делаем грядки, сажаем, собираем урожай, печем пироги, рисуем на песке, оставляем следы и отпечатки);
9. Сюжетно-ролевые игры : играем в магазин;
10. Чтение книг и стихов читаем, рассматриваем картинки, обсуждаем; упражнения со стихами на договаривание, с текстом на пересказ.