Монтессори
№ | Зоны в подготовленной среде и направление деятельности детей | Наполнение среды по зонам (Материалы, оборудование, игры.) |
1. Зона упражнений в практической жизни | ||
1.1 | Подготовительные упражнения: -умение носить различные предметы; -умение разворачивать, сворачивать, открывать, закрывать и т.п. -развитие мелкой моторики; -подготовка руки к практической деятельности; -умение работать иголкой, ножницами, пинцетами. | Стулья, материал, игрушки… Коврики, салфетки, баночки к крышками, коробки, замки, винты и гайки, сумочки и кошельки с разными застежками. Бусины разного размера для нанизывания, мозаики разного размера и формы; перекладывание и сортировка различных материалов: поролона, фасоли, орехов, ракушек, других природных материалов; поиск мелких фигурок в песке, крупе. Пересыпание из кувшина в кувшин, ложкой из мисочки в мисочку; из мисочки в 2-3 меньшие; через воронку. Переливание из кувшина в кувшин; из кувшина в 2-3 емкости; через воронку; спринцовкой; губкой; шприцем; шнуровки. Предвышивание, вышивание по картону, по ткани; пришивание пуговиц; разрезание полосок бумаги; перекладывание разных предметов пинцетами различного размера и формы. |
1.2 | Забота о себе: -умение застегивать свою одежду -умение мыть руки -умение пользоваться зеркалом, расческой, носовым платком -умение чистить обувь | Рамки с пуговицами, кнопками, крючками, липучками, шнуровкой, ремнями, бантами, молнией. Комплект посуды и оборудования для мытья рук. Зеркало, предметы личной гигиены. Комплект материалов для чистки обуви. |
1.3 | Забота об окружающем: -стирка -глаженье белья -мытье посуды -мытье овощей и фруктов -вытирание стола, подметание со стола -подметание пола -мытье пола -чистка овощей -резка овощей и фруктов -формирование букета -украшение группы | Комплект материалов и оборудования для стирки Комплект материалов и оборудования для мытья глажки. Комплект материалов и оборудования для мытья посуды. Комплект материалов и оборудования для мытья овощей и фруктов. Комплект материалов и оборудования для подметания со стола и мытья стола. Метелка и совок. Комплект материалов и оборудования для мытья пола Комплект материалов и оборудования для чистки и резки овощей Комплект материалов и оборудования для мытья посуды Комплект «Красивый коврик», рамки, вазочки, др.материалы для украшения. |
2. Зона сенсорного развития детей | ||
2.1. | Развитие зрительного восприятия-различение размеров -различение цвета -различение формы | Блоки с цилиндрами, цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги. Цветные таблички – коробки № 1, 2, 3, 4. ( пары по цвету, оттенки цветов) Геометрический комод, конструктивные треугольники. Биологический комод. |
2.2 | Развитие осязания | Доски для ощупывания, шершавые таблички, ткани разной фактуры. Комплект материалов с различной поверхностью( обои, картон, мех, пластик…) |
2.3 | Развитие слуха | Шумовые цилиндры, колокольчики. |
2.4. | Развитие обоняния | Баночки для развития обоняния |
2.5. | Развитие вкусового восприятия | Вкусовые баночки |
2.6. | Развитие теплового восприятия | Тепловые баночки, тепловые таблички. Комплект разных материалов. |
2.7. | Развитие барического чувства ( восприятия веса) | Весовые таблички, мешочки разного веса. Безмен, грузики. |
2.8. | Развитие стереогностического чувства | Геометрические тела, сортировки, волшебные мешочки с комплектами природного, геометрического материала, фигурок и т.п.. |
3. Зона математики | ||
3.1 | Первая группа математических материалов: счет в пределах первого десятка( количества и числа) | Красно-синие штанги, шершавые цифры. Веретена. Чипсы. Материал для игры на расстоянии. |
3.2. | Вторая группа материалов : десятичная система, введение математических действий. | Банк «золотого материала» ( единицы, десятки, сотни, тысячи). Комплекты карточек от 1 до 9000. Вводные подносы (на введение количеств и символов). Поднос с материалом для раскладки десятичной системы. Подносики.Марки. Карточки и книжки с задачами. Счеты. |
3.3. | Третья группа математического материала: количества и числа от 11 до 19 и от11 до99. | Доски Сегена 1. Доски Сегена 2. Бусины к доскам Сегена. Цветные цепочки: для счета с перепрыгиванием, сотенная, тысячная. |
3.4 | Четвертая группа математического материала : запоминание таблиц сложения, умножения, вычитания и деления, упражнения на действия. | «Положительная змея», доска с полосками для сложения, рабочие карты для сложения. «Отрицательная змея», доска с полосками на вычитание, рабочие карты для вычитания. Коробка со стержнями для умножения, доска для умножения, рабочие карты для умножения. Контрольные карты на сложение, вычитание, умножение , деление. Доска для деления, рабочие карты для деления. Наборы примеров на все арифметические действия. Бланки для упражнений на все арифметические действия. |
3.5 | Пятая группа математических материалов | Деревянные дроби. Круглые металлические дроби. |
3.6 | Дополнительные материалы по математике | Раздаточные листы для самостоятельной работы.Дидактические математические игры и лото. Наборы карточек для сопоставления количеств и чисел. |
4. Зона русского языка и развития речи | ||
4.1. | Расширение словарного запаса | Наборы предметов, муляжей, фигурок. Наборы карточек на разнообразные темы( растения, животные, предметы, приборы, техника…). |
4.2 | Звуковые игры | Коробочки с мелкими предметами на определенный звук. Ящичек с тремя отделениями. |
4.3 | Подготовка руки к письму | Рамки с вкладышами. Комплект материалов для освоения письма |
4.4 | Подготовка к письму | .Шершавые буквы прописные и заглавные. Комплект материалов для тренировки умения писать.Подвижный алфавит. Доски для выкладывания слов. |
4.5. | Обучение чтению | Материал для первого( интуитивного) чтения. Серии карточек разной сложности для чтения слов, предложений, текстов. Книжки. |
4.6. | Тренировка в рассказывании | Серии картинок и фигурок для составления рассказов, придумывания сказок. |
4.7. | Дополнительный материал. | Дидактические игры и материалы ( самодельные и на печатной основе) на запоминание букв, тренировки в чтении, рассказывании. |
5. Зона космического воспитания | ||
5.1. | Живая и неживая природа. Четыре стихии: вода, воздух, земля, огонь | Наборы ракушек, камушков, коры, кусочков древесины и т.п. Карточки с изображениями живой и неживой природы. Лаборатория ( уголок экспериментирования) |
5.2. | Мир животных | Фигурки животных, карточки для чтения с классификацией, энциклопедии. |
5.3. | Мир растений | Муляжи фруктов и овощей, гербарии, коллекции семян и плодов ,кусочков древесины, коры , мха и т.п. Сухие букеты. Уголок природы с живыми цветами. Карточки для чтения с классификацией. Энциклопедии. Наборы для экспериментирования над растениями, посадки растений и наблюдений за ними. |
5.4. | Человек | Карточки, знакомящие детей со строением человека. Наглядный материал. Энциклопедии. |
5.5. | Потребности человека (транспорт, жилище, мебель, посуда, одежда и т.п.) | Наборы мелких предметов для классификации . Наборы карточек для чтения с классификацией. |
5.6. | География | Глобусы. Карты и атласы мира, России, Урала. Материал «Рельеф». Карточки с изображением рельефа на карте. Фотографии с видами Урала, Москвы, природы России. Материал «Континенты» (для чтения). |
5.7. | Время. История. | Календари разного вида. Часы – песочные, модели, действующие. Карточки, знакомящие детей с названиями временных отрезков. Ленты времени. |
6.Другие дидактические материалы | ||
6.1. | Развивающие игры. | Логические кубы с отверстиями для фигур и тел разной формы. «Почтовый ящик»Наборы геометрических фигур разного размера и цвета. Развивающие материалы Никитиных. Пазлы разного вида. Конструкторы и мозаики разного вида, формы. |