Размер отпечатка и дистанция просмотра — где золотая середина?
Статьи, книги, журналы ..
При выборе размера отпечатков мы часто руководствуемся стереотипами «чем больше, тем лучше», «большое видится издалека» и т.д.
Почему эти принципы нельзя считать верными в абсолютном смысле, и как правильно выбрать формат для печати фотографий и оптимальную дистанцию просмотра, я попробую рассказать ниже.
Первая категория обращается в основном к форме, к ритмике, к объемам и предполагает целостное восприятие. Наиболее характерны в этом смысле работы в жанре конструктивизма, формальные композиции.
Вторая категория стремится показать зрителю не только общую картину, но в большей степени детали, фактуры. Здесь уместно говорить о пейзажах, панорамах, о предметной рекламной съемке.
Третья категория включает работы, сочетающие в себе и целостность формальной композиции, и богатство фактур. К этой категории можно отнести портрет, натюрморт, архитектурную и интерьерную съемку.
Со второй категорией в принципе понятно — чем больше угловой размер деталей в поле зрения, тем лучше, тем больше деталей увидит глаз и тем с большего расстояния можно рассматривать работу, что само по себе в плюс целостности восприятия. То есть здесь размер дает двойную выгоду. Поэтому печать на большой формат рациональна даже там, где на фото изображено небольшое изделие, например наручные часы. Никому и в голову не придет стремиться добиваться масштаба 1:1, когда нужно показать детали.
С первой и третьей категориями — сложнее.
Зрение устроено так, что поле, в котором человек резко видит, очень невелико. Разрешающая способность человеческого глаза падает по мере удаления от центральной части сетчатки.
С одной стороны, это наводит на мысль, что фотоработы из первой категории можно печатать большим форматом, так, чтобы изображение занимало всё поле зрения — мол, по краям глаз деталей не увидит, но они и не нужны, главное — форма.
Но любой дизайнер знает, мозг более целостно воспринимает композиции небольшого размера. Хороший пример из области графического дизайна — логотип. При печати на большом формате и при рассмотрении со слишком близкого расстояния товарный знак вообще может перестать быть узнаваемым, в то время как уменьшение размера влияет в целом положительно, и логотип легко читается и узнается даже будучи нанесенным на сувенирную шариковую ручку или визитку.
Возникает проблема и иного рода. Край изображения мы видим под довольно острым углом, и это приводит к искажении восприятия геометрии.
Вот здесь мы и подходим вплотную ко второму аспекту, о котором почему-то обычно умалчивают, когда речь идет о форматах — корректная передача перспективы.
Что такое геометрическая перспектива? Это впечатление глубины пространства кадра, которое выводится мозгом зрителя из ряда геометрических особенностей изображения.
Ощущение перспективы возникает в первую очередь из-за разницы угловых размеров близких и удаленных объектов и от эффектов схождения видимых или воображаемых осевых линий. Восприятие перспективы во многом опирается на оценку угловых размеров узнаваемых объектов в кадре и их сопоставление со зрительным опытом из реальной жизни.
На приведенной иллюстрации видно, что угловой размер объекта (L) с позиции наблюдателя (линза камеры) неизменен, однако в кадре при разных фокусных расстояниях масштаб объекта относительно размера кадра (l1-l2-l3) различный. Он тем больше, чем длиннее фокусное расстояние (f1-f2-f3).
Если рассматривать все три полученных кадра с одинаковой дистанции, то угловой размер здания (и соответственно восприятие перспективы) будут различными.
Чтобы компенсировать это явление, нужно в первом случае приблизиться к экрану (отпечатку), а в третьем случае — отдалиться от него. Аналогичного эффекта можно достичь, увеличив или уменьшив размер экрана (отпечатка), не меняя дистанции просмотра.
Геометрически корректное (идентичное реальности) восприятие перспективы возникает тогда, когда зритель видит фотографию с тем углом зрения, с которым она была снята. Иными словами, когда угловые размеры объектов в кадре соответствуют угловым размерам этих объектов, если бы они рассматривались зрителем на местности.
Угол зрения при съемке определяется как отношение размера кадра к фокусному расстоянию. Угол зрения при просмотре определяется как отношение размера оригинала к дистанции просмотра.
Таким образом, корректно перспектива будет восприниматься тогда, когда эти соотношения будут равны. Т.е. расстояние от зрителя до плоскости изображения должно быть во столько раз больше ширины экрана, во сколько раз фокусное расстояние объектива больше ширины пленки или матрицы.
Давайте разберем конкретный пример. Возьмем кадр, снятый «нормальным» штатным объективом с фокусным расстоянием 50 мм. Предположим, что мы хотим повесить отпечаток в галерее, где зритель рассматривает фотографии с расстояния около полутора метров (ближе подойти мешает ограждение, дальше отойти мешает противоположная стена прохода). Какого размера должен быть отпечаток, чтобы обеспечить корректную передачу перспективы?
Делим дистанцию просмотра (1500 мм) на фокусное расстояние (50 мм) и получаем масштаб увеличения отпечатка (1500 / 50 = 30).
Чтобы получить искомые размеры отпечатка, умножаем ширину (36 мм) и высоту (24 мм) кадра на масштаб (30) и получаем размеры: 1080 х 720 мм
Аналогичным образом вычисляется и оптимальная дистанция просмотра для изображения заданного размера.
Допустим, имеется кадр, снятый на объектив 35 мм, и монитор размером 35 х 23 см, что относительно полного кадра дает масштаб 1:10. Чтобы получить оптимальную дистанцию просмотра, умножим масштаб на фокусное расстояние и получим 350 мм = 35 см. А для кадра, снятого на 50 мм объектив, это расстояние составит уже 50 см.
Я составил таблицу, с помощью которой можно легко вычислить оптимальную дистанцию просмотра, исходя из фокусного расстояния и размера изображения или вывести оптимальный размер из фокусного расстояния и дистанции.
Разумеется, математический метод дает лишь теоретически корректные значения, понятно, что никто не будет рассматривать снимок птицы, сделанный на 500 мм объектив и напечатанный на метровый формат, с расстояния 13 метров, добиваясь только лишь правильной передачи перспективы, которой в кадре с размытым задником и вовсе толком не наблюдается.
Равно как и просмотр метрового сверхширокоугольного снимка с расстояния 20-30 см может разрушить целостность восприятия.
Однако в среднем диапазоне фокусных расстояний было бы полезно придерживаться вышеизложенных принципов, чтобы усилить эффект присутствия и реальность передачи сюжета.