Коварные звуки
Разные статьи, инфоПомните первое слово вашего малыша? Вы сделали немало, чтобы оно прозвучало вовремя. Пора потрудиться над чистотой звуков!
Наряду с проблемным произношением соноров, шипящих и свистящих фонем, в речи малышей могут встречаться дефекты звуков К, Г, Х, Т, Д.
Замены звуков К, К` на Т, Т` ("таньки" - коньки, "тино" - кино), Г, Г` на Д, Д` ("дуси" - гуси, "дездо" - гнездо), а Х, Х` на Т, Т` ("тост" - хвост, "титлый" - хитрый) часто встречаются у малышей 2-3 лет. Нередки и обратные комбинации: "кам" - там, "куба" - труба, "гай" - дай, "гега" - деда. Эти звуки порой совсем отсутствуют: "от" - кот, "ости" - гости, "леб" - хлеб, "ом" - дом, "ава" - трава.
Подобные ошибки могут пройти сами к 4-5 годам. Если же нет, надо обратиться к логопеду. Как правило, дефектное произношение заднеязычных звуков К, К`, Г, Г`, Х, Х` - это проявление механической дислалии или ринолалии.
Особенности строения языка, обращаем внимание:
- Не слишком ли он мал?
- Корень языка слабо выражен и не в состоянии подняться веерх?
Заднеязычные звуки в норме предполагают высокий подъем корня языка. Если же из-за родовой травмы в мышцах языка парезы (частичный паралич), добиться такого подъема сложно.
Твердое нёбо
- Какое оно: высокое или щелевидное?
В обоих случаях корень языка до точки опоры не дотягивается. Не исключено, что проблемы есть и с твердым и мягким небом. Это могут быть врожденные расщелины: скрытые, неполные, полные. Нёбо иногда укорочено либо вовсе отсутствует. В этом случае малыш испытывает трудности во время еды.
При открытой ринолалии выход один - ортодонтическая помощь: уранопластика, обтурирующие пластинки.
Если с нёбом всё в порядке, значит язычок малыша просто ленится. Он выбирает лёгкий путь: замену или пропуск заднеязычных звуков.
Чтобы произнести взрывные К, К`, Г, Г` правильно, мышцам языка приходится потрудиться. Логопедические игры и упражнения расшевелят лежебоку!
Поиграем
Язычок-сумоист
Язычок превращается в борца, который должен победить в схватке с...пальцем! Всем весело, ребёнок улыбается, его ротик приоткрыт. А мама, обернув чистым платком свой указательный палец, упирается им в кончик языка малыша. Затем отодвигает весь язык назад...
Язычок-борец старается вытолкнуть соперника "с ковра". Его спинка приподнимается. Но увы...победил соперник. Тем временем мама кладет палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает ее еще дальше. Язычок сопротивляется! Наконец он занял нужную позицию, корень приподнялся и ребёнок ощутил высокий подъем - "горочку" спинки языка.
Мама просит, не прерывая схватку: "Скажи Т!" - "К", - выдыхает кроха под "давлением". Вот так фокус: звук Т превратился в К. Теперь проделайте то же самое со слогами ТО, ТУ, ТЫ. Должны прозвучать КО, КУ, КЫ. Игра ведется до тех пор, пока малыша сам наконец-то не произнесет звук К. Осторожно! Наблюдайте за реакцией крохи. Не проводите занятие сразу после принятия пищи.
Катание с горки
На ладошку кладется ватный шарик. Ребёнок вдыхает носиком воздух, высоко приподнимает корень языка. Затем резко выдыхает и сбрасывает ватку с ладошки, произнося звук К или слоги КА, КУ,КО,КЫ.
Незаменимые помощники
Как еще вызвать звук К? Возьмите чайную ложку. Предложите малышу произнести слоги: ТА-ТА-ТА.
Черенком ложки отодвиньте язык, осторожно надавливаяна переднюю часть его спинки. Нажимайте в тот момент, когда произносится звук Т. На звуке А ложечку убирайте. Учтите, что слоги ТА-ТА-ТА ребёнок произносит медленно, раскрывая рот в улыбке. Лишь в этом случае удастся успешно действовать ложечкой. Сначала может получиться слог ТЯ, потом КЯ.
Продолжайте равномерно надавливать на язычок, ловите момент, когда ясно зазвучит долгожданный КА. Это положение языка запоминает и малыш. Потом можно попросить его произносить КУ, КО, КЫ, КЭ.
Звук Г ставят таким образом, но от слога ДА. Здесь к работе языка подключаются голосовые связки. Г - фонема звонкая. Если же у ребёнка есть и дефекты оглушения (замена звонких звуков глухими: том - дом, супы - зубы, шук-жук) сначала расскажите ему сказку.
"В твоем горлышке живет ГОЛОСОК. Когда он спит, например на звуке К, стенки его домика не дрожат. На звонком звуке Г ГОЛОСОК просыпается и начинает стучаться в стенки, отчего горлышко вибрирует. Хочешь проверить?"
Ручку ребёнка тыльной стороной приложите к своему горлу. Произнесите звук К, но не название буквы Ка или Кэ. Присоединение гласного вызовет вибрацию гортани и собьет кроху с толку. Итак, вы произнесли звук К:
"Чувствуешь, малыш, - ГОЛОСОК спит!"
А теперь Г:
"ГОЛОСОК проснулся!".
Теперь пусть ребёнок, приложив руку к своему горлышку, произнесет звук К и почувствует отсутствие вибрации, а потом Г. Удалось? Можно приступать к постановке звука Г от слога ДА.
Закрепим результат!
Когда звуки получатся, нужно закреплять успехи путем слогов, слов и фраз (именно в таком порядке): КА-КА-КА..., КО-КО-КО..., КИ-КИ-КИ..., КЕ-КЕ-КЕ..., УК-УК-УК..., ГУ-ГУ-ГУ..., ГИ-ГИ-ГИ....
Слова: КОШКА, КИТ, КЫШ, КИНО, ГАЗЕТА, ГАЗОН, ГИТАРА.
Посложнее: АКУЛА, СОКОЛ, САНКИ, НОСКИ, ВАГОН, ОГОНЬ, СНЕГИРЬ.
Труднее всего добиться чистого звучания К в конце слов: соК, вениК, быК, маК. Стол-столИК, нос-носИК, дом-домИК.
Прекрасная тренировка - проговаривание чистоговорок и скороговорок:
КА-КА-КА, КА-КА-КА, эта стенка высока,
КО-КО-КО, КО-КО-КО, мяч подкинем высоко,
КУ-КУ-КУ, КУ-КУ-КУ, кто кукует на суку?
КИ-КИ-КИ, КИ-КИ-КИ: елки очень высоки.
КЕ-КЕ-КЕ, КЕ-КЕ-КЕ, спит котенок в уголке,
АК-АК-АК, АК-АК-АК, у дороги вырос мак,
ОК-ОК-ОК, ОК-ОК-ОК, тополь в поле так высок!
УК-УК-УК, УК-УК-УК, мы купили редьку, лук,
ИК-ИК-ИК, ИК-ИК-ИК, чей же это громкий крик?
ГА-ГА-ГА, ГА-ГА-ГА, гусь гогочет так всегда.
ГО-ГО-ГО, ГО-ГО-ГО, конь смеется: И-го-го!
ГУ-ГУ-ГУ, ГУ-ГУ-ГУ, сидит гагара на снегу,
ГИ-ГИ-ГИ, ГИ-ГИ-ГИ, мяч поймал - теперь беги!
Ковал кузнец на наковальне подкову скакуну.
Карлик Карл кувыркался на ковре.
В гнезде - гагара, у гагары птенцов пара.
Ганна съела галушку, Герман - горбушку.
В зимний солнечный денек
Приглашает нас КАТОК
Три дня, не покладая рук,
Трудился старенький барсук,
Поставил возле ели
Для внученьки КАЧЕЛИ.
Подрумянил в печке бок
Аппетитный КОЛОБОК.
КОЧЕРЫЖКА вся в листочках,
Словно бабушка в платочках,
Ты не съешь ее без хруста.
Ведь она на то КАПУСТА.
Носит ловко детвору
В большом кармане КЕНГУРУ.
Квохчет и волнуется
За цыпляток КУРИЦА.
Что грохочет летом в поле,
Над водой бурливой в море
Блеском стрел слепя глаза?
Это летняя ГРОЗА
Человечек ростом мал
Он из сказки к нам попал.
С Белоснежкою знаком
Милый и забавный ГНОМ.
Дом зеленый без окошка
Тесноват уже немножко
Был приютом он для крох
Быстро в нем созрел ГОРОХ,
Эта птица забияка.
Где она - там часто драка.
Но ее я не боюсь.
Это наш домашний ГУСЬ.
Хитрицов - на мороз!
Создадим иллюзию мороза: поднесем руки ко рту и подуем на них теплым воздухом! При этом слышен звук Х. Если фокус не удался, возьмите в помощники ложечку. Вы отодвигаете язычок ребёнка, а тот произносит слоги: СА-СА-СА.. Закрепите достигнутое на слогах ХА, ХО, ХУ, ХИ, ХЕ, словах (хвост, хата, хитрый, сахар, стихи), чистоговорках:
АХ-АХ-АХ, АХ-АХ-АХ, нам неведом страх,
ОХ-ОХ-ОХ, ОХ-ОХ-ОХ в банке спрятался горох!
УХ-УХ-УХ, УХ-УХ-УХ, как сердит на нас петух!
Потренируйтесь на подборе слов: слон-слониХА, морж-моржиХА, бобр - бориХА и т.д. (Вторые пары должен подобрать ребёнок).
В магазин прИХОдит Глеб
Покупает белый ХЛЕБ
Любит сладость стар и млад
Всяк ее отведать рад!
Говорит о ней молва:
Очень вкусная ХАЛВА!
В той игре порой дерутся
И за шайбой все несутся
Гол забит: Ура! Окей!
А зовется всё - ХОККЕЙ!
Вот из ванной вышел брат,
Банный он надел ХАЛАТ!
Сеет в поле он зерно
Ждет, когда взойдет оно.
Убирает, вяжет сноп,
Он отличный ХЛЕБОРОБ!
Скука смертная, тоска,
Навалилась, как доска.
Обольюсь я из ведра,
Испариться вмиг ХАНДРА.
Поиграть пришли подружки,
Разбросали все игрушки,
Мама строго морщит нос:
Ей не нравится ХАОС!
Что за сладкий королек?
На прилавочке прилег?
Рядом дыни, шаурма,
С юга прибыла ХУРМА!
Елена Германовна Карельская, логопед высшей категории
Мой ребёнок/ серия здоровый малыш