Мишуткины 3 и 9.
Растем и развиваемсяЗаписать бы надобно)
Боюсь поспешить с выводами, но по-моему у Миши наконец-то начинается разговорный этап жизни. Алилуя!!! Заметный прорыв случился после "балийского кризиса", так я буду называть этот период включения Капризки) После Сингапура его конкретно накрыло, отшибло напрочь половину старых воспоминаний, даже весьма свежих, и ребенок выдавал мне порции капризов. Стало ясно, что развитие торкнулось, благодаря некоторой стимуляции вечными переездами. Уже тогда он начинал поактивнее повторять слова, продолжилось это и дома. На днях заметила, как у него наконец-то появились диалоги между игрушками, т.е. когда он болтает за двоих, будто они общаются. Иногда послушать и правда забавно) Не всегда такие разговоры лестны для меня, ведь он по сути наше общение копирует, есть моменты, которые явно ошибочны в моем поведении. Сейчас выдает все больше новых слов из пассивного запаса, т.е. которые по сути знал, но не произносил. Все больше старается произнести так, чтобы его понимали. Сердито повторяет слово, дабы дошло до собеседника, что он имеет ввиду) Раньше, если его не понимали, он зажимался и вообще рот на замок закрывал. Повторять что-либо отказывался.
Он вообще, конечно, изменился и в поведении. Впервые вчера сидел в парикмахерской и улыбался пока его стригли, общался с девочкой-парикмахером, обычно-то выл в три ручья от страха)) Боялся и моей подруги Анюты, всегда заливался в дверях ее дома, а тут довольный на ее руках качался и что-то обсуждал с нею) Даже Эли, которую он обожает (она у нас в Краби жила и потому он ее особо возлюбил))), он все равно тоже стеснялся и боялся зайти к ней в офис, хотя и хотел увидеть. Сегодня же выпрыгнул из-за стола и побежал к ней с распростертыми объятиями через весь фуд-корт)) Вообще неузнаваемый!!
Я еще в путешествии ему капала по-тихоньку на мозги, что пойдем к тетеньке учиться играть с язычком, чтобы он лучше научился говорить. Иначе придется пить лекарства. Ну правда жизни, так и есть, потому про лечение ребенку и говорила. Почти 4 года, а он два слова связать не может, больше половины "речи" лишь мычание. Понятно, что ждать дольше тоже как бы чревато. И так, уже второй год упираюсь и лекарства ему не даю, уколы не ставим, сколько ж можно. Прогресса нет, а время уходит, а в таком возрасте год за десять! В общем, грань близка, решила последний бросок сделать до логопеда, массажа и водить к детям его общаться. Так что настроился он на такой сценарий еще почти за месяц) Сейчас и начали воплощать в жизнь.
К логопеду завтра пойдем на первое занятие. Хоть Мишутка уже и сам начал расходиться в разговоре, все равно так быстро без помощи он это не освоит, произношение, прямо скажем, плохое, по-моему только я понимаю, что он говорит или пытается донести (предложения составить не может). Хотя сегодня впервые выдал: "Саша боялась птица, я нет боюсь", т.е. изменил форму слова в зависимости от рода. Потому все равно решила попробовать походить к логопеду. Хуже не думаю, что от этого будет. Я сама не в состоянии еще и эту сферу на себя брать, да и не горю желанием быть многорукой богиней, с меня и так хватает обязанностей и умения.
Причем, хочу заметить, что мы были зимой у логопеда и дефектолога. К логопеду зашли случайно, когда Сашульку на танцы водили в дк. Врач просто "поболтала" с Мишей, тот ей отвечал на все вопросы, в общем, было видно, что он вполне понимает все, и порекомендовала тогда поделать массаж, сказала, что ничего страшного, а в Мише просто надо будить русские корни, т.к. генетическая память не включена, русский язык для него сложен. Меня как-то не успокоили эти пространные мысли о родовой памяти и я решила обратиться к одному из лучших дефектологов в городе. Перерыла половину пермского форума в поисках отзывов и координат. Эта женщина дефектолог действительно сильная, работает в основном с детьми аутистами и по отзывам мам творит чуть ли не чудеса. Мне хотелось, чтобы она посмотрела Мишутку и высказала свое мнение, может я не замечаю чего, упускаю. Никаких отклонений и проблем в Михе она не нашла. "Глазки умные," - сказала. Да уж, его глазки подкупят кого хошь))) Ничо, что сидит молчит, но глаза ж умные)))) Сказала, что как пойдет в сад с детьми общаться, так все наверстает, основная проблема в этом. Плюс заявила: "А что вы хотите с вашим образом жизни?", делясь с коллегами, что вот нищасный ребенок сколько языков в свои три года уже услышал, да по несколько месяцев в году живет не в русскоязычной среде, теперь и путается вовсю. Честно признаюсь, я уже и сама не раз задумывалась на пользу ли эти все наши поездки, иногда правда так не кажется. В общем, расстались мы тогда с дефектологом на такой ноте, что Мих здоров и ноу проблем. Иногда мне правда забавно это слышать, сколько ни читаю, а всем в полтора года уже страшные речевые диагнозы ставят, а тут молчаливому ребенку 4 на носу и все специалисты твердят, что все окей. Хорошие специалисты))
И вот, настроила я ребенка на логопеда и пошли мы позавчера на знакомство с ним. Мих побаивался, но так как мне обещал не бояться, то бодро отвечал на вопросы и вообще показал себя во всей красе) Логопед пока просто оценивала уровень Мишуткин. И еще один специалист сказал, что все нормально для его возраста. Звуки он все необходимые в этом возрасте произносит, отлично различает, немного теряется с С и З, но может их произносить, когда старается, просто надо закрепить их, чтобы в речи спокойно использовал. Сказала, что пассивный запас у него большой. По-моему она не представляет насколько большой))) Честное слово, когда он на своем "полуязыке" начинает вещать о микробах, что сидят в его горле, или о том, как панды жуют бамбук, что туканы обитают в джунглях, как невкусно пахнет дуриан и что мы его не едим, а другие люди едят, или что-нибудь начинает про извержение вулканов заливать... Бабушка сказала, что воспитатели в саду будут в шоке))) Он как что-нибудь заявит, так отпад просто. Я и сама тихо фигею временами, с улыбкой его слушаю. Сегодня сидел и красками на большой картонной коробке выводил что-то. Потом меня подозвал и начал показывать, что тут мол Бали, тут Индия, а тут наш дом. Карты он любит, да))) Доходит до того, что он говорит слово по-русски, а потом тут же то же самое на английском. Клянусь, ни разу ничему не учила, просто что-то в процессе разговора за границей улавливал. Он у меня в поездке активно и английский повторял, почти наравне с русским. Как он связывает эти слова с правильным переводом ума не приложу. Чтоб люди сразу не падали, скажу, что он не все подряд на инглише лопочит, но изредка выдает слова, что уже заставляет удивляться, если учесть, что обучающих усилий никаких к этому не приложено.
В общем, завтра пойдет первый день к логопеду. Буду рада, если это даст действительно сильный толчок его речи. Судя по ознакомительному занятию, все там проходит легко и в играх. Девушка сразу нашла с Мишей общий язык, он вообще с удовольствием за ней повторял всякие звуки. Эта же девушка занималась еще когда-то с Сашей, т.е. по идее некое заочное знакомство у меня с нею есть. В общем, посмотрим, я ведь присутствую на занятиях, потому смогу видеть что и как и нравится ли мне и Мише и есть ли какие-то подвижки. Но, учитывая, что у Мишутки и самого сейчас активные подвижки есть, то все равно одно наслоится на другое, возможно это даже лучше, когда именно на активной фазе развития пойдет еще и стимулирование речи.
Мишуткус вроде и бармалейкин такой, ведет себя чисто по-пацанячи)) Любит вредничать, Сашку обижать, ссориться, еще где-то подкалывать или дразниться, отвечает и мстит, если его обидели, бардак наводит страшенный, чего только не нагораживает и не разбрасывает... И это безумно бесит временами. Но по натуре он невероятно нежный, добрый, заботливый. Вылил тут последний сок в кружку, взял еще одну и половину перелил в нее, чтобы мне оставить. Всегда жалеет, если видит, что мне больно. Помогает во многом, счастлив, что может быть помощником. Любит теперь книги, постоянно просит почитать. Если не могу почитать в данный момент, то может затихнуть, листая страницы и рассматривая картинки. Вроде не так давно покупала горы книг, обновляя всю библиотеку ему, столько дней потратила на поиски подходящих для его возраста, как опять обнаружила, что книг у нас мало =))) Но те мои старания не прошли даром, ребенка не только заинтересовали книги, но он их полюбил. А прежде ведь был абсолютно равнодушен. Я, кстати, не писала о том, как я выстраивала эту стратегию, делала специальный книжный уголок, в котором можно отдыхать и удобно книжки доставать, вводила ритуалы с чтением книг. Надо будет обязательно написать как-нибудь) Но редко у меня получается собраться и закатить большущий пост. А коротко я писать не умею, как вы знаете ;)