Развитие логического мышления у ребенка
Игры и занятия на тренировку логики связаны с освоением логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения и конкретизации. Благодаря развитию этих приемов ребенок легче и быстрее устанавливает причинно-следственные связи. Следует сказать, что развитие логики благоприятно влияет на речевую активность крохи и повышает культуру мышления.
Первые занятия логики ребёнок организует себе сам, изучая окружающий мир. Сначала он выявляет физические закономерности, распознает свойства предметов, а несколько позже устанавливает причину и следствие. Обязательно помогайте ребенку в его опытах, подкидывая новые предметы и идеи. И не наказывайте кроху за то, что он размазал кашу по столу или разобрал машинку на мелкие детальки. Если такие случаи единичны, то малыш это сделал не на зло Вам, а именно для изучения свойств предметов.
Когда кроха подрастет, давайте ему задания на тренировку конкретных логических приемов.
• Сравнение. Предлагаем крохе сравнить стул и табуретку, корову и козу, и т.д. Пусть назовет все признаки, по которым предметы или животные похожи и отличаются.
• Анализ. Возьмите какой-либо предмет, например, цветок, и предложите крохе его проанализировать. Спросите, что это такое, как цветок называется. Далее выясните, какого он цвета, размера, чем отличается от других цветков. Обсудите, из каких деталей состоит цветок, и попросите описать каждую деталь.
• Синтез. А теперь спрячьте цветок и предложите малышу нарисовать его. Подробный анализ поможет соединить все детали в единое целое.
• Абстрагирование. Рассматриваем предметы по одному из признаков, отвлекаясь от других. Например, сначала можно изучить цвета разных фруктов, затем их форму, потом - вкус. Далее, объединяем различные предметы по одному признаку, например, огурец, яблоко, ель - зеленого цвета.
• Обобщение. Называем ребенку ряд предметов, например: мячик, кукла, машинка, пирамидка. Затем просим назвать эти вещи общим словом. (Игрушки)
• Конкретизация. Попросите кроху привести конкретный пример, который ассоциируется у него с одним из понятий: весна, жара, ужин, сила, счастье и т.д.
Все занятия с малышом должны проходить в игровой форме с улыбкой и радостью(не принудительно), тот кто объясняет сам должен увлечься этим как ребенок (почувствовать себя ребенком). Нужно поддерживать и приободрять малыша, чтобы он не боялся ошибаться , помогать где он не уверен и поправлять там где он не прав (лучше объяснять все с ассоциативными примерами).