"Дудочка и кувшинчик"
ДетскаяЯ тут на днях написала про то, как мы прочитали эту книжку и про трактовку морали сказки от Гри (в том же посте полный текст сказки). Я обещала поделиться тем, что я думаю по поводу сказки.
С детства у меня осталось впечатление, что сказка, разумеется, о том, как нужно работать, чтобы что-то получить, ничего не дается без усилий, лень нужно побороть и пр. В общем я была правильным ребенком и нужным образом понимала, что "автор хотел сказать". А еще с детства у меня осталось чувство неприязни к этому старичку-лесовичку. И перечитав сказку сейчас во взрослом возрасте, я поняла почему.
Дети чаще всего ассоциируют себя с тем героем, кто ближе всего им по возрасту, очевидно, что в этой сказке это будет девочка Женя. Ты пришла в лес, и ты девочка довольно ленивая, и уже поняла, что нужно будет стоять на корточках, приседать и выглядывать ягодки под листиками - то есть собирательство тебя напрягает. И кроме того папа уже озвучил тебе эффективную (свою) стратегию сбора ягод - "одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвертая мерещится", её ты тоже попробовала, но терпения тебе не хватило. Ты пошла дальше в лес в надежде, что как-то твоя проблема решится и вот тебе попадается тот самый лесовичок. Он выслушивает тебя и даже радостно меняется с тобой - дает волшебную дудочку за твой кувшинчик. Но попробовав дудочку в действии, ты понимаешь, что она решает только одну проблему - ягоды становятся видны, но собирать их не во что. Вернувшись к сказочному старичку, ты озвучиваешь результаты своего эксперимента и говоришь, что тебе нужно забрать обратно свою тару для земляники. Бежишь на полянку, а там все ягоды опять попряталась, и ты понимаешь, что для успешного сбора ягод тебе-таки нужно и то, и другое, и дудочка, и кувшин. Ты бежишь обратно к дедуле и тут происходит та педагогическая (вернее антипедагогическая) феерия, которая и побуждает ребенка-читателя испытать чувство неприязни к лесовичку:
"- Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!
- Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.
- Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.
- Ну, так я тебе не дам дудочку.
Женя взмолилась:
- Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне непременно нужно и кувшинчик, и дудочку.
- Ишь ты, какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдёшься и без дудочки, одним кувшинчиком.
- Не обойдусь, дедушка.
- А как же другие-то люди обходятся?
- Другие люди к самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают да и берут ягоду за ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью примечают, а четвёртая мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.
- Ах, вот как! - сказал старик боровик, коренной лесовик и до того рассердился, что борода у него вместо сизой стала чёрная-пречёрная. - Ах, вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда! Не будет тебе никакой дудочки.
С этими словами старик боровик, коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенёк"
Да, девочка ленивая и боится "чего доброго устать", но она хотя бы разговаривает вежливо, а дедушка включил "детский сад" - "ах ты так, тогда я тебе", обзывается и выходит из себя. И вроде как именно он в сказке носитель морали, но ведёт себя глупо - раз, и что-то мне подсказывает, что девочка смирилась с необходимостью напрягаться для получения результата сама по себе в итоге, а не от встречи со сказочным педагогом (поняв, что правафлила кучу времени, и "ее дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой"). Неужели нельзя было донести хрестоматийное "без труда не вытащить и рыбку из пруда" каким-то более подходящим способом?
А у вас есть вопросы к лесовичку? :)