Освоение самых простых, но жизненно важных навыков (таких, как глотание и жевание) для детей с очень тяжёлыми заболеваниями нередко представляет огромную проблему. В подобных случаях требуется помощь высокопрофессиональных специалистов, которые способны улучшить качество жизни малыша и его семьи. Подопечных с серьёзными речевыми задержками и нарушениями функции глотания фонд «Плюс Помощь Детям» старается отправить на курс реабилитации к уникальному специалисту, логопеду и клиническому лингвисту Ксении Быковой.
В прошлом Ксения получила специальность фельдшера скорой помощи, что сейчас позволяет ей работать с детьми с тяжёлыми нарушениями дыхательной и сердечной деятельности. В России Ксения также выучилась на логопеда-педагога, после чего уехала в Германию, в Потсдам: там она закончила магистратуру и сейчас планирует поступать в докторантуру. Ксения работает в лаборатории Swallowing Research Lab, специализирующейся на изучении функции глотания.
Руководитель лаборатории Dr. Ulrike Frank - уважаемый в Германии патолингвист, специализирующийся на проблемах глотания и дыхания. Несмотря на обширную практику и научную работу, раз в несколько месяцев Ксения старается приезжать в оздоровительный центр «Солнце моё», чтобы помогать маленьким детям здесь, в России, в том числе и нашим подопечным.
В чём заключается работа логопеда?
Как вы представляете, чем занимается логопед-дефектолог? Постановкой звуков и дикции и разучиванием скороговорок с детьми? На самом деле деятельность профессионального логопеда намного шире - очень часто его помощь необходима детям с серьёзными нарушениями глотательной и жевательной функции.
Таких специалистов, как Ксения - единицы, ведь она не просто логопед, а клинический лингвист. Клиническая лингвистика - довольно молодая дисциплина, изучающая языковые дефекты и нарушения работы органов речи, врождённые или приобретённые в результате травм, инсультов или опухолей головного мозга. В начале января Ксения Быкова снова приезжала в Москву, и трое подопечных нашего фонда - Ваня Ш., Саша П. и Богдан Н.- прошли у неё курс логопедического массажа.
У малышей тяжёлые двигательные нарушения. Один из них совсем не умеет глотать, поэтому его кормление проводится через зонд; второй находится в процессе адаптации к полноценному приёму пищи после снятия с зондового питания; третий уже учится жевать. Ребёнку, находящемуся на зондовом питании, очень важно успеть помочь до года, ведь с возрастом базовые навыки глотания и жевания освоить с нуля становится всё сложнее и сложнее, иногда это и вовсе практически невозможно.
Чтобы снять ребёнка с зондового питания, требуется время, однако родители детей, проходивших лечение у Ксении в январе, практически сразу отметили существенные улучшения состояния у своих малышей.
Благодаря логомассажу у Саши появился голос - это означает, что голосовые складки начали работать. До курса логомассада у Богдана были хрипы и сип, но благодаря процедуре появилось озвончение голоса. Как пояснила Ксения, это свидетельствует об улучшении функции глотания и дыхания. Ваня же после курса логомассажа стал произносить первые звуки. Помимо этого, у малышей в целом улучшилась подвижность органов артикуляции, повысилась их чувствительность, а также появилась мимика.
Сам по себе логопедический массаж - процедура не уникальная, но таких специалистов, как Ксения Быкова, единицы: будучи по образованию не только клиническим лингвистом, но и фельдшером, она может делать сложный зондовый массаж детям с очень тяжёлыми нарушениями. В подобных случаях вмешательство должно быть минимальным и в то же время максимально эффективным, чтобы ребёнок не истощался и смог удержать полученный эффект.
Когда кашель может быть полезен?
Дети переносят логопедический массаж по-разному. Те ребята, кто может понимать и взаимодействовать со специалистом, обычно спокойно относятся к процедуре.
В случае же с малышами логопедический массаж - крайне пугающая процедура, они переносят её с трудом: дети плачут, кашляют, иногда даже кажется, что они задыхаются. Плачут, чтобы дать понять родителям, что им не нравится то, что чужая тётя делает что-то странное с их маленьким ротиком.
Кашель, как пояснила Ксения, вызывается специально - для тренировки кашлевого рефлекса. Этот рефлекс необходим, чтобы дети могли откашлять слюну, мокроту или пищу, которые могут скапливаться на входе в трахею и даже попадать в лёгкие. Это может быть опасно для их жизни: кусочки пищи могут скапливаться в лёгких, из-за чего возникает риск развития пневмонии - частой причины госпитализации детей с нарушением глотания.
Во время стимуляции задней стенки глотки у малышей срабатывает в лучшем случае рвотный рефлекс. Именно в этот момент дыхание ребёнка задерживается на мгновение, что со стороны выглядит так, как будто бы ребёнку не хватает воздуха. Но именно хорошая же работа мышц, отвечающих за сокращение глотки, обеспечивает эффективное проглатывание пищи и жидкости.
Чтобы родители не пугались и понимали, что происходит с их малышами, Ксения подробно поясняет свои действия и отвечает на их вопросы. Она также даёт советы, как лучше продолжить лечение, какие исследования необходимо пройти, если требуется более тщательная диагностика.
С помощью специальных металлических зондов логопед прорабатывает у детей снаружи и изнутри мышцы щёк, языка, мягкого нёба, дна ротовой полости и заднюю стенку глотки. Как объяснила сама Ксения, всё это делается для того, чтобы простимулировать нервные окончания, которые отвечают за процесс глотания, и заставить их работать эффективнее.
Чтобы проводить такой массаж, нужно обладать немалым мужеством и при этом уметь находить подход к родителям каждого из детей и к самому ребёнку, учитывая особенности его сегодняшнего состояния здоровья. Ксения сочетает в себе смелость и поразительную мягкость. Она очень чуткий и внимательный специалист, поэтому мгновенно располагает к себе.
Помощь Ксении для детей, не умеющих жевать и глотать самостоятельно, трудно переоценить. Она работает по уникальной методике. По словам специалиста, всю литературу и методику по зондовому массажу ей приходилось адаптировать под себя: в своей практике она использует только те приёмы и методы, которые, по её наблюдениям, действительно приводят к значительным улучшениям.