Как получить гениального ребенка?
"умные" мыслиНаверно, это вопрос волнует многих родителей). Популярная нынче тема. Собственно, не ждите, что в этом посте я дам на него ответ. Во-первых потому, что под гениальностью все подразумевают разное, а во-вторых потому, что я не знаю.
А пост возник потому, что вчера мне задали такой вопрос. Задал тренер Саша. На самом деле что-то подобное спрашивают многие преподаватели, которые работали с Любой. Если быть объективной и безо всякого желания похвалиться, действительно, у Любы есть потрясающие качества, она действительно, талантливый человек. Хотя, я думаю, все талантливы в чем-то. Слово "гениальность" не люблю и не считаю уместным в данном случае. И вообще напрягаюсь, когда меня пытают на эту тему. Да, умна для своего возраста, очень старательная, целеустремленная, умеет сосредоточиться и взять все, что нужно из любой ситуации. Хорошо для своего возраста формулирует мысли. Быстро учится. Хорошо ладит практически со всеми, у нее природное чувство такта и деликатность. Помимо этого у нее хорошие физические данные, она очень координирована и сильна. Но своей какой-то заслуги я в этом не вижу, мне кажется, она лучше меня и я порой даже боюсь лишний раз лезть, чтобы не навредить. Она была такая изначально. Но у нее есть, конечно, и слабые стороны - высокая чувствительность, эмоциональная лабильность - это есть и у меня, небольшая "тормознутость". Многое из этого порой сильно раздражает. Саша спросил меня, много ли мы с ней занимаемся, учила ли я ее читать с рождения и все такое? Если честно, на мой взгляд, занимаемся очень мало, если рассматривать какие-то конкретные занятия. Да, наверно, есть дети ее возраста, которые свободно читают по-английски и берут интегралы, но Люба так не умеет. Я стараюсь проводить с ней время, разговаривать и что-то обсуждать, когда есть силы. Мне кажется, самое главное - это просто любить ребенка, таким, какой он есть. И не пытаться сделать из ребенка "себя", реализовать через него свои амбиции. Что-то интересно - ок, мы этим позанимаемся, разберем. Не интересно - я не буду заставлять.
Когда мы с Любой впервые пришли в спортивный клуб для занятия акробатикой и на спортивных батутах, я обратила внимание на то, что дети очень по-разному относятся к занятиям. Кого-то просто привели родители и сказали заниматься, а ребенку это не нужно. Саша говорит, что с такими ребятами очень сложно работать. Любе нравилось прыгать и это было прямо ЕЕ. У нее с самого начала был хороший прогресс. Она очень быстро обогнала некоторых ребят, занимающихся на год больше.
Я часто вижу, что для многим очень сложно "отпустить" ребенка в некоторой степени, не требовать слишком многого, радоваться любым успехам. Дети очень страдают от этой гонки, от необходимости соответствовать родительским ожиданиям. А родители боятся, что если не будут давить, то ребенок сам ничего не сделает. Мне тоже приходится иногда бить себя по рукам и сдерживать порывы, чтобы не давить излишне и почувствовать грань, где ее интерес и способности, а где уже начинаются мои амбиции.
Сейчас подрастает Вера. Она совсем не похожа на Любу. Она очень эмоциональна, порывиста, непоседлива. Мне бывает сложно с ней в транспорте или общественных местах, поскольку тишины от нее ждать не приходится. Говорит не очень понятно. Короче, тихий и спокойный, хорошо говорящий ребенок, конечно, удобнее). А если у ребенка есть реальные проблемы? У нас есть знакомая девочка - аутист. Степень у нее не очень сильная, но все же особенности поведения заметны и многие обращают внимание. Дети спокойно с ней общаются, а вот взрослые не всегда адекватны. Мы с ней не очень часто видимся, но когда я ее вижу, отмечаю ее высокий интеллект и артистизм. Она уже сама понимает свои особенности и за счет интеллекта пытается контролировать поведение и анализировать его. Это же видит и бабушка, которая очень в нее верит и очень ей помогает, постоянно ее хвалит. А вот родителям с ней сложно, они часто раздражаются. Люди просто требуют - будь таким, как мне надо! И точка. Хотят, чтобы им было удобно. А потом удивляются, что детям ничего не интересно, что они становятся апатичны.
Наверно, задача родителей или просто близких людей - разглядеть талант, который есть у каждого, помочь ему прорасти, не навязывая своих заморочек. Тогда каждый человек сможет реализоваться в меру своих природных данных. Может, в этом и есть секрет "гениальности". Человек просто должен быть счастливым.